Рефераты. Управление коммуникациями в организации

Основатель клана Рокфеллеров Джон-старший говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе, и я готов платит за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». [8]

Традиционно выделяют две формы коммуникации: вербальную и невербальную. При вербальной коммуникации в качестве символов используются слова человеческого языка. Существует несколько признаков естественного человеческого языка, отличающих его от систем коммуникации у животных.

Главными признаками естественного человеческого языка являются:

1) Канал для всех языковых сообщений вокально-слуховой: языковые сообщения передаются голосом и воспринимаются слухом. Этим человеческий язык отличается от языка низших животных. Эти различия касаются способа, каким информация предаются через внешнюю среду в организм. Однако с точки зрения того, что происходит внутри организма при восприятии языковых сигналов, имеется много общего даже между человеком и низшими животными.

2) Языковая деятельность не имеет непосредственного биологического значения, иначе говоря, она биологически нерелевантна (несущественна). Как бы ни изменился характер речи (тембр, высота голоса, скорость, интонация и т.п.) в процессе разговора, это нисколько не повлияет на биологические свойства окружающей среды.

3) Произвольная семантизация. Семантизация – означает придание смысла, т.е. связь между явлением, выступающим в качестве материального знака, и тем явлением, и тем явлением, которое им означается.

Одним из основных средств передачи информации является речь, речевое общение. Речь – это особый вид деятельности, который существует наряду с другими видами деятельности (трудовой, познавальной, мнемической, т.е. деятельностю памяти). [2] Так как «речевая деятельность есть специализированное употребление речи для общения, частный случай деятельности общения», то «речь потенциальный компонент любой деятельности, например познавательной (мыслительной), мнемической и т.п.». [7] Говорящий (пишущий), осуществляя эту деятельность, использует средства языка в двух основных целях: для общения с другими людьми или для обращения к самому себе. Таким образом, речь как психологическое явление соотносится с категориями мышления, памяти и т. п.

К основным функциям речи (языка) в процессе коммуникации относятся:

·                   коммуникативная или репрезентативная (репрезентация – представление; изображение, образ), которая является доминирующей;

·                   апеллятивная (апелляция – призыв, обращение, т.е. воздействие), которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении.

·                   экспрессивная (экспрессия – выражение и выразительность).

·                   фатическая, осуществляется посредством обмена ритуальных формул, т.е. затрагивает преимущества области речевого этикета.

·                   метаязыковая, т.е. функция толкования.

Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов.

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста, т.е. процесс передачи информации, а слушание и чтение в восприятии текста, заложенной в нем информации. (см таблицу Шекшня рис45 стр 298).


Таблица 2

Тип коммуникаций

Основные методы (средства) коммуникаций.

Устная

Конференции, совещания, доклады, презентации, групповое обсуждение, встречи один на один, неформальные беседы.

Письменная

Письма, меморандумы, отчеты, письменные доклады, записки, правила и процедуры, приказы, электронная почта.

Невербальная

Поведение человека: гримасы лица, интонация, тембр голоса, поза.


Естественно, что руководителей прежде всего интересует вопрос о том, какие коммуникационные методы следует выбрать для взаимодействия со своими сотрудниками здравый смысл подсказывает, а специальные исследования подтверждают, что выбор метода коммуникации зависит от характера передаваемой информации, находящихся в распоряжении руководителя ресурсов, особенностей получателя информации. ( см рис 46 стр 299)


Методы

Характеристики

Богатство передачи

Области эффективного использования

Обратная связь

Каналы

Личная беседа

немедленная

аудио и визуальный (невербальный)

очень высокое

Сложная коммуникация, требующая двусторонней связи

Телефонный разговор

быстрая

аудио

высокое

Коммуникация, требующая двусторонней связи

Документ, направленный адресату

медленная

визуальный (невербальный)

ограниченное

Четкая и рациональная коммуникация

Общий документ

очень медленная (часто отсутствует)

визуальный (невербальный)

низкое

Официальная коммуникация на организационном уровне

Рис 2. Типы и методы коммуникации


Большинство руководителей предпочитают использовать несколько методов коммуникации, дополняющих и усиливающих друг друга. Например, после проведения совещания с подчиненными (устная коммуникация) направлять им меморандум с изложением основных моментов состоявшегося обсуждения.

Устная коммуникация является наиболее эффективной с точки зрения привлечения и сохранения внимания получателя информации, а также получения обратной связи. В то же время устная коммуникация не позволяет отправителю послания в полной мере контролировать его содержание, сопряжена со значительным уровнем помех в системе.

Письменная коммуникация обеспечивает более высокую степень чистоты передачи информации и позволяет сохранить ее в неизменном виде в течение неопределенного времени, что является очень важным для реализации функции управленческого контроля, а также дает возможность получателю информации уточнять ее неограниченное число раз. Существует пять наиболее важных коммуникационных средств: внутриорганизационные правила и процедуры, меморандумы, справочник сотрудника, внутриорганизационные издания, электронная почта.

«Правила и процедуры» или «Политика и процедура» представляет собой письменный документ компании, устанавливающий порядок действий ее сотрудников в определенной сфере организационной жизни. Крупные организации имеют сотни процедур, регламентирующих их деятельность по всем направлениям деятельности: продажам, производству, подбору персонала, установление заработной платы, отношениям с государственными органами.

Меморандум, пришедший в частный сектор из государственного, представляет собой формальное письменное обращение одного сотрудника организации к другому. Меморандум содержит фамилии адресатов, сотрудников, которым направляются копии, дату написания, тему послания В форме меморандумов сегодня осуществляется от 60 до 80 процентов письменной коммуникации между руководителями и специалистами компаний в экономически развитых странах.

Справочник сотрудника представляет собой брошюру, содержащую основную информацию об организации, в которой работает сотрудник. Такие справочники начали появляться в США еще в предвоенный период, а сегодня являются неотъемлемым атрибутом коммуникационного процесса большинства развитых стран. Справочник сотрудника преследует три основные цели:

·                   изложить базисные ценности и философию компании, ее долгосрочные и краткосрочные цели;

·                   объяснить сотрудникам, что руководство компании ожидает от них и какие обязательства оно берет на себя;

·                   предоставить справочную информацию, облегчающую сотрудникам профессиональную и социальную жизнь в компании.

Внутриорганизационные публикации (многотиражки, газеты, журналы) представляют собой периодические издания, публикующие разнообразные материалы, связанные, а иногда и не связанные с организацией и ее деятельностью. Несмотря на то, что такие публикации адресованы широкой аудитории и не предполагают содержательной обратной связи, они не могут быть действенным средством повышения эффективности использования человеческих ресурсов.

Электронная коммуникация является наиболее быстро развивающимся организационной коммуникации, позволяющим увеличить интенсивность информационного обмена в сотни раз. Электронная почта дополняет внутриорганизационные меморандумы такими важными характеристиками, как расширение адресатов (каждый сотрудник организации, имеющий ящик для электронной почты, может получить послание), высокая скорость передачи и обратной связи, снижает организационные издержки на бумагу, почту, курьеров. Электронная почта позволяет практически мгновенно отправить сообщение конкретному получателю или сотне адресатов, которые будет храниться в их персональных компьютерах до тех пор, пока его не прочтут. Некоторые системы электронной почты позволяют рассылать сообщения в различных режимах, переводить их на иностранные языки.

В то же время использование электронных средств коммуникации порождает новые проблемы. Во-первых, сокращение прямых контактов между сотрудниками приводит к исчезновению эмоциального аспекта в деловых отношениях, дегуманизации труда, что увеличивает степень стресса и снижает мотивацию сотрудников. Во-вторых, объем информации, который может передаваться с помощью электронной почты, создает угрозу перегруженности сотрудников и в первую очередь руководителей. И, наконец, многие организации сталкиваются с проблемой сохранения конфиденциальности информации при использовании электронных сетей. [5]

Термин «невербальное» обычно понимается как «несловесный язык». Исследования показали, что большой процент устных коммуникаций воспринимается именно через язык жестов и интонации. В своей книге Non-Verbal Communication («Невербальные коммуникации») А. Мехрабиан утверждает, что 55% сообщений люди воспринимают через выражение лица, позы и жесты, 38% - через интонации и голосовые модуляции. Это означает, что на долю слов как таковых приходится всего 7% значения. Это очень важно, поскольку означает, что во многих случаях то, как мы говорим, важнее того, что говорим.[14] Также он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и даже различные сферы искусства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.