Рефераты. Типологии корпоративной культуры и её диагностика на примере книжного магазина "Эрудит"

3.3. Интерпретация профиля организационной культуры

 

3.3.1 Анализ сегодняшней культуры организации

Данные проведенного исследования показывают, что превалирующий на сегодняшний день в «Эрудите» тип организационной культуры - Клан. Он практически вполовину сильнее всех остальных типов. К слову, значимым различием Ким Камерон и Роберт Куинн считают разницу более чем в 10 пунктов. В соответствии с этим, ценности клановой культуры можно безоговорочно признать доминирующими в данной организации. Далее оценки в порядке убывания распределились между Бюрократией, Рынком и Адхократией.

Внутренний фокус ориентации организационной культуры обусловлен тем, что коллектив маленький и долгое время остаётся практически неизменным, он пронизан сетью устоявшихся межличностных отношений. То, что такой тип культуры безоговорочно лидирует также по итогам исследования предпочитаемой культуры, как мне кажется, можно объяснить тем, что люди не просто функционируют, а проживают свою деятельность в организации, согласно теоретикам Школы человеческих отношений. Относительно коллектива «Эрудита» это положение оправдывает себя. Сложившуюся атмосферу дружественности сотрудники признают самой главной чертой своей фирмы и желают, чтобы дальше было так же. Примечательно, что сотрудники совместно отмечают как государственные праздники, так и Дни Рождения. Ещё одной характерной чертой Клана является признание ценности заботы о людях. «Эрудит» занимает активную общественную позицию, оказывая поддержку и проводя различные мероприятия для горожан.

Характерная черта второго по доминантности типа - Бюрократии - состоит в том, что такая фирма эффективно функционирует в стабильных условиях и делает акцент на плавности деятельности. В описании фирмы указано на постоянство работы с поставщиками и доминирование на локальном рынке. Скорее всего, именно по причине устойчивого доминирования над конкурентами тип Рынок менее акцентирован в профиле организационной культуры, чем Бюрократия, и фирма, и без того занимающая лидирующую позицию, не имеет нужды в акценте на ценностях, поощряющих стремление к конкуренции.

Адхократический тип организационной культуры был признан наименее проявляющимся в сегодняшних условиях функционирования «Эрудита». По видимости, руководитель не видит в данный момент оснований для настраивания коллектива на динамичную новую работу. Опять же, всё идет по накатанной, в нынешней системе ценностей мало выражено стремление к решению новых задач, являющееся основной характеристикой Адхократии.


3.3.2 Анализ предпочитаемой организационной культуры и сравнение её с сегодняшней

На профиле организационной культуры легко заметить, что контуры нынешней культуры практически совпадают с контрами желаемой. Ни в одной из оценок не отмечено значимой разницы, а оценка Бюрократии вообще осталась на таком же уровне. При этом отмечено незначительное (то есть, не указывающее на конфликт ценностей) смещение в сторону Адхократии и понижение оценки Рынка. Параметр клановой культуры также немного повысился в предпочтительной культуре. Это говорит о том, что сотрудников устраивает нынешнее положение вещей. Впрочем, незначительные расхождения тоже нуждаются в интерпретации. Видно смещение четырёхугольника вверх и влево, оно произошло в двух противоположных квадрантах - от Рынка, и без того имеющего маленькую оценку, в сторону Клана. Это говорит о том, что при выборе ценностей, а соответственно, ориентации на определенный режим работы, сотрудники скорее выберут взаимопомощь и слаженную командную работу, нежели разделяющую ориентацию на победу над конкурентами, которая в предпочитаемой культуры будет находиться в самом низу.

Оценка Бюрократических ценностей осталась неизменной, что выражает полную удовлетворенность коллектива существующей системой правил и стабильным ходом деятельности. При этом примечательно, что оценки Адхократии повысились, что говорит о готовности персонала к проявлению инициативы, развитию фирмы, решению новых задач, что, однако не должно стать помехой дружественности коллектива, как-либо разъединить сотрудников, так как в таком случае никакие изменения не будут приняты в силу доминантности Клановых установок.

Выводы


Сегодня фирма находится в выгодном экономическом положении, занимая высокую позицию в конкурентной среде. Профили нынешней и желаемой организационных культур имеют незначительные расхождения. Это позволяет говорить о том, что в настоящее время в «Эрудите» сложилась оптимальная организационная культура с преобладанием клановых коллективистских ценностей, которая не сталкивается с серьезными проблемами. В этом смысле малая численность коллектива способствует эффективности управления, так как он однороден, в нем отсутствуют расколы. По итогам исследования организационной культуры фирмы «Эрудит» с помощью типологии Камерона и Куинна и вопросника OCAI, можно сделать несколько выводов:

1.                 Организация имеет выраженный внутренний фокус интеграции.

2.                Клановые ценности дружественности, сплоченности, приверженности делу и совместной работы превалируют в организационной культуре фирмы.

3.                Эрудит является надежным местом работы, гарантирующим долгосрочную занятость. Фирма имеет стабильный доход и каналы поставки.

4.                Организация имеет невысокий уровень ориентации на конкурентную борьбу, что обусловлено небольшим числом конкурирующих компаний в городе и тем, что среди них фирма и без того занимает стабильно лидирующую позицию. В этой связи нет необходимости в смене ориентиров с внутреннего фокуса на внешний, тем более что такие изменения вряд ли будут встречены с одобрением.

5.                Дальнейшее развитие фирмы, расширение ассортимента товаров и услуг скорее всего возможно вести даже более высокими темпами, чем оно идет сейчас, это встретит одобрение со стороны работников при условии сохранения целостности коллектива.

6.                В свете полученных результатов, говорящих об оптимальности организационной культуры «Эрудита», в качестве главной рекомендации можно указать поддержание дружественной атмосферы в коллективе. Так как выявлена необходимость в постановке новых задач и дальнейшем расширении поля деятельности и готовность сотрудников работать над прогрессивными изменениями, стоит отметить, что какая-либо новая деятельность не должна нарушать сложившейся доверительной обстановки. В частности, деятельность сотрудников должна оставаться командной, должна сохраняться возможность подмены ими друг друга, если это возможно по специфике деятельности, информация о нововведениях должна распространяться открыто.

Проведенное исследование не выявило выраженных проблем в организационной культуре фирмы. Методика диагностики организационной культуры OCAI показала себя как простой и удобный метод исследования. Как мне кажется, для более полной диагностики организационной культуры необходимо сочетание OCAI с другими способами исследования, как то: интервью, опросы с использованием других оценочных методик, наблюдение. Возможно, при более детальном рассмотрении организационной культуры фирмы удалось бы вскрыть какие-либо противоречия и на их основании дать более развернутые рекомендации, чем те, что позволяет сделать методика OCAI.

Список используемой литературы


1.         Мильнер Б. Теория организации. Учебник. М.: Инфра-М, 2005.

2.         Пригожин А. Современная социология организаций. М.: Интерпракс, 1995.

3.         Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. М.: Питер, 2001.

4.         Э. Шейн. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2008.

5.         И. Прангишвили. Об эффективности управления сложными социально-экономическими системами // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №2.- С.24-31.

6.         Чанько А. Опыт диагностики организационной культуры российских компаний.//Российский журнал менеджмента. - 2005. - Т.3, №4. - С. 29-54. URL: #"#">#"_Toc262498502">Приложение

 

Вопросник OCAI


Здравствуйте!

Эта анкета - часть исследования по диагностике корпоративной культуры предприятия. Пожалуйста, примите участие в нашем опросе. Он полностью конфиденциален, ответы не будут использоваться для установления личности респондентов.

При заполнении следуйте инструкциям, указанным в анкете.

Заранее спасибо за содействие.

Часть 1. Нынешняя организационная культура (какой Вы видите её сегодня).

Каждый из вопросов предполагает четыре альтернативных варианта ответа. Распределите 100 баллов среди вариантов ответов в том весовом соотношении, которое наиболее соответствует Вашей организации. Наибольшее количество баллов следует давать той альтернативе, которая более всего напоминает вашу организацию.

Например: А – 60, Б – 20, В – 15, Г- 5. Сумма проставленных баллов обязательно должна быть равной 100, при этом возможно проставление нулей.


1.                   Важнейшие характеристики нынешней компании.

А

Организация уникальна и подобна большой семье.


Б

Организация очень динамична и проникнута новаторством..


В

Организация ориентирована на результат, для людей характерно достижение поставленной цели.


Г

Организация жестко структурирована и строго контролируется.



Всего 100

2.                   Стиль руководства (в общем), принятый в настоящее время в организации, характеризуется:

А

Заботой и поддержкой руководителя по отношению к починённым.


Б

Поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы.


В

Высокой требовательностью, стремлением к конкурентоспособности и поощрением достижений.


Г

Требованием полного подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях при гарантированной занятости.



Всего 100

3.                   Стиль управления работниками, принятый в настоящее время в организации, характеризуется:

Заботой и поддержкой руководителя по отношению к починённым.


Поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы.


Высокой требовательностью, стремлением к конкурентоспособности и поощрением достижений.


Требованием полного подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях при гарантированной занятости.



Всего 100

4.                   Организацию сегодня связывает в единое целое

А

Преданность делу и взаимное доверие.


Б

Приверженность новаторству и стремление быть на первых рубежах.


В

Акцент на достижении цели, выполнении поставленной задачи.


Г

Формальные правила и официальная политика.



Всего 100

5.                   Стратегические цели сегодня:

А

Организация заостряет внимание на развитии сотрудников. Поощряется командная работа.


Б

Организация акцентирует внимание на обретении новых ресурсов и решении новых проблем. Ценятся апробация нового и использование возможностей.


В

Организация акцентирует внимание на конкурентных действиях и достижениях. Доминирует целевое напряжение сил и стремление к победе на рынке.


Г

Организация акцентирует внимание на неизменности и стабильности. Важнее всего контроль и плавность всех операций.



Всего 100

6.                   Критерии успеха сегодня:

А

Организация определяет успех на базе развития человеческих ресурсов, бригадной работы, увлеченности работников делом.


Б

Организация определяет успех на базе обладания уникальной или новейшей продукцией. Это производственный лидер и новатор.


В

Организация определяет успех на базе победы на рынке и опережении конкурентов. Ключ успеха – лидерство на рынке.


Г

Организация определяет успех на базе рентабельности и низких производственных затрат.



Всего 100

Часть 2. Предпочитаемая организационная культура (какой Вы хотели бы её видеть)

Распределите 100 баллов для каждой из четырех альтернатив в том весовом соотношении, которое наиболее соответствует Вашим предпочтениям. Наибольшее количество баллов следует давать той альтернативе, которая более всего напоминает Вашу предпочитаемую организацию.

Например: А – 60, Б – 20, В – 15, Г- 5. Сумма проставленных баллов обязательно должна быть равной 100, при этом возможно проставление нолей.


1.                   Хотелось бы, чтобы организация характеризовалась такими чертами:

А

Организация была бы уникальна и подобна большой семье.


Б

Организация была бы очень динамична и проникнута новаторством.


В

Организация была бы ориентирована на результат, для людей было бы характерно и достижение поставленной цели.


Г

Организация была бы жестко структурирована и строго контролировалась.



Всего 100

2.                   Хотелось бы, чтобы стиль руководства (в общем) характеризовался

А

Заботой и поддержкой руководителя по отношению к подчинённым.


Б

Поощрением индивидуального риска, новаторства.


В

Высокой требовательностью, стремлением к конкурентоспособности и поощрением достижений.


Г

Требованием полного подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях при гарантированной занятости.



Всего 100

3.                   Хотелось бы, чтобы стиль управления работниками характеризовался

А

Заботой и поддержкой руководителя по отношению к подчинённым.


Б

Поощрением индивидуального риска, новаторства.


В

Высокой требовательностью, стремлением к конкурентоспособности и поощрением достижений.


Г

Требованием полного подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях при гарантированной занятости.



Всего 100

4.                   Хотелось бы, чтобы организацию связывали в единое целое

А

Преданность делу и взаимное доверие.


Б

Приверженность новаторству и стремление быть на первых рубежах.


В

Акцент на достижении цели, выполнении поставленной задачи, агрессивность и стремление к победе.


Г

Формальные правила и официальная политика, стремление поддержать плавный ход деятельности организации.



Всего 100

5.                   Хотелось бы, чтобы стратегические цели организации отвечали следующим критериям:

А

Организация заостряла бы внимание на гуманном развитии. Поддерживала бы высокое доверие, открытость и участие.


Б

Организация акцентировала бы внимание на обретении новых ресурсов и решении новых проблем. Ценились бы апробация нового и использование возможностей.


В

Организация акцентировала бы внимание на конкурентных действиях и достижениях. Доминировало бы целевое напряжение сил и стремление к победе на рынке.


Г

Организация акцентировала бы внимание на неизменности и стабильности. Важнее всего были бы контроль и плавность всех операций.



Всего 100

6.                   Хотелось бы, чтобы критерии успеха организации были следующими:

А

Организация определяет успех на базе развития человеческих ресурсов, бригадной работы, увлеченности работников делом.


Б

Организация определяет успех на базе обладания уникальной или новейшей продукцией. Это производственный лидер и новатор.


В

Организация определяет успех на базе победы на рынке и опережении конкурентов. Ключ успеха – лидерство на рынке.


Г

Организация определяет успех на базе рентабельности и низких производственных затрат.



Всего 100

 


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.