В свою очередь, важнейшим средством управления качеством стала стандартизация.
С 1 января 1970 г. были введены в действие первые шесть стандартов Государственной системы стандартизации (ГСС).
Поэтому практически в каждом номере журнала «Стандарты и качество» за 1970 г. мы находим материалы, посвященные важнейшей государственной задаче – внедрению ГОСТ 1-68. Этот документ (своего рода конституция стандартизации) устанавливал важнейшие положения ГСС: от общих определений понятий «стандартизация» и «стандарт» до правил построения, содержания и изложения последнего; основные цели и задачи стандартизации; категории стандартов; планирование, принципы комплексной стандартизации и стадии разработки стандартов, порядок их внедрения и пересмотра; порядок государственного надзора и ведомственный контроль за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий[18].
В этот период успешно развиваются службы надежности на предприятиях, в институтах и конструкторских бюро. Комитет стандартов в1967 г. Утвердил стандарт «Надежность в технике. Термины», подобного которому не было ни в одной другой стране. Для консультации инженеров по теоретическим вопросам Я.М. Сориным и Б.В. Гнеденко был организован Московский кабинет надежности и качества при Политехническом музее. Естественно, что «Стандарты и качество» не обошли стороной эту тему в своей рубрике «Надежность и управление качеством». Чтобы помочь инженерам и научным сотрудникам освоиться с новым направлением деятельности, в журнале печатались списки новой литературы по вопросам надежности. Позже тема разрослась настолько, что стала ощущаться необходимость в новом специальном издании. Так в 1969 г. у журнала появилось приложение «Надежность и контроль качества», которое возглавили Я.М. Сорин, Б.В. Гнеденко и Я.Б. Шор.
Однако тематика журнала «Стандарты и качество» не была сконцентрирована только на проблемах и достижениях промышленности внутри страны. В каждом номере обязательно уделялось внимание опыту зарубежных коллег, особенно в связи с изучением национальных стандартов, связанных с качеством. В конце 60-х годов расширилось сотрудничество СССР в Международной организации по стандартизации (ИСО), где наша страна участвовала во всех 127 технических комитетах. Активизации деятельности в ИСО способствовало успешное проведение в 1967 г. в Москве VII сессии Генеральной ассамблеи ИСО. Придавая этому событию большое значение, журнал «Стандарты и качество» целиком посвятил ему один из своих номеров (1967, № 6). Опубликованные на трех официальных рабочих языках ИСО (русском, французском, английском) статьи рассказывают об участии СССР в работе международных организаций по стандартизации, о работе Комитета стандартов, об основных направлениях развития науки в области стандартизации и контроля качества промышленных изделий. Понимая важность международного сотрудничества в области контроля качества, Советский Союз в 1967 г. вступил в ЕОКК и занимал в ней активную позицию. Так, на состоявшемся в Праге в августе 1969 г. заседании совета ЕОКК СССР выступил с предложением создать в рамках ЕОКК новый технический комитет «Стандартизация - как средство управления качеством». Следствием серьезного отношения к международному сотрудничеству стал также и Международный день стандартизации, впервые проведенный в нашей стране в 1970 г.
В условиях интернационализации хозяйственных связей все большее значение приобретает международная стандартизация. Экспорт продукции во многом зависит от уровня стандартизации изделий. Товаропроизводители, стремясь к обеспечению высокой конкурентоспособности продукции, используют в своей деятельности стандарты международных организаций, что в немалой степени способствует повышению качества продукции. Значение международной стандартизации трудно переоценить[19].
Одним из краеугольных камней современного управления качеством является стандартизация. По определению Международной организации по стандартизации (ISO) стандартизация представляет собой «процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности».
Стандартизация выполняет следующие функции:
упорядочивание объектов (продукции, работ, услуг, процессов), создаваемых людьми в разных странах;
закрепление в нормативных документах оптимальных требований к упорядоченным объектам;
установление правил применения этих нормативных документов.
Международная стандартизация:
Обеспечивает взаимозаменяемость элементов сложной продукции
Сближает уровень качества товаров, производимых в разных странах
Содействует взаимообмену научно-технической информацией
Содействует международной торговле
Ускоряет научно-технический прогресс участников международных организаций
Основополагающими принципами международной стандартизации являются:
1. комплексность стандартизации;
Принцип комплексности стандартизации заключается в систематизации и оптимальной увязке комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции, в процессе установления и применения нормативной документации (НД).
2. опережающее развитие стандартизации;
Принцип опережающего развития стандартизации — это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации. Опережающая стандартизация заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время. С момента утверждения опережающего стандарта у потребителей появляются юридические права на использование продукции при проектировании новых разработок, а производитель обязан начать выпуск продукции с параметрами, установленными в утвержденном опережающем стандарте.
3. классификация.
Принцип классификации заключается в выделении у объекта стандартизации классификационных признаков и их ранжировании по значимости для определения объекта. При этом различают общую и частную классификации.
Существуют две разновидности стандартизации: фактическая и официальная.
Фактическая стандартизация отражает некоторые исторически сложившиеся особенности и правила жизни общества (календарь, письменность, счет и т. д.).
Официальная стандартизация является результатом целенаправленной деятельности и всегда завершается выпуском нормативной документации, составляемой по установленной форме, имеющей определенную сферу и конкретные сроки действия.
В области международной стандартизации работает большое число организаций, среди которых Международная организация по стандартизации (International Standart Organization) или сокращенно ISO (ИСО), является наиболее представительной. Она была создана решением комитета по координации стандартов ООН в 1946 г., официальную деятельность начала с февраля 1947 г., после ратификации ее создания 33 странами.
ИСО является неправительственной организацией и пользуется консультативным статусом ООН. Основная цель, декларируемая Уставом ИСО, определена как «содействие стандартизации в мировом масштабе».
Устав ИСО определяет также организационную структуру, функции основных органов и методы работы. К основным функциям ИСО относятся следующие:
установление международных стандартов с согласия всех членов ИСО;
содействие внедрению и облегчению применения новых прогрессивных стандартов;
организация обмена информацией о работах своих членов и технических комитетов;
сотрудничество с другими международными организациями[20].
Высшим руководящим органом ИСО является Генеральная Ассамблея, состоящая из официальных лиц и представителей всех категорий членов ИСО, созываемая не реже одного раза в три года. Генеральная Ассамблея определяет общую политику организации, решает основные вопросы ее деятельности. Официальными лицами ИСО являются:
президент;
вице-президент;
казначеи;
генеральный секретарь.
При Совете создан ряд специальных комитетов для работы по отдельным направлениям деятельности ИСО, например:
1. КАСКО — деятельность комитета по оценки соответствия
Результаты работы КАСКО — руководящие документы по гармонизации национальных систем сертификации на основе многостороннего взаимного признания результатов испытаний. Особенно важны для стран, не имеющих собственных национальных систем сертификации или только приступивших к созданию таких систем.
2. ДЕВКО — деятельность комитета по оказанию помощи развивающимся странам
3. КОПОЛКО — деятельность комитета по защите интересов потребителей
Результатом деятельности КОПОЛКО является периодическое издание перечня международных и национальных стандартов, представляющих интерес для союзов и обществ потребителей, а также подготовка руководств по проблемам потребительских товаров.
Разработка и согласование проектов международных стандартов производится рабочими органами ИСО — техническими комитетами (ТК). Количество ТК не ограничено, новый ТК может быть создан по предложению одного комитета-члена при поддержке не менее пяти других комитет -членов. При создании нового ТК одновременно с решением о его названии принимается решение о ведении секретариата данного ТК конкретной страной. Если сфера деятельности ТК слишком широка, в его рамках создаются более узко специализированные подкомитеты (ПК), формирующие рабочие группы (РГ) из ведущих специалистов в определенных областях деятельности из разных стран. Рабочие группы являются основным техническим звеном ИСО, разрабатывающим проекты рабочих документов.
В ИСО существуют три категории членства:
комитет-член (полноправный член ИСО);
член-корреспондент;
наблюдатель.
Комитетами-членами ИСО выступают национальные организации по стандартизации, согласные с требованиями Устава и Правил ИСО. От каждой страны, вне зависимости от числа действующих в ней организаций по стандартизации, в члены ИСО может быть принята только одна национальная организация.
С 1964 г. в ИСО существует категория членов-корреспондентов, в которую входят страны, не имеющие национальной организации по стандартизации (чаще всего развивающиеся).
ИСО поддерживает контакты со многими международными организациями, в той или иной мере затрагивающими в своей деятельности проблемы стандартизации, к числу которых могут быть отнесены:
IЕС/СЕI — International Electronical commision — Международная электротехническая комиссия (МЭК). МЭК является второй по значимости международной организацией по стандартизации после ИСО. Сферой стандартизации МЭК являются электротехника, радиосвязь, электроника, приборостроение. ИСО занимается стандартизацией во всех прочих отраслях;
СЕN — Europeen Committee for Standartization — Европейский комитет по стандартизации;
СЕNЕLЕС — Europeen Committee for electronical Standartization — Европейский комитет по стандартизации в области электротехники и электроники;
ЕОQ -Europeen Organization for Quality — Европейская организация по качеству;
ЕТSI — Europeen Telecommunications Standarts institute — Европейский институт по стандартизации в области телекоммуникаций;
ЕАSC — EuroAsia State Council for Standartization , Metrology and Certification — Евроазиатский межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;
IAN — International Federation of Standarts Users — Международная федерация пользователей стандартов;
СОРАN — Pan-American Standarts Commission — Панамериканская комиссия по стандартам;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15