|
Компания |
|
1 |
6 |
Petroleo de Venezuela SA (Венесуэла) |
2 |
1 |
Royal Dutch/Shell (Нидерланды/Великобритания) |
3 |
2 |
Exxon Corp. (США) |
4 |
3 |
British Petroleum Co.Plc. (Великобритания) |
5 |
7 |
Petroleos Mexicanos (Мексика) |
6 |
5 |
Mobil Corp. (США) |
7 |
8 |
Chevron Corp. (США) |
8 |
17 |
РАО Газпром (Россия) |
9 |
15 |
Texaco Inc. (США) |
10 |
10 |
Amoco Corp. (США) |
11 |
14 |
Kuweit Petroleum Corp. (Кувейт) |
12 |
19 |
ENI (Италия) |
13 |
9 |
Petroleo Brasileiro (Бразилия) |
14 |
- |
Petronas (Малайзия) |
15 |
22 |
Pertamina (Индонезия) |
16 |
11 |
Total (Франция) |
17 |
12 |
Shell Oil Co. (США) |
18 |
4 |
Elf Aquitaine (Франция) |
19 |
16 |
Atlantic Richfield – ARCO (США) |
20 |
21 |
Conoco Inc. (США) |
21 |
- |
Сургутнефтегаз (Россия) |
22 |
23 |
Phillips Petroleum (США) |
23 |
20 |
Лукойл (Россия) |
24 |
18 |
Statoil (Норвегия) |
25 |
- |
Repsoil (Испания) |
К наиболее мощным нефтяным компаниям, ведущим свой бизнес по всему миру относятся: Exxon-Mobil, Chevron, Amoco (с недавнего времени BP Amoco), Texaco. Совершенно очевидно, что в современной структуре нефтяного бизнеса США (это справедливо и в мировом масштабе), которая в основном сформировалась в 30-е годы нашего века, доминируют вертикально интегрированные компании. [[9]]
Под вертикальной интеграцией крупной промышленной (промышленно-торгово-финансовой) компании понимают финансово-экономическое объединение различных технологически взаимосвязанных производств. В нефтяной отрасли в такую интеграцию входят предприятия, составляющие последовательность стадий основного технологического процесса, а именно: разведка и добыча нефти - транспортировка - переработка - нефтехимия - сбыт нефтепродуктов и нефтехимикатов.
Преимуществом интегрированной компании является сбалансированность сбыта. Когда цена на нефть падает, прибыль добывающих подразделений уменьшается, но нефтепереработка и нефтехимические производства увеличивают прибыль, поэтому потери одного подразделения компенсируются другими подразделениями. Так, крупные компании не снижали прибыли даже при падении цен на нефть с 36 до 10 долл./бар. в 1981-84 гг.
Развитие нефтяного бизнеса в США с самого начала пошло по пути вертикальной интеграции. Крупнейшие нефтяные компании - Standard Oil, Gulf, Texaco и др. установили контроль за всеми секторами нефтяного дела в национальном, а затем и в международном масштабе. Такого же подхода придерживались и многие небольшие предприятия-аутсайдеры, несмотря на то что они оперировали на ограниченных территориях. [[10]]
Развитие процесса интеграции обусловлено рядом предпосылок:
1. Стремление нефтяных компаний к контролю над рынками сбыта конечной продукции - сначала нефтепродуктов, а затем и нефтехимикатов.
2. Обусловленная природными и экономическими факторами необходимость "управляемой" организации производства и сбыта.
3. Достижение экономии издержек, обусловленной масштабами производства при развитой вертикальной интеграции. Концентрация капитала и производства, наличие единой инфраструктуры, возможности маневра (капиталом, мощностями, потоками сырья и продукции), что способствует сокращению удельных затрат в производстве и сбытовой деятельности, росту массы и нормы прибыли.
4. Обеспечение в рамках вертикально-интегрированных структур контролируемых источников сырьевого обеспечения.
5. Международный характер нефтяного бизнеса и его тесная связь с мировой и национальной политикой.
В целом, как показывает практика, вертикальная интеграция компаний, занятых в нефтяном бизнесе, при удачном использовании предпосылок своего формирования имеет существенные конкурентные преимущества перед фирмами специализированного типа. Однако, основные предпосылки интеграционного процесса нельзя считать факторами "абсолютного действия". Они достаточно противоречивы и проявляются лишь в тенденции. Планомерность, концентрация производства и капитала, установление контроля над рынками сырья и продукции в сочетании с монополизмом отнюдь не исключают конкуренции. Крупнейшие нефтяные корпорации соперничают между собой и с независимыми компаниями-аутсайдерами. Роль конкуренции особенно возросла в 80-е годы, когда вследствие успеха энергосберегающей политики вновь стали возможны резкие изменения цен на нефть, значительно ужесточились налоговые и концессионные (лицензионные) условия в сфере нефтедобычи, повсеместно были ограничены возможности применения механизма внутрикорпоративных трансфертных цен. [[11]]
Говоря об относительном характере предпосылок вертикальной интеграции в нефтяном бизнесе, нельзя не отметить того обстоятельства, что стремление компаний к контролю и участию во всех стадиях нефтяного бизнеса приводит к не всегда оправданному дублированию производственных и сбытовых структур.
Из американских источников известно, что уровень использования производственных мощностей в нефтеперерабатывающей промышленности США, как правило, не превышает 60-70 %, и лишь частично это можно объяснить необходимостью резервирования мощностей в условиях рынка. Иными словами, экономия в издержках, достигаемая внутри вертикально-интегрированных компаний, имеет своей оборотной стороной расточительное расходование ресурсов. [[12]]
Интеграция и комбинирование в нефтяном бизнесе отнюдь не исключают и специализации, поэтому наряду с небольшими существуют и крупные специализированные компании. И те, и другие, будучи самостоятельными хозяйственно-правовыми структурами, могут, тем не менее, входить в сферу влияния интегрированных компаний, например, через систему финансового участия. В нефтяном бизнесе в условиях рыночной экономики широко распространено частичное (фрагментарное) комбинирование различных сфер деятельности. Типичным примером такого рода являются связки: разведка запасов - добыча нефти, транспорт - оптовая торговля нефтью, нефте-газо-переработка - нефтехимия, оптовая - розничная торговля нефтепродуктами.
Специализация и частичное комбинирование, по-видимому, наиболее удобны при переработке нефти вследствие большого разнообразия процессов и технологий, необходимости производства продукции с заданными свойствами (смазочных масел, различных присадок и т.д.).
Развитие нефтяной компании по пути полной интеграции и комбинирования, масштабы производственной и сбытовой деятельности изначально обусловили исключительную важность проблемы финансирования. Уже первые нефтяные компании своим становлением обязаны мощным финансовым структурам: Standard Oil - финансовой империи Рокфеллеров, Gulf – Меллонам и т.д. Развитие интеграционного процесса в нефтяной промышленности при наличии необходимой мощной финансовой базы происходило и происходит в различных формах: [[13]]
· прямых инвестиций с созданием новых объектов в сферах производства и сбыта;
· приобретения материальных и финансовых активов существующих компаний (слияние, поглощение и т.д.);
· реализация совместных проектов и образование совместных компаний.
Так возникли многие ныне национализированные нефтяные компании в странах Ближнего и Среднего Востока.
В результате этого процесса сложились интегрированные компании принципиально различных типов. К первому относятся компании, интегрированные по финансовому признаку, - холдинги. Классическим примером такого рода была Standard Oil of New Jersey, ныне Exxon, не занимающаяся производственными операциями, но осуществляющая контроль над более чем 300 компаниями и филиалами. Многие, из которых - Esso, Imperial Oil, Aramco и другие - сами были крупнейшими компаниями. Таким образом, Standard Oil of New Jersey не просто выступала в роли холдинг компании, но и взяла на себя функции "мыслить и проектировать".
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.