Проведение собеседования требует тщательной подготовки. Перед началом собеседования желательно лишний раз просмотреть анкету или резюме соискателя и отметить вопросы, которые следует уточнить в процессе беседы. Для качественного проведения собеседования вам понадобятся:
Биографическая анкета. Возможно использование и иных анкет, с помощью которых можно получить не только биографические сведения, но и представление о личностных качествах кандидата или его профессиональных воззрениях.
Должностная инструкция или квалификационная характеристика, личностная спецификация (документ, описывающий параметры, которыми должна обладать личность для успешного выполнения работы). В отдельных компаниях применяется документ, называемый «заявка на подбор», где перечисляются знания, умения, навыки и качества, которыми должен обладать кандидат для успешной работы в предполагаемой должности. В документах подобного рода обычно указываются и обязательные требования, и желательные.
В ряде компаний используется еще один документ, чаще всего именуемый «схема отбора», в котором описывается порядок проведения собеседования (кто из сотрудников и на каком этапе подключается к проведению собеседования; как распределяются обязанности между сотрудниками компании в целях обеспечения наилучшего подбора специалистов; какие тесты, опросники и деловые игры используются). Безусловно, над созданием этого документа придется поработать. Однако впоследствии он обеспечит значительную экономию времени при подготовке материалов для оценки соискателей.
Целесообразно разработать еще один документ - для отражения результатов собеседования.
В некоторых компаниях информацию по результатам собеседования включают в бланк анкеты.
В любом случае информация об итогах собеседования должна содержать сведения о том, кто и когда проводил собеседование с соискателем, каково мнение сотрудников, проводивших собеседование, о данном кандидате, насколько кандидат соответствует заявленной должности, есть ли возможность использовать кандидата на других работах, какое принято решение (о приеме на работу или об отказе в приеме).
1.2 Составление письма с просьбой о приеме на работу
Существует два типа писем с просьбой о приеме на работу:
а) самостоятельные («холодные») письма, которые отправляются в компанию, где вы бы хотели работать, даже если компания не давала объявления о вакансии;
б) письма с просьбой о приеме на работу, являющиеся ответом на рекламное объявление в газете или периодическом журнале о конкретной вакансии.
В обоих случаях письмо с просьбой о приеме на работу («сопроводительным письмом») должно сопровождаться резюме. В идеале резюме и сопроводительное письмо составляют единый пакет документов, который необходимо положить на стол работодателю.
Основная цель письма с просьбой о приеме на работу - заинтересовать собой как специалистом и пробудить желание познакомиться поближе. В сопроводительном письме Вы должны поведать работодателю, почему хотите работать именно у него, а также, почему именно Вас он должен взять на работу. Первая установка, которую должны воплотить в ситуации поиска нового места работы, состоит в привлечении внимания к своей персоне.
С помощью сопроводительного письма вы представляетесь работодателю и показываете, почему именно вы должны работать на этом месте. В сопроводительном письме также может объясняться причина, побудившая вас искать новое место работы. Резюме - это всего лишь список ваших достижений и трудовая биография, но эти данные не помогают полностью представить самого человека, сопроводительное письмо - это первое, что видит и получает работодатель. Многие работодатели не станут даже смотреть резюме, если сопроводительное письмо не привлекло их внимания.
Формат. Используйте шрифт, который легко прочитать. Будьте предельно точны, убедительны и конструктивны. Письмо должно быть максимально кратким - лучше несколько абзацев, но не больше, чем на одну страницу. Работодателю приходится читать сотни (а то и тысячи) писем по вакансиям, поэтому не стоит усугублять их проблемы.
Обращение и приветствие. Убедитесь в том, что вы правильно написали имя работодателя и название компании. Важно, чтобы обращение было адресным. Перед тем как отправлять письма, наведите справки, соберите информацию. В этом тоже проявляется профессионализм.
Вступительный абзац. Обозначьте должность, на которую вы претендуете, а также то, откуда вы узнали о вакансии (кто-то порекомендовал эту фирму, узнали о вакансии через рекламу, вы встречались с работодателем на презентации этой компании). Укажите вашу профессиональную специализацию и название должности, которую вы в данный момент занимаете. Постарайтесь продемонстрировать, что вы приложили усилия для того, чтобы выяснить подробности об этой должности и компании.
Первые два основных абзаца. Постарайтесь выяснить, какие навыки (опыт, интересы) ищут работодатели, и покажите, как вам приходилось применять эти требуемые навыки. Все работники отдела кадров ищут таких работников, которые обладают качествами лидера и хорошими коммуникативными навыками. Но при этом вы также должны показать, что вы обладаете и другими важными навыками, необходимыми для работы в этой должности. Например, инвестиционные компании ищут людей, имеющих опыт работы с различными балансовыми и прочими финансовыми отчетами, консалтинговым компаниям нужны сотрудники с аналитическим мышлением, журналисты ищут людей, хорошо владеющих пером.
В письме надо вкратце обсудить (а не просто заявить), насколько и почему ваши навыки и опыт работы позволяют вам претендовать на эту должность. Отведите пару предложений в вашем письме на то, чтобы заострить внимание на каком- либо аспекте вашей предыдущей деятельности. Но при этом помните: будьте точными и немногословными - постарайтесь изложить ваши мысли лишь в нескольких параграфах.
Завершающие предложения. Сообщите, что вы свяжетесь с ним через некоторое время. Напишите что-нибудь вроде «Спасибо за Ваше внимание».
Пример сопроводительного письма
10943, Волгоград – 43, ул. Малышева, 33, кв.15 15 марта 2000 г. Г-ну Иванову Петру Васильевичу, Менеджеру по персоналу Компании ВСС, 10946, Волгоград – 46, ул. Валдая, 47
Уважаемый г-н Иванов!
От вашего сотрудника, Игоря Петровича Серова, узнал о том, что в вашей компании есть вакантная должность менеджера по маркетингу. Игорь Петрович в общих чертах ознакомил с тем, в чем заключается эта работа, в результате чего я пришел к выводу, что могу принести значительную пользу вашей компании, работая в этой должности.
В настоящее время являюсь менеджером по маркетингу корпорации XYZ . У меня прекрасные отношения с XYZ, но, учитывая свои профессиональные достижения и сильные стороны, я пришел к выводу, что мои деловые качества больше соответствую той атмосфере предпринимательского бизнеса, которая присуща компании ВСС.
Как будет видно из прилагаемого к этому письму резюме, широкий диапазон маркетинговых функций, которые я выполнял на протяжении всей своей карьеры, вполне соответствует сфере деятельности фирмы ВСС, распространившейся в последнее время на 15 новых регионов. Кроме того, у меня имеется обширный опыт в следующих областях: совместная торгово-промышленная реклама, региональные продвижения продуктов, маркетинговые исследования рынка - т.е. в тех сферах деятельности, которые, как я предполагаю, были бы моими основными должностными обязанностями, если бы я был принят на работу в вашу компанию. Как может подтвердить Игорь Петрович, я чрезвычайно прилежный и преданный работник, хорошо адаптируюсь в любом коллективе.
Если у вас есть какие-то вопросы, связанные с любым аспектом моей трудовой биографии, можете обращаться ко мне в любое удобное для вас время. С удовольствием приму предложение встретиться с вами и рассказать несколько больше о том, какую пользу, по моему мнению, я мог бы принести вашей фирме.
Чрезвычайно признателен вам за интерес и внимание, проявленные к моему резюме.
1.3 Составление резюме
Основные требования и правила составления резюме.
Стиль написания резюме: краткость; конкретность; активность (никогда не пишите участвовал, оказывал помощь и т.п. Это позволяет думать, что Вы лишь оказывали разовые услуги); честность. Избегайте использовать местоимение Я.
Необходимо быть предельно конкретным в выборе формулировок:
Не следует писать: занимался обучением; помогал уменьшить ошибки; быстро усваиваю новые знания. Пишите: обучил двух новых служащих; сократил ошибки на 15%, чем сэкономил фирме $50 000; освоил новые процедуры в рекордно короткий срок - за две недели.
Не будьте многословны и избегайте пассивных форм:
Не следует писать: отвечал за выполнение; находил применение следующим возможностям; нес ответственность за... Пишите: выполнил; эффективно использовал; отвечал за...
Предпочитайте позитивную информацию негативной:
Не следует писать: улаживал жалобы на; препятствовал снижению доли продаж; перешел с должности. Пишите: помогал клиентам в; повысил потенциал продукта на рынке; продвинулся на должность.
Концентрируйте внимание на Ваших достижениях:
Не следует писать: проработал там три года; выполнял дополнительную работу.
Пишите: получил повышение в должности и два повышения оплаты; всегда выполнял работу в срок.
О чем не следует писать в резюме? Всю Вашу трудовую биографию. На самом деле Вашего потенциального работодателя интересуют только последние 3-5 мест работы и период не более 10 лет. Ваши физические данные. Причины, по которым Вы уходили с работы. Имена людей, которые дают Вам рекомендацию (этот список может пригодиться на собеседовании).
И, наконец, не стоит слишком приукрашивать действительность, тем более, писать в резюме о том, что никогда в вашей жизни не имело места. За все слова, написанные вами в этом документе, как это не странно прозвучит, придется отвечать. И если вы сообщаете об отличном знании какой-либо компьютерной программы и свободном владении английским языком – будьте готовы к тому, что вам предложат продемонстрировать свои знания на практике.
В общем и целом, резюме желательно составлять под конкретную вакансию (для этого тщательно фильтруем наш жизненный и профессиональный опыт). Прежде всего, резюме должно характеризовать вас как профессионала (личностью интересуются на собеседовании). Следует помнить, что работодатель принимают окончательное решение о найме только после устного собеседования, поэтому резюме и сопроводительное письмо служат лишь средством для получения аудиенции с работодателем.
Пример составления (написания) резюме
Домашний телефон:
99-99-99 (звонить с 19:00 до 23:00)
Рабочий телефон:
88-88-88 (звонить с 8:30 до 18:00)
Дата рождения:
02.01.1969 г., (35 полных лет)
Семейное положение:
женат, сын 12 лет
Цель:
Должность главного бухгалтера предприятия
Образование:
1990г. - 1995г.
Уральский государственный университет, экономический факультет. Получен диплом о высшем образовании. Присвоена квалификация – экономист
Опыт работы:
1999г. - по наст. время
Акционерный коммерческий банк. Заместитель главного бухгалтера. Основные обязанности:
- анализ финансово-хозяйственной деятельности;
- операции с ценными бумагами;
- управление активами банка
Приобрел опыт организации руководства финансово-экономической деятельностью банка
1995г. - 1999г.
Муниципальное предприятие. Начальник финансового отдела. Основная обязанность - руководство отделом. За время работы разработал и внедрил принципиально новую модель учета и контроля финансовых потоков предприятия
Страницы: 1, 2, 3