Рефераты. Стратегия и тактика управления человеческими ресурсами организации
- определение
условий для обеспечения баланса между экономической и социальной эффективностью
использования трудовых ресурсов в организации. Обеспечение экономической
эффективности в области управления персоналом означает оптимальное
использование персонала для достижения целей предпринимательской деятельности
организации (например, увеличение объемов производства) при ограниченности
соответствующих организации трудовых ресурсов. Социальная эффективность
обеспечивается реализацией системы мер, направленных на удовлетворение
социально-экономических ожиданий, потребностей и интересов работников
организации [18, с. 99-100].
Создание и
функционирование системы управления персоналом, обеспечивающей эффективное и
гибкое управление человеческим ресурсом организации на основе реализации
современных научных подходов к управлению этим видом ресурса;
- достижение
глубокого осознания руководителями всех уровней решающей роли персонала в
обеспечении процветания организации, понимание социальной сущности и
социальной ответственности действий по управлению человеческим ресурсом;
- реализация
социальной направленности управления персоналом организации на основе учета
влияния внешних социальных факторов, удовлетворения социальных потребностей
сотрудников на уровне, обеспечивающем их реальный социальный статус, ориентация
на их жизненный цикл;
- формирование
единой организационной культуры организации, разделяемой персоналом и
обеспечивающей коллективный подход к реализации стоящих перед организаций задач
как в масштабах организации, так и в масштабах ее отдельных структурных подразделений;
- достижение
высокой эффективности средств, направляемых организацией на развитие персонала
как ресурса. Сокращение издержек, обусловленных неэффективным использованием
имеющегося кадрового потенциала и избыточными трудовыми ресурсами организации;
- постепенное
изменение содержательных приоритетов в управлении персоналом: от простого
оперативного разрешения проблем к определению будущих потребностей людей и
развитию их потенциала. Это так называемое упреждающее управление, опирающееся
на новаторское лидерство и интеграцию функций управления персоналом [19, с. 239-245].
Основными
направлениями кадровой политики организации, выработанными на основе стратегии
управления персоналом, являются:
- проведение
маркетинговой деятельности в области персонала;
- планирование
потребности организации в персонале;
- прогнозирование
создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых технологий;
- организация
привлечения, отбора, оценки и аттестации кадров, профориентация и трудовая
адаптация персонала;
- подбор и
расстановка кадров;
- разработка
систем стимулирования и мотивационных механизмов повышения заинтересованности
и удовлетворенности трудом, оплаты труда;
- рационализация
затрат на персонал организации;
- разработка
программ развития персонала в целях решения не только сегодняшних, но и будущих
задач организации на основе совершенствования систем обучения, служебного
продвижения работников и подготовки резерва для выдвижения на руководящие
должности;
- организация
труда и рабочих мест;
- разработка
программ занятости и социальных программ;
- эффективное
распределение и использование занятых в организации работников, оптимизация их
численности;
- управление
нововведениями в кадровой работе;
- обеспечение безопасности
и охраны здоровья персонала;
- анализ причин
высвобождения персонала и выбор наиболее рациональных его вариантов;
- обеспечение
высокого уровня качества труда, трудовой жизни и результатов труда;
- разработка
проектов совершенствования управления персоналом организации и оценка
социальной и экономической эффективности [18, с. 92].
Реализация такой
кадровой политики предполагает перестройку работы службы управления персоналом
организации. Главной целью службы управления персоналом является обеспечение
организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и
социальное развитие, причем кадрами, способными эффективно решать задачи
организации в рыночных условиях [20, с. 98].
Стратегия
управления персоналом зависит от стратегии кадровой политики. Более того,
стратегия кадровой политики определяет стратегию управления персоналом
организации.
В настоящее время
выделяют три концепции стратегии кадровой политики.
Первая концепция
предполагает, что стратегия управления персоналом определяется стратегией
организации. Управление персоналом выполняет обслуживающую функцию, которая заключается
в предоставлении и поддержании работоспособности необходимого для организации
персонала.
Вторая концепция
основывается на том, что стратегия управления персоналом является центральной,
самостоятельной и не зависит от стратегии организации. Занятые в организации
работники рассматриваются как самостоятельные ресурсы, при помощи которых в
зависимости от их качества и способностей можно решать различные задачи,
возникающие в условиях рыночной экономики. В данном случае стратегия кадровой
политики зависит от имеющихся или потенциальных кадровых ресурсов.
Третья концепция
является синтезом двух предыдущих. Сопоставлением стратегии организации с
имеющимися и потенциальными кадровыми ресурсами определяется ее соответствие
направлениям стратегии кадровой политики. В результате такого сопоставления
может быть изменена стратегия деятельности всей организации и ее кадровой
политики [18, c. 100].
При разработке и
реализации стратегии управления персоналом организации в последнее время стали
использовать технологии управления компетенциями.
Управление
компетенциями представляет собой процесс сравнения потребности организации в
кадрах с наличными трудовыми ресурсами и выбор форм воздействия для приведения
их в соответствие с требованиями производства.
В данном случае
под потребностью организации понимается необходимый количественный и
качественный состав персонала, определяемый в соответствии со стратегией ее развития.
Под ресурсами подразумеваются работники организации с достигнутыми уровнями
компетенции, желаниями, мотивацией, устремлениями. Результатом сравнения
потребностей и ресурсов становятся управленческие решения о ротации,
продвижении, найме, развитии персонала.
Технология
управления компетенциями интегрирует технологии управления по целям,
определения требований производства и предусматривает приведение персонала
организации в соответствие этим требованиям.
Компетенции - это
характеристики персонала, необходимые для успешной деятельности: совокупность
знаний, навыков, способностей, прилагаемых усилий и стереотипов поведения.
Совокупность
знаний предусматривает обладание информацией, требуемой для выполнения работы.
Знания определяют интеллектуальный потенциал человека.
Навыки - это
владение средствами и методами выполнения определенных задач. Навыки
проявляются в широком диапазоне: от физической силы и сноровки до
специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.
Способности
обусловлены врожденной предрасположенностью выполнять определенный вид
деятельности. Способность можно также рассматривать как приблизительный
синоним одаренности.
Прилагаемые
усилия связаны с сознательным приложением в определенном направлении ментальных
и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку
можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда нельзя
простить недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без
локомотива, которые так же полны «способностей», однако безжизненно стоят на
рельсах.
Стереотипы
поведения - это видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения
определенных работ. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные
реакции на ситуации и ситуационные раздражители. В нашем поведении проявляются
наши ценности, этика, убеждения и реакция на окружающий мир. Когда человек
демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду или проявляет
склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации.
Компетенции можно
охарактеризовать через уровни их выраженности (табл. 1.1) [19, с. 33].
Таблица 1.1.
Уровни выраженности
компетенции менеджера
Наименование уровня
Характеристика уровня
Четвертый
Лидерский
уровень (дополняет базовый и сильный уровни) - менеджер задает нормы для
коллектива, когда не только он, но и другие начинают проявлять данную
компетенцию; менеджер помогает другим проявлять необходимые навыки.
Третий
Сильный
уровень (дополняет базовый уровень) - компетенция может проявляться в
трудовых процессах, при решении сложных задач.
Второй
Базовый
уровень - компетенция развита нормально; менеджер проявляет необходимые для
работы качества.
Первый
Уровень
понимания - менеджер понимает необходимость данных компетенции, он старается
их проявлять, но это не всегда получается.