01. Проблема корпоративного управления.
Корпоративное управление - механизмы реализации прав собственности и механизмы по формированию структуры корпоративного контроля.
Корпоративное управление - система взаимоотношений между менеджерами и акционерами, а также другими заинтересованными сторонами по вопросам, связанным с обеспечением эффективной деятельности компании и обеспечением интересов ее владельцев и др-х заинтересованных сторон.
Режим корпоративного управления определяется: структурой акционерной собственности (степень концентрации пакетов акций); правовой регламентацией функционирования акционерных обществ; взаимоотношениями как между акционерами, так и между ними и менеджерами.
1. Проблема разделения функций контроля собственности и контроля бизнеса.
2. Конфликты, возникающие м/у менеджерами (владельцами акций компании, в том числе КПА) и внешними акционерами:
3. В силу продолжающегося процесса перераспределения собственности ни в одной компании не завершено строительство системы надежного корпоративного контроля;
4. Наличие "теневых" корпоративных финансов ("серые" и "черные" денежные расчеты, уход от налогов, вывод активов и др.).
5. Проблемы корпоративного управления с точки зрения объектов защиты Большинство конфликтов переходит в плоскость отношений:
"менеджеры как акционеры - все прочие акционеры";
"контролирующие акционеры (в том числе как менеджеры) - все прочие акционеры";
"контролирующие акционеры (в том числе как менеджеры) - новые претенденты на контроль".
Контроль находится у:
Тип собственности
Основной объект защиты
Основная проблема корпоративного управления
1. Наемных менеджеров, не имеющих доли в АО (или небольшую долю)
Распыленная, или несколько примерно равных несвязанных акционеров
Все акционеры
- мониторинг и ответственность менеджеров
пассивность и права всех групп акционеров
(2) Менеджеров, ставших акционерами (с КПА) и сохранивших свои управленческие функции
Концентрированная (прямо и через аффилированные структуры)
Все прочие типы акционеров
-ответственность менеджеров
ответственность (прозрачность) контролирующих акционеров
ограничение возможностей "шантажа" со стороны прочих акционеров
защита прав мелких акционеров
3. Внешнего акц-ра (альянса акцио-ров с КПА):
Концентрированная
(прямо и через аффилированные структуры)
Мелкие собственники-акционеры
Ответственность (прозрачность) контролирующих акционеров, а также:
(а) сменившего менеджеров
- обеспечение мониторинга менеджеров
(б) сохранившего менеджеров
- предотвращение риска оппортунистического поведения менеджеров
(в) выполняющего функции менеджера
- защита прав прочих акционеров, но одновременно ограничение их возможностей "шантажа"
(4) Основного кредитора (группы кредиторов)
Любая
Часть кредиторов
Использование института банкротства только для перехвата контроля (вывод активов в ущерб акционерам и др.)
6. слабая или нетипичная роль традиционных "внешних" механизмов корпоративного управления (рынок ценных бумаг, банкротства, рынок корпоративного контроля);
7. Слабая банковская система.
Основными проблемы корпоративного управления связаны не столько с качеством законодательства, сколько с отсутствием длительной практики корпоративных отношений, в связи с чем традиции корпоративного поведения еще только формируются. В одних случаях незнание требований законодательства, вызванное его относительной новизной, а в других - полное пренебрежение этими требованиями, не позволили в полной мере ввести в жизнь те нормы корпоративного поведения, которые эти правовые акты призваны установить.
Анализ корпоративного управления в России показывает, что наибольшие конфликты возникают при решении вопроса о том, кто лучше может выполнять функции собственника. Собственник разрабатывает: инвестиционную часть, линию риска, предпринимательскую, контрольную и социальные части.
Отечественные корпорации относительно невелики (по капитализации, обороту, прибыли и численности работающих): так, в 2001 г. Только 4 российские компании вошли в число 500 крупнейших компаний мира. Между тем есть, по крайне мере, шесть соображений, обусловливающих актуальность проблемы развития отечественного корпоративного менеджмента:
Все более значительная в жизни страны роль крупных корпоративных структур, уверенно занимающих место банков как центров консолидации собственности и интеграции финансового и промышленного капитала. Развитие этих структур будет способствовать достижению баланса во взаимоотношениях основных социальных групп и социальных институтов, вовлеченных в рыночное взаимодействие.
Увеличивающаяся конкуренция на инвестиционных, в том числе отечественных, рынках обуславливает важность фактора инвестиционной привлекательности компаний. Эффектное корпоративное управление способствует инвестиционной привлекательности компаний, привлечению инвестиционных ресурсов и является мощным оружием борьбы с коррупцией, снижающей конкурентоспособность России на международном рынке.
Качество корпоративного управления определяет эффективность соответствующих отраслей, регионов, а во многом - и экономики страны в целом. Улучшение корпоративного управления способствует повышению внутренней эффективности процессов в компаниях и их переходу на качественно новый уровень. Эти усилия оказывают, в свою очередь, заметное положительное влияние и на использование капитала в национальном масштабе.
Недостаточна квалификация многих владельцев/высших управляющих, а также большинства мелких акционеров/рядовых работников компании в вопросах ведения бизнеса; у последних этот недостаток сочетается с нежеланием глубоко вникать в проблемы работы корпорации, стремлением к увеличению выплат в виде дивидендов вместо направления средств на развитие производства.
Эффективное корпоративное управление предполагает прозрачность соответствующей информации, что в определенной степени может содействовать как сведению к минимуму теневого бизнеса, так и более полному раскрытию для общества информации о своей деятельности и принятию более предсказуемых решений.
Надлежащее корпоративное управление оказывает значительную поддержку отечественным инвесторам, увеличивая их потенциал не только в качестве участников экономической деятельности, но и как граждан страны, способствующих проведению реформ.
02. Участники корпоративных отношений.
01. Крупные акционеры (владельцы крупного пакета акций),
02. Мелкие акционеры.
Участниками корпоративных отношений прежде всего являются акционеры, вступающие с корпорацией в особые отношения, делающим возможным само существование корпорации. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях корпорации.
03. Потребители (без них невозможно существование корпорации. Они ожидают от корпорации качественной продукции и услуг по приемлемым ценам, хороший сервис и правдивую рекламу).
04. Служащие (отношения служащих с корпорацией, начиная от обычных требований справедливой оплаты труда, переходят к другим аспектам взаимоотношений работодателя с работником: защите здоровья на рабочем месте, финансовой безопасности и т.п. Служащие прежде всего заинтересованы в устойчивости компании и сохранении своих рабочих мест.).
05. Менеджмент, в том числе единоличный, исполнительный орган корпорации.
06. Кредиторы (Получают прибыль, уровень которой зафиксирован в договоре между ними и компанией. Заинтересованы в устойчивости компании и гарантиях возврата представленных средств. Не склонны поддерживать решения, обеспечивающие высокую прибыль, но связанные с высокими рисками.).
07. Владельцы иных корпоративных ценных бумаг.
08. Органы государственной власти.
09. Органы местного самоуправления (Заинтересованы прежде всего в устойчивости компании, ее способности выплачивать налоги, создавать рабочие места.).
10. Поставщики.
Корпорация в процессе своей деятельности оказывает наибольшее воздействие на местное население. Соответственно местное население ожидает от корпораций непосредственного участия в решении проблем организации инфраструктуры, образования, транспорта, условий для отдыха и т.д.
03. Особенности развития корпоративного управления в РФ.
Этапы становления корпоративного управления:
01. Период до 1987 г.
Корпоративная среда в этот период была похожа на систему партийно-хозяйственных активов: все ключевые посты на предприятиях распределялись не в соответствии с профессионализмом управляющих, а по старым партийно-номенклатурным связям. Основой для этого послужили, на наш взгляд, три причины:
1. Отсутствие отечественных высококвалифицированных независимых управляющих на рынке труда.
2. Неготовность предприятий высоко оплачивать квалифицированный труд зарубежных управляющих.
3. Остатки тоталитарного мировоззрения в обеих системах и, в связи с этим, низкое желание взаимного обмена накопленным опытом между странами с развитой рыночной экономикой и странами бывшего социалистического лагеря.
02. Период с 1987 г. по 1991 г.
В этот период закладывались основы корпоративности директорского корпуса и структур, приближенных к партийно-номенклатурным органам управления, но уже появились ростки нарождающейся корпоративной среды. Помимо промышленного в России возник и начал развиваться финансовый капитал в банковском и страховом секторах экономики. Появились источники и первые инструменты накопления капитала.
03. Период с 1991 г. по 1994 г.
В то же время начал складываться определенный корпоративный стиль взаимоотношений отдельных структур, таких, как банковский капитал, нефтегазовые предприятия и другие, когда на смену государственным органам управления приходят самоуправляемые корпорации. Отчужденность же большинства населения от активных процессов участия в управлении собственностью, потеря рабочих мест и экономическая безграмотность сформировали негативное отношение ко всем процессам реформирования экономики.
Страницы: 1, 2, 3