Team-building в организации
Лачинина Т.А.
На данном этапе развития топ-менеджмент современных организаций уделяет значительное внимание процессам командообразования. Это явление больше всего распространено в странах с развитой рыночной экономикой, что наглядно демонстрирует рисунок 1.
В России командным строительством занимаются многие фирмы, но особенно серьезно лишь наиболее крупные.
Идея командных методов работы, заимствованная из мира спорта, стала активно внедряться в практику управления в 60 - 70 годы XX века. В настоящее время team-building (построение команды) представляет собой одну из перспективных моделей корпоративного менеджмента, обеспечивающих эффективное организационное развитие. Командное строительство направлено на создание групп равноправных специалистов различной специализации, сообща несущих солидарную ответственность за результаты своей деятельности и на паритетной основе осуществляющих разделение труда[1] .
Исследования по выявлению факторов успеха руководителей организаций, подтверждают, что командообразование является одним из основных условий достижения высоких результатов деятельности организации.
Рисунок 1 – Доля организаций (в %), где проводятся тренинги по приобретению навыков командной работы[2]
По данным компании Hagberg Consulting Group, успешные руководители по сравнению с неуспешными наибольшее внимание уделяют формированию стратегии (41% времени против 29%), построению и развитию команд (34% против 18%), тратят меньше времени на контроль исполнения (25% против 53%).
По социологическим опросам топ-менеджеров 150 компаний США, среди главных умений высшего руководства первое место занимает построение команды - 47%, вслед за этим идет стратегическое мышление - 44%, далее лидерство - 40% и способность мотивировать персонал - 34%.
Опрос 273 руководителей высшего и среднего звена крупных и средних предприятий России - участников рейтингов профессионализма российских менеджеров, показал, что самым важным профессиональным качеством лидера и менеджера является умение формировать управленческую команду[3] .
В настоящее время спрос на team-building (тим-билдинг) постоянно растет.
Team – building это:
один из наиболее эффективных инструментов управления персоналом, позволяющий развить командный дух в работе сотрудников компании;
team - building дает возможность выявить и реализовать личностный потенциал сотрудников;
указывает на ошибки в общении, порождающие взаимное непонимание между членами рабочего коллектива компании;
помогает найти варианты решения конфликтных ситуаций;
развивает способность принимать решения в критических и нестандартных ситуациях;
воспитывает в сотрудниках доверие к компании и друг к другу, приверженность целям компании;
помимо этого team - building – это весомый метод нематериальной мотивации персонала, который позволяет сотрудникам почувствовать внимание компании к каждому ее сотруднику.
Опыт российских и зарубежных компаний, которые добились существенных успехов в предпринимательской и инновационной деятельности, подтверждает, что основную роль в них играют не личности, а рабочие группы, высшей формой проявления которых являются команды.
В научной литературе специалисты по командообразованию приводят различные формулировки термина «команда»[4] . Проанализировав многие из них, и отбросив, малосущественные мы пришли к выводу, что под командой чаще всего понимают небольшое количество людей – автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним цели и задачи.
Командная работа играет ведущую роль в достижении общих организационных результатов. Люди, качественно выполняющие работу в команде, помогающие это делать остальным, быстро создают атмосферу сотрудничества и воодушевляют других на более эффективную реализацию своих профессиональных функций.
Использование командной работы приводит к значительному повышению качества рабочей силы, поскольку совместная деятельность требует самоуправления и высокой степени информированности членов команды. Люди в группах различаются по возрасту, полу, образованию, культуре, верованиям и ценностным ориентациям. Возрастание индивидуальных различий работников требует от членов команд развития таких важных навыков, как способность работать с людьми, принадлежащими к другим большим социальным группам (расовым, этническим, религиозным и т. д.). Кроме того, командная работа требует использования в работе множественных трудовых навыков, а не только умения выполнять одну-две конкретные операции, что способствует личностному и профессиональному росту персонала, а в результате — к увеличению потенциала организации в целом[5] .
Необходимость формирования команды может возникать в различных ситуациях развития организации. Быстрые изменения, как в политике, так и в бизнесе приводят к появлению задач, для решения которых в данный момент отсутствуют конкретные специалисты.
В связи с тем, что процесс командообразования зависит от многих факторов внутреннего и внешнего воздействия (характера), невозможно установить точный алгоритм формирования команды. Однако процедура командообразования должна включать реализацию следующих практических шагов представленных на рисунке 2.