Рефераты. Теоретические и методологические основы менеджмента

Классическая (административная) школа управления (1920-1950). Представления школы развивали Анри Файоль, Л.Урвик, Д.Муни, А.Рейли. Целью школы было создание универсальных принципов успешного управления работой организации в целом, в т.ч. возможность их применения в государственном управлении.

В своей работе «Учение об управлении» (1916) Файоль выделил управленческие задачи в особую область исследования.Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим основным видам деятельности:

8. технической, т.е. осуществлению производственного процесса;

9. коммерческой, заключающейся в закупке всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыте готовой проидукции;

10.            финансовой, связанной с привлечением, сохранением и эффективным использованием денежных средств;

11.            бухгалтерской, заключающейся в проведении статистических наблюдений, инвентаризацией, составлением балансов и т.п.;

12.            административной, призванной оказывать воздействие на работников;

13.            функции защиты жизни, личности и собственности людей.

Каждый из этих видов нуждался в управлении, предполагавшем осуществлении следующих функций: планирования; организации; координации; контроля; мотивации.

Файоль оказался основоположников процессного подхода к управлению организацией, которое рассматривалось им как серия повторяющихся взаимосвязанных действий, последовательно и непрерывно реализующих функции.Он сформулировал 14 принципов административного управления.

1. Разделение труда. Цель разделения труда – увеличивать объем и повышать качество производства при затрате тех же усилий. Специализация труда.

2. Власть-ответственность. Власть есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая подчиняться. Власть немыслима без ответственности.

3. Дисциплина – это повиновение, усердие, внешние знаки уважения и всецело зависит от руководителя. Соблюдение дисциплины помогает организации работать спокойно.

4. Единство распорядительства или единоличие. Работнику может отдавать приказы только один начальник.

5. Единство руководства. Один руководитель и одна программа для совокупности операций.

6. Подчинение частных интересов общим. Этот принцип гласит, что интересы служащего или группы служащих не должны становиться выше интересов предприятия. Необходима согласованность.

14.            Вознаграждение персонала должно быть справедливым и по возможности удовлетворять персонал предприятия, нанимателя и служащего.

15.            Централизация – это вопрос меры. Дело сводится к нахождению централизации, наиболее благоприятной для предприятия.

16.            Иерархия есть ряд руководящих должностей.

17.            Порядок. Определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте. Материальные ценности и люди должны находиться на своих соответствующих местах

18.            Справедливость – есть сочетания благожелательности с правосудием. Результат доброты и законности будет приводить к преданной и лояльной службе.

19.            Постоянство состава персонала (исключения: возраст, болезни, смерть, несостоятельность и т.д.) Принцип текучести рабочего состава имеет меру.

20.            Инициативой называется возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения.

21.            Единение персонала или кастовый дух. Совместные усилия персонала являются основой организационного успеха.

Функции и принципы Файоля остаются популярными и сегодня. В годы 1 мировой войны интенсификация физических возможностей человека в крупном машинном производстве, казалась была доведена до предела. Чисто административные методы уже не срабатывали, необходимо было активизировать личностный потенциал людей и формирование новой управленческой парадигмы, подхода, ориентированного на человека.

Толчком послужили Хотторнские эксперименты в компании «Вестерн электрик» финансируемые «Фондом Рокфеллера».Так появилась Школа человеческих отношений (1930-1950) и школа поведенческих наук (с 1950 по настоящее время). Представителями являются Мери.Фоллетт, Э.Мэйо, А.Маслоу. Школа определила менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц с использованием достижений психологии и социологии – наук о человеческом поведении в управлении. Эта школа обнаружила, что силы взаимодействия между людьми зачастую превосходят усилия руководителя и материальные стимулы, определила, что мотивы поступков людей – это различные потребности.

Большинство людей обладают фантазией, изобретательностью, которые можно с успехом применить в интересах организации. Она рекомендовала определенные приемы управления человеческими отношениями, включающие

·   просвещение служащих,

·   эффективные действия непосредственных начальников,

·   применение групповых, демократических методов для решения производственных вопросов,

·   предоставление работникам более широких возможностей общения на работе и гумманизации труда.

Обязанность менеджера состояла в:

·  формировании сплоченного трудового коллектива

·  создании в нем благоприятного микроклимата

·  заботе о подчиненных, помощи им в повседневных делах, в т.ч. и личного характера.

Новый этап в развитии управленческой мысли (с 1950) связан с внедрением современных количественных методов обоснования решений с применением математики и компьютеров в управлении - количественный подход. Представителями управленческой науки были Саймон, Райф и др. Суть этого подхода составляют построение математических моделей явлений, наиболее часто встречающихся в управлении, связанных с управлением запасами, распределение ресурсов, задачами массового обслуживания, заменой устаревшего оборудования, выбором стратегий поведения в условиях неопределенности, упорядочиванием работ во времени и др.

Основу этого подхода составляют методы математического моделирования, алгоритмов выработки оптимальных решений, количественные прикладные и абстрактные математические модели экономических явлений, в т.ч.

моделей воспроизводства в масштабе общества и отдельных фирм;

моделей баланса затрат и выпуска продукции;

моделей прогнозирования НТП и экономического развития (система «Паттерн») и т.д.


Методологические основы менеджмента в Казахстане


История управленческой мысли в Казахстане уходит своими корнями в глубь веков.

Одним из первых мыслителей в области управления Х-Х11 вв. был Мухаммед Абу Насыр аль-Фараби (870-950), доказавший лживость предсказаний правителей по звездам и др. природным явлениям прогнозировали будущее государства. Значительный интерес представляют его идеи о происхождении человеческого общества, о государственном строе.

Государственным и духовным деятелем в эпоху Тауке-би были Толе-би (1663-1756), Казыбек-би (1667-1763), Айтике-би (1682-1726). Свои взгляды по управлению государством они изложили в первом, писанном своде законов «Жеты-Жаргы» (Семь установлений), где закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахстанского общества, административного, гражданского и уголовного права. Согласно «Жеты-Жаргы»

-     верховная власть сосредотачивалась в руках хана,

-     управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания – курылтай.

Абулхаир-хан (1693-1748) создал самостоятельное ханство и в течение 40 лет удерживал государственную власть. Однако его ханство не стало централизованным государством, оно подразделялось на несколько улусов.

В середине 18 века Абылай-хану удалось восстановить территориальные владения Казахстана и он осуществил значительные преобразования в государстве.

Первым казахским инженером-менеджером, организатором производства был К.Сатпаев. Он впервые решал вопросы производительности труда шахтеров и мотивации деятельности людей к труду, взаимоотношений рабочих, профсоюзов с предприятием.

Огромный вклад в государственное управление экономикой внес Д. Кунаев.

Развитие менеджмента на современном этапе.

В 90-е годы управленческая ситуация в экономике Казахстана изменилась. Рыночная система сменила административно-командные методы управления. Наступило время создания высокоорганизованно    системы государственной службы, сочетающую зарубежный опыт управления и специфику экономики Казахстана.

Для государственной службы Президент страны Н.Назарбаев определеил следующие принципы:

а). Уметь распоряжаться властью, который дал народ, не поддаваться ее сооблазнам;

б). Необходимо думать о благе общества, которому ты служишь, а не о выгод для себя;

в). надо, чтобы госслужащий жил, не опасаясь вопроса: на что живешь?

Г). управлять так, что не потерять доверия людей;

Д). Подбирать на должности тех, кто способен профессионально вести дело.

Государством осуществляется подготовка современных специалистов в области менеджмента и рыночной экономики, отвечающих мировым стандартам образования. (реформа образования).

Теоретические и прикладные аспекты казахстанского менеджмента только начинают разрабатываться и требуют дальнейшего исследования.

Первым учебником по менеджменту в Казахстане является книга Ахметова К. «Основы менеджмента » (1992). Затем вышли в свет:

Бердалиев К.Б. «Основы управления экономикой Казахстана» (1998), «Основы менеджмента» на русском (1995) и казахском языках (1994);

Каренов Р.С. изучал вопросы кадрового менеджмента в Казахстане «Кадровый менеджмент»;

Абдрешев А.А. – теоретические авспекты производственного менеджмента с позиции казахстанских предприятий «Производственный менеджмент предприятия»;

Нурсеитов А.А. – вопросы финансового менеджмента.

Приведем наиболее важные положения парадигмы управления переходной экономикой, сформулированные к настоящему времени:

1.                 Гибкое сочетание методов рыночного регулирования с государственным регулированием социально-экономических процессов.

2.                 Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых социально-ориентированных систем.

3.                 Самоуправление на всех уровнях хозяйствования.

4.                 Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора экономики.

Накопленный зарубежный опыт конечно же необходимо использовать и лучшее из него применять в Казахстане, но при соблюдении двух главных условий:

Во-первых, требуется учесть особенности предшествующего развития и современного состояния экономики, менталитет и поведенческие характеристики населения, продолжительность периода преобразований и др. факторы и условия.

Во-вторых, в ее основу должны быть положены принципы и механизмы, господствующие в менеджменте стран с рыночной экономикой. Это позволит интегрировать отечественное народное хозяйство в мировую экономическую систему.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.