Формируя корпоративную культуру, могут быть предложены следующие конкретные мероприятия:
Четкий ритуал организации приема в банк новых сотрудников (буклет о банке с необходимой информацией о подразделениях, работающих с персоналом; вручение в день приема на работу пропуска в банк, справочных телефонов; организация периода адаптации новичков к условиям работы в банке, включая закрепление наставников; обучение новичков).
Организация конкурсов профессионального мастерства среди сотрудников банка, установление особого ритуала поощрения лучших по профессии, возможно, определение «человека года» банка. Главное здесь – система публичного поощрения, лучше с приглашением членов семьи.
Планирование карьеры сотрудников (содействие в обучении, стажировке, передвижении).
Установление льгот и поощрение для сотрудников, проработавших в банке определенное число лет, например, 5 и более лет.
3.2 Оптимизация численности персонала АКБ «АЛТАЙ - БАНК» на основе расчета трудоемкости бизнес-процессов
Попытаемся на основе процессного подхода и технологий бизнес-моделирования произвести точный расчет для оптимизации оргструктуры и численности персонала в банке.
Необходимо анализировать и оптимизировать деятельность банка на основе расчета трудоемкости бизнес-процессов. В таком случае можно избежать непредвиденных простоев или больших задержек в бизнес-процессе. Особенно это актуально для клиентских бизнес-процессов, где время ожидания и качество обслуживания сильно влияют на лояльность клиентов.
Следует сразу подчеркнуть, что для использования данной методики в банке должны быть формализованные описания бизнес-процессов и в рассматриваемом банке они есть.
На основе экспериментальных расчетов и различных экспертных оценок была выведена следующая формула:
N = (T / F) / (W x U x (1 – R)),
где N — рекомендуемое количество сотрудников;
T — трудоемкость всех бизнес-процессов, в которых участвует Управление (в часах);
F — индекс формализованности бизнес-процессов Управления (0 … 1);
W — количество рабочих часов в месяц для одного сотрудника;
U — индекс полезного использования рабочего времени (0 … 1);
R — индекс для рисков сокращения трудового времени: болезни, простои, форс-мажоры (0 … 1).
Важно отметить, что индексы должны устанавливаться для конкретного банка на основе наблюдений и статистических расчетов.
Ключевые переменные данной формулы — это T и W. Остальные переменные обусловлены факторами, оказывающими значительное влияние на рекомендуемое количество сотрудников.
Если значения всех индексов принять равными единице, тогда получится классическая формула N = T / W, которая является предельно прозрачной и не вызывает никаких сомнений.
Поясним смысл формулы. Общая трудоемкость всех бизнес-процессов (T) Управления делится на индекс формализованности бизнес-процессов (F) Управления. Если мы описали все бизнес-процессы, в которых участвует Управление, и рассчитали их трудоемкость, тогда индекс F равен единице и переменная T остается без изменений. Если же мы не описали какие-то бизнес-процессы и не рассчитали их трудоемкость, то это надо как-то учесть и увеличить переменную T. Это увеличение можно сделать за счет деления T на индекс F < 1.
Количество рабочих часов в месяц для одного сотрудника (W) равно произведению длительности одного рабочего дня (обычно это 8 час.) на количество рабочих дней в месяце (обычно это 19–23 дня).
Если индексы U и R равны единице, то переменная W остается без изменений. Но на практике часто бывает, что рабочее время используется сотрудниками не со 100%-ной эффективностью, а иногда сокращается по непредвиденным причинам (сбои в компьютерах или локальной сети, болезни сотрудников и т.п.). Отметим, что U обычно стремится к единице, а R, наоборот, стремится к нулю.
Таблица 7. Расчет оптимальной численности сотрудников
Трудоемкость всех бизнес-процессов, в которых участвует Управление (в час.) — T
900
Количество рабочих часов в месяц для 1 сотрудника — W
168
Поправочные коэффициенты для расчета численности сотрудников
Индекс формализованности бизнес-процессов Управления — F
0,7
Индекс полезного использования рабочего времени — U
0,9
Индекс для рисков сокращения трудового времени — R
0,05
Рекомендуемое количество сотрудников для данных временных трудозатрат
9,0
Текущее количество сотрудников Управления
7
Трубуется прием новых сотрудников?
Да
Сколько требуется новых сотрудников?
2
В результате расчета рекомендуемое количество сотрудников получилось равным 9. Текущее количество сотрудников Управления равно 7, следовательно, для нормальной работы Управления и функционирования соответствующих бизнес-процессов необходимо принять еще двух сотрудников. Заключительное решение, конечно, остается за начальником Управления.
После изучения предложенной формулы возникает стандартный вопрос: как рассчитать трудоемкость бизнес-процессов (переменную T)?
Расчет трудоемкости бизнес-процессов
Есть два варианта расчета трудоемкости бизнес-процессов: вручную и с помощью программных продуктов, поддерживающих технологию имитационного моделирования.
Рассмотрим последовательно оба этих варианта. Данные варианты были многократно апробированы автором в проектах по оптимизации численности персонала и оргструктуры, расчету трудоемкости бизнес-процессов.
Расчет трудоемкости вручную
Данный вариант довольно простой и не занимает много времени. При этом необходимо выполнить ряд этапов.
1. Выделить все бизнес-процессы, в которых участвует структурное подразделение. Выполнить по возможности вертикальное описание всех бизнес-процессов. Это означает: выделить все подпроцессы, процедуры и функции бизнес-процесса, то есть построить дерево бизнес-процессов. Глубина дерева бизнес-процессов должна заканчиваться на том уровне, на котором уже можно точно определить временную длительность процедуры (функции).
2. Определить длительность и частоту всех процедур (функций) нижнего уровня дерева бизнес-процессов. Методом математического произведения и суммирования рассчитать длительность вышестоящих подпроцессов дерева бизнес-процессов.
3. Получить в итоге длительность всего бизнес-процесса.
И так для каждого бизнес-процесса, в котором участвует структурное подразделение.
Поясним выполнение данных этапов на практическом примере.
Таблица 8. Определение нормативной трудоемкости бизнес-процессов
Дерево бизнес-процессов, в которых участвует Управление кредитования корпоративных клиентов
Длительность (час.)
Частота (мес.)
А1.3.1. Прием документов и выдача кредитного продукта
А1.3.1.1. Получение и обработка заявки на выдачу кредита
1
12
А1.3.1.2. Предварительная оценка возможности выдачи кредита
А1.3.1.3. Получение и проверка комплекта документов
8
А1.3.1.4. Проверка заемщика и принятие решения о выдаче кредита
А1.3.1.4.1. Проверка в службе безопасности
А1.3.1.4.2. Проверка в юридическом управлении
А1.3.1.4.3. Детальный финансовый анализ заемщика
3
А1.3.1.4.4. Подготовка документов на Кредитный комитет
А1.3.1.4.5. Принятие решения Кредитным комитетом
А1.3.1.5. Оформление и выдача кредита
6
А1.3.2. Сопровождение кредитного продукта
А1.3.3. Работа с просроченной задолженностью
Общая длительность бизнес-процессов:
130
В результате получаем, что общая трудоемкость бизнес-процессов равна 130 час. Далее на основе анализа бизнес-процессов и их трудоемкости при необходимости проводятся изменения в оргструктуре.
Заключение
Итак, методы принятия решений в области банковского менеджмента:
- неформальны (эвристические);
- коллективные;
- количественные.
Неформальные методы принятия решений. Управленческая практика свидетельствует, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы, которые основаны на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимального решения руководителем путем сравнения альтернатив на основе накопленного опыта, интуиции. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток – этот метод не гарантирует от принятия неэффективного решения.
Коллективные методы. Основным моментом здесь является определение участников принятия решения. Чаще всего, это временный коллектив, в состав которого входят и руководители, и исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются: компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Количественные методы. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор лучших решений путем обработки больших массивов информации, на основе экономико-математических методов. Одна из наиболее актуальных проблем российской экономики – повышение конкурентоспособности банков за счет подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6