Федеральное агентство по образованию
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
бюрократический организационный адаптативность управление
Курсовая работа
по дисциплине "Теория организации"
на тему: Типология и анализ организационных структур
Тверь 2010 г.
Содержание
Введение
1. Сущность и типология организационных структур
1.1 Понятие организационной структуры
1.2 Виды организационных структур
1.3 Преимущества и недостатки различных видов структур
2. Анализ и оптимизация организационных структур
2.1Анализ и формирование организационных структур
2.2 Признаки эффективности организационной структуры
2.3 Оптимизация организационной структуры
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Любая экономическая система подчиняется общим закономерностям и стремление к развитию и расширению на том или ином уровне характерно для любой системы. По мере развития экономической системы растет число предприятий и организаций различных форм собственности и видов деятельности. В то время как в одних государствах все большее значение приобретают предприятия малого и среднего бизнеса, на глобальном уровне все больший вес приобретают транснациональные корпорации, лоббирующие свои интересы на политическом уровне.
Несмотря на наблюдающийся после кризиса 2008 года экономический спад, продолжают возникать новые организации и предприятия, а многие из существующих бизнес-структур проводят реорганизацию своих компаний с целью адаптироваться к новым условиям рынка, сократить издержки и сохранить – а в идеале увеличить – прибыль от деятельности на рынке. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема исследования и оптимизации организационных структур, которая нашла четкое отражение в теме данной работы "Типология и анализ организационных структур".
Цель данной работы – исследовать типологию и процессы, имеющие непосредственное отношение к организационным структурам на предприятиях.
Постановка данной цели предусматривает решение ряда задач:
· определение сущности понятия "организационная структура";
· исследование свойств и существующей типологии организационных структур;
· сравнение различных видов организационных структур;
· исследование процессов анализа и формирования организационных структур;
· выявление ряда критериев эффективности организационных структур;
· исследование процесса оптимизации организационных структур и связанное с этим сопоставление структуры расходов на рабочую силу на предприятиях РФ в 1995-2007гг..
Данная работа состоит из 2 глав. В первой главе подробно рассмотрена сущность и типология существующих организационных структур, приводится схематичное изображение различных типов организационных структур, а также проводится сравнение существующих видов оргструктур по их достоинствам и недостаткам.
Во второй главе основное внимание уделено исследованию процессов, сопровождающих существование организационных структур. Так, в данной главе рассматриваются процессы анализа и формирования организационных структур, а на основе выделения ряда критериев эффективности организационных структур подробно описывается процесс оптимизации организационных структур. Адаптация реальных существующих организационных структур к условиям рынка рассмотрена с использованием статистических данных по динамике уровня и структуры затрат организаций на рабочую силу в 1995-2007гг., размещенных на информационном Интернет-портале Федеральной Службы Государственной Статистики www.gks.ru.
На основании проведенного в данной работе исследования в главе Заключение сделан и сформулирован ряд выводов касательно типологии и анализа организационных структур.
В процессе написания данной работы было проведено обзорное исследование публикаций и трудов, имеющих непосредственное отношение к типологии и анализу организационных структур. Список использованной литературы включает в себя ряд источников, которые представляют собой опубликованные исследования и труды таких исследователей в области менеджмента и теории организации, как Баранников А.Ф., Панок Д.Г. Кроме того, при написании данной работы также были использована такая справочная литература, как "Экономико-математический словарь" Лопатникова Л.И. и "Учебное пособие по теории организации" под редакцией Т.П. Фокиной, Ю.А.Корсакова, Н.Н. Слонова. Теоретическая информация была дополнена данными реальной экономической статистики с информационного портала Федеральной Службы Государственной Статистики www.gks.ru.
В последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации. Косвенным путем вклад в теорию организации внесли специалисты, работающие в отдаленных областях знаний, как биология, математика, психология, логика и философия. Непосредственно способствовали созданию теории организации социологи, антропологи, специалисты по социальной психологии человека, политическим наукам и истории. Кроме того, способствовали ее развитию дисциплины, связанные с областью предпринимательской деятельности: общая теория делового руководства, теория человеческих отношений, исследование операций и наука управления, а также промышленная социология. Сегодня теория организации – это активно развивающаяся наука, имеющая реальное практическое применение в жизни. Одним из центральных понятий этой науки является понятие "организационная структура". Существует множество определений этого понятия, однако, пожалуй, наиболее точно суть организационной структуры отражает определение, данное Л.И. Лопатниковым в "Экономико-математическом словаре"[1]:
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (ОРГСТРУКТУРА) [от англ. organizationalstructure] — структура объекта управления (по другим определениям — структура экономической системы, организации как таковой), в которой элементами являются подразделения или отдельные участники системы, а связи выражают включенность участников или подразделений в другие подразделения. Структура может рассматриваться как установившаяся модель технико-технологических, экономических и других взаимодействий между элементами организации — ее подразделениями и отдельными людьми, специализированными на определенных видах деятельности. Это не означает, впрочем, что она постоянна: напротив, она видоизменяется, совершенствуется в соответствии с меняющимися условиями функционирования системы[12].
Так, можно сказать, что организационная структура - это единство людей и условий их деятельности, находящиеся в определенных соотношениях и взаимосвязях, таким образом, что работающие в ее рамках члены коллектива могли наиболее эффективно добиться поставленной перед нами задачи - использования собственных ресурсов и оптимизации путей к достижению конечной цели деятельности.
Организационная структура является средством реализации эффективной деятельности предприятия и должна отвечать следующим требованиям:
1) быть простой, четкой и достаточно гибкой, обеспечивающей творческое решение задачи управления;
2) создавать условия для свободного и эффективного взаимодействия всех звеньев управления;
3) обладать способностями быстро реагировать на все изменения, происходящие как внутри предприятия, так и вне его;
4) быть восприимчивой к техническим и организационным новациям;
5) ориентировать все производственные и управленческие службы на достижение конечных целей предприятия наиболее эффективным путем.
Одним из наиболее ценных качеств организационной структуры управления является ее гибкость и адаптивность, обеспечивающие быструю переналадку.
Типология организационных структур имеет непосредственное отношение к функциональным подсистемам управления, которые формируются подразделениями и работниками предприятия, выполняющими определённую функцию управления. Различают техническую, экономическую, производственную, внешних хозяйственных связей и социальную подсистемы управления. Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические отношения.
Выделяют два типа управления организациями: бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты, позволяющие выявлять сферы их рационального использования и перспективы дальнейшего развития.
Главные понятия бюрократического типа организационных структур - рациональность, ответственность и иерархичность. Классик теории управления, М. Вебер считал центральным пунктом концепции исключение смещения "человека" и "должности", поскольку состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей в ней работающих. Четко сформулированные предписания по каждой работе (что необходимо делать и какими приемами) не оставляет места для проявления субъективизма и индивидуального подхода. В этом принципиальное отличие бюрократической структуры от исторически предшествовавшей ей общинной, где главная роль отводилась партнерству и мастерству.
Второй упомянутый - органический - тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающиенеобходимость в более гибких и адаптированных структурах. Новый подходотвергает представление об эффективности организации как "организованной" и работающей с четкостью часового механизма; напротив, считается, что эта модель проводить радикальные изменения, обеспечивающие приспособляемость организации к объективным требованиям реальной действительности. Исследователи этой проблемы подчеркивают: постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится выше, чем планирование; которая руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые; которая больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и противоречия, а не веру. Более подробно особенности организационных структур управления рассматриваются в Таблице 1.
Таблица 1. Характеристики типов структур управления.
Бюрократический тип
Органический тип
1.Четко определенная иерархия
2.Система обязанностей и прав
3.Разделение каждой задачи на ряд процедур
4.Обезличенность во взаимоотношениях
5. Жесткое разделение трудовых функций
1. Постоянные изменения лидеров (групповых или индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем
2. Система норм и ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований
3. Процессный подход к решению проблем
4. Возможность самовыражения, саморазвития
5. Временное закрепление работы за интегрированными проектными группами
Страницы: 1, 2, 3