При правильной организации самоконтроля в производстве основная масса контрольных операций переносится на наиболее ранние стадии процесса формирования качества изделий. Одно из главных преимуществ самоконтроля основных производственных рабочих ОАО "Хлебозавод №2" заключается, в возможности повсеместного внедрения на его основе наиболее оперативных методов и приемов технического контроля, способствующих своевременному обнаружению и быстрому исправлению или изоляции брака.
На предприятии при работе бригады по методу самоконтроля формируется коллективная ответственность за качество изделий, что способствует своевременному выявлению брака и усилению взаимного контроля членов бригады. Необходимыми предпосылками внедрения бригадного самоконтроля служат: стабильная номенклатура изделий, выпускаемых бригадой; достаточно высокая квалификация всех рабочих бригады; коллективная ответственность членов бригады за качество изготовления и достоверность контроля выпускаемых изделий.
В работу по контролю качества вовлечены все основные службы и подразделения предприятия. За ними закреплены четко ограниченные специфические объекты контроля:
контроль качества материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и покупного инструмента - заместителю директора по производству, инженерам по сбыту и снабжению;
контроль качества технологической оснастки, приспособлений и инструмента собственного изготовления - начальникам цехов;
проверка соблюдения технологической дисциплины и контроль точности оборудования - заместителю директора по производству;
контроль соответствия образовательного уровня и квалификации рабочих сложности выполняемых работ - менеджеру по кадрам, руководителям соответствующих подразделений;
межоперационный контроль деталей и узлов - основным производственным рабочим и ремонтным, вспомогательным рабочим;
контроль качества хранения и транспортирования готовых изделий, а также материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий на складах предприятия - заведующему складом, кладовщикам, инженерам по сбыту и снабжению;
контроль и анализ поступления и рассмотрения рекламаций потребителей продукции - юридической службе предприятия;
разработку и контроль выполнения мероприятий, направленных на повышение качества изделий - менеджеру по планированию, руководителям цехов и отделов;
Таким образом, на исследуемом предприятии осуществляется планирование качества продукции, под которым понимается установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества. Планирование повышения качества происходит на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий. Однако, в ОАО "Хлебозавод №2" отсутствует специальное структурное подразделение или отдельные работники, профессионально занимающиеся планированием качества продукции. В результате возникают трудности в информационном и нормативном обеспечении процессов планирования качества, встречаются методологические недостатки. Сами планы повышения качества продукции вытекают из заключенных договоров на поставку продукции. Поэтому в ОАО "Хлебозавод №2" имеются значительные резервы по улучшению планирования качества продукции.
Развитие и совершенствование самоконтроля в соответствии с вышеизложенной схемой способствует более полному использованию его основных преимуществ в ОАО "Хлебозавод №2" для повышения качества труда, продукции и услуг, роста эффективности производства. Однако на предприятии отсутствует координирующий штабной орган, выполняющий контрольные функции. Такой отдел или инженер по техническому контролю должен осуществлять координацию и организационно-методическое руководство всеми работами по контролю и управлению качеством продукции.
Реализация работ по управлению качеством выпускаемой продукции на предприятиях предполагает создание системы качества, а так же принятие всех необходимых мер для их эффективного функционирования. Поэтому предложим ОАО "Хлебозавод №2" создать систему менеджмента качества, которая будет соответствовать рекомендациям стандартов ИСО 9000.
Разработка системы качества заключается в основном в том, чтобы сначала определить, какие структуры необходимо включить в систему качества и какие функции они должны выполнять, для того, чтобы обеспечить требуемое качество продукции, а затем разработать необходимые нормативные документы для выполнения этих функций.
Оценка системы качества уже после ее создания осуществляется с помощью сертификации, которая проводится проводимой независимым органом с целью подтверждения соответствия данной системы стандартам ИСО 9000.
Создание систем качества в ОАО "Хлебозавод №2" целесообразно проводить в следующей последовательности действий:
1. Необходимо создать информационное совещание.
Такое информационное совещания на данном предприятии необходимо для того, чтобы довести до руководства и управленческого персонала информацию, содержащую следующие сведения:
роль и значение системы качества для обеспечения успешной деятельности предприятия;
сравнение существующей системы в работе по качеству с рекомендациями стандартов ИСО 9000;
основную ответственность руководства предприятия, управленческого и производственного персонала в создаваемой системе;
структура системы качества;
функции службы качества, её структура и статус;
процесс разработки, создания и сертификации системы качества.
Для того, чтобы руководство предприятия гораздо лучше воспринимала указанную информацию, необходимо приглашать специалистов со стороны, в особенности иностранцев.
2. Принять решения о создании системы качества продукции.
Следующий шаг в создании системы качества - это принятие руководством официального решения о ее создании. Это решение может быть оформлено в виде приказа, в соответствии с которым:
обязательно назначается представитель руководства, который несет ответственность за создание и функционирование системы качества;
формируется служба качества.
устанавливаются основные этапы, исполнители, а так же сроки создания и внедрения системы качества.
3. Разработать плана-графика создания системы качества.
План-график должен предусматривается выполнение следующих работ:
разработка политики в области качества;
определение функций и задач (элементов) системы качества с учетом рекомендаций стандартов ИСО 9000 и особенностей данного предприятия;
определение состава структурных подразделений, которые должны выполнять функции в системе качества,
разработка как структурной, так и функциональной схем системы качества;
определение состава документации системы качества;
определение состояние документации системы качества;
разработка новых и корректировка старых (действующих) нормативных документов системы качества и выпуск "Руководства по качеству";
внутренние проверки системы качества в процессе ее внедрения и по необходимости её доработка.
4. Определить функции и задачи (элементы) системы качества.
Сначала необходимо провести тщательный анализ процесса создания продукции и представить его в виде подробного перечня этапов работ. Основой перечня будут является стадии жизненного цикла продукции, характерные для данного предприятия. Полный цикл охватывает проектирование, изготовление, монтаж, испытания продукции и ее обслуживание при эксплуатации. Для организации эффективного управления качеством перечень этапов должен быть в достаточной степени детализирован, чтобы ни один из них не остался без воздействия системы качества.
5. Определить состав структурных подразделений системы управления качеством.
После определения этапов создания продукции и функций (элементов) системы качества необходимо определить структурные подразделения, которые будут выполнять эти функции.
Для этого нужно проанализировать функции существующих подразделений и сравнить их с перечнем функций, которые приняты для создаваемой системы качества с учетом рекомендаций ИСО 9000.
В результате устанавливаются исполнители каждой функции и каждому исполнителю его новые функции официально включаются в функциональные обязанности. В состав исполнителей, кроме подразделений службы качества, должны входить, конструкторские, технологические, производственные и другие подразделения, вносящие существенный вклад в формирование качества продукции. После определения исполнителей и их функций система качества обретает конкретное черты, которое может быть представлены на двух схемах: структурной и функциональной.
6. Разработать структурную схему менеджмента качества.
Структурная схема системы качества должна строится на основе структурной схемы предприятия. Она дает возможность показать "устройство" системы - состав и взаимосвязь всех структурных подразделений в системе качества и ее управляющее ядро - службу качества. Дополнительно на схеме целесообразно указать основные функции представленных подразделений. Состав подразделений и выполняемые ими функции в совокупности должны охватывать весь объем работ, потребный для обеспечения качества выпускаемой продукции.
7. Разработать функциональную схемы менеджмента качества.
В отличие от структурной схемы, показывающей "устройство" системы качества, построение функциональной схемы позволяет наглядно представить "работу" системы качества - процесс управления качеством. Такая схема должна строится в виде петли качества.
При разработке функциональной схемы необходимо учитывать все этапы производства и все управленческие функции, приведенные на петле качества: политику и планирование качества, организацию работ, обучение и мотивацию персонала, контроль качества, информацию, разработку мероприятий, принятие решений и внедрение их в производство, а также - взаимодействие с внешней средой.
При этом для каждой функции на схеме целесообразно указать структурные подразделения, которые будут их выполнять на всех этапах производства.
8. Определить состав и состояние документации системы качества.
После определения состава и взаимосвязи структурных подразделений и их функций в системе качества следующий этап - определение состава нормативно-методических документов системы качества. Определив, кто и что должен делать в системе качества, необходимо учесть, какими методами это должно делаться и по какой документации.
Для этого отделу управления качеством совместно со службой стандартизации необходимо рассмотреть состав всей имеющейся на предприятии нормативной документации и выделить те документы, которые служат для выполнения функций (элементов).
9. Разработать нормативные документы и "Руководства по качеству".
После того, как определен состав и состояние документации системы качества, необходимо разработать и скорректировать конкретные нормативные документы, в которых должны быть изложены методы выполнения функций и задач в системе качества.
Для выполнения этих работ отделу управления качеством необходимо составить, утвердить у руководства и отслеживать план-график разработки конкретных документов с указанием исполнителей и сроков работ.
При этом нужно обратить внимание на то, чтобы исключить возможное дублирование документов, разрабатываемых разными исполнителями.
Наиболее распространенными документами системы качества являются стандарты предприятия. Но кроме них могут использоваться инструкции, предписания и другие нормативные документы.
После выполнения перечисленных этапов работ можно считать, что система качества разработана, и в ней учтены все рекомендации международных стандартов ИСО 9000.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5