Рефераты. Стратегии, которые могут проводить предприятия для улучшения своих позиций на рынке

Выбор стратегической цели всегда связан с определением ее альтернативной стоимости, то есть с оценкой того, чем нужно пожертвовать, чтобы достичь этой цели.

Это означает, что экономическая стратегия должна вырабатывать такие правила и приемы выбора целей и средств их достижения, чтобы направление какого-либо ресурса на реализацию той или иной цели не оказывало бы отрицательного влияния на процесс достижения хотя бы одной из других стратегических целей.

Таким образом, экономическая стратегия вырабатывает правила и приемы экономически эффективного достижения однотипных по масштабам влияния на конкурентный статус фирмы стратегических целей. Взаимная увязка по времени и ресурсам таких локальных стратегических целей позволяет достичь глобальной цели экономической стратегии – создания и поддержания конкурентного преимущества фирмы.

Экономическая стратегия отвечает на те же вопросы, что и любая экономическая система: – ч т о и в каком количестве производить? – как и какими средствами производить?

– для к о г о и когда производить? Основные составляющие экономической стратегии

Товарная стратегия фирмы вырабатывает правила и приемы исследования и формирования потенциальных рынков товаров и услуг, отвечающих миссии фирмы.

Товарная стратегия определяет методы поиска наиболее предпочтительных для фирмы стратегических зон хозяйствования (СЗХ), методы образования и управления наборами СЗХ, обеспечивающими внешнюю гибкость фирмы. Главными задачами товарной стратегии являются: увязка перспективных задач (миссии) фирмы с потенциальными возможностями рынка и ресурсами фирмы, которыми она сможет располагать в стратегической перспективе; анализ жизненных циклов спроса (технологии) товара; разработка правил формирования товарного ассортимента, обеспечивающих конкурентное преимущество фирмы и на этой основе максимизацию экономической прибыли в долговременной перспективе.

Стратегия ценообразования основывается на выработке правил выбора ценовой политики, определении правил поведения фирмы в зависимости от конъюнктуры рынка, выработке приемов ценовой конкуренции, приемов мониторинга ситуаций, складывающихся на рынках факторов производства, ценных бумаг и валютных рынках и изменения в зависимости от этих ситуаций принципов ценообразования; мониторинга процессов изменения спроса и предложения; методов оценки ценовой эластичности спроса, принципов учета влияния макроэкономических и микроэкономических факторов на процессы ценообразования.

Стратегия взаимодействия фирмы с рынками производственных ресурсов представляет собой набор принципиальных положений, позволяющих эффективно распределять ресурсы и на этой основе выбирать наиболее предпочтительных поставщиков производственных ресурсов.

Основной направленностью стратегии снижения производственных издержек является обеспечение конкурентного преимущества за счет снижения затрат. Стратегия должна вырабатывать приемы достижения низкой стоимости продукции и захвата на этой основе лидерства на «центральном ринге» конкурентной борьбы.

Стратегия поведения фирмы на рынках денег и ценных бумаг заключается в выработке правил мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, направляемых как в инвестиции, так и для решения текущих финансовых задач.

Стратегия снижения трансакционных издержек заключается в том, чтобы вырабатывать такой регламент осуществления процесса подготовки и заключения различных рыночных трансакций: соглашений, контрактов, договоров и др., который позволял бы избегать неоправданных дорогостоящих командировок, путешествий сотрудников, сбора и обработки ненадежной, недостоверной информации.

Стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы – это направление экономической стратегии, которое должно вырабатывать правила и приемы поведения фирмы на внешнем рынке, как в роли экспортера, так и импортера товаров и услуг. Она определяет принципы осуществления экспортно-импортных операций с учетом действующего в стране и за ее пределами законодательства.

Стратегия инвестиционной деятельности фирмы в общепринятом понимании представляет собой стратегию формирования инвестиционного портфеля, то есть совокупности ценных бумаг, принадлежащих юридическому или физическому лицу.

Портфель представляет собой определенный набор акций, облигаций с различной степенью обеспечения и риска и бумаг с фиксированными гарантированными доходами.

Стратегия стимулирования персонала фирмы. Важнейшей составляющей экономической стратегии является разработка систем стимулирования работников фирмы, ориентированных на достижение стратегических целей фирмы.

Стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства) фирмы является по существу обобщением всех составляющих экономической стратегии. Ее главной задачей является раннее обнаружение кризисных тенденций, обнаружение так называемых «слабых сигналов», предвещающих возможность кризисных явлений, и выработка мер, которые оказывали бы противодействие этим явлениям. Стратегия предотвращения банкротства должна определять методы выбора стратегических решений, принимаемых в рамках товарной, ценовой, инвестиционной и других составляющих экономической стратегии.

Таким образом, экономическая стратегия – это совокупность частных взаимоувязанных и взаимообусловленных составляющих элементов, объединенных единой глобальной целью – создания и поддержания высокого уровня конкурентного преимущества фирмы. Иначе говоря, экономическая стратегия – это система обеспечения конкурентного преимущества фирмы.


Что такое виртуальное предприятие?


Сегодня в бизнесе параллельно с реальной средой, в которой функционирует предприятие, создается виртуальный мир. Проводится цикл экспериментальных исследований, связанных с имитационным моделированием жизненного цикла самого предприятия, его продукции и действий на рынке. Существуют различные интерпретации термина «виртуальное предприятие». В абстрактном смысле (по У. Дэвидоу и М. Мэлоуну) это наиболее передовая и эффективная форма организации предприятия из ряда «мысленно возможных», наилучшая с точки зрения имеющихся технических и экономических условий. Конкретнее, виртуальное предприятие означает сетевую, компьютерно – интегрированную организационную структуру, объединяющую неоднородные ресурсы, расположенные в различных местах. Нередко акцент делается на временный характер объединения ресурсов в виртуальной организации: тогда она понимается как межорганизационное гибкое предприятие, создаваемое на ограниченный период, главная цель которого – получение выгоды благодаря расширению ассортимента товаров и услуг. Основные формы организации виртуальных предприятий. Опустим группы критериев классификации виртуальных предприятий, поскольку рассматриваем форму клуба.

Выделяются два главных класса: виртуальные корпорации и виртуальные товарищества (партнерства).

Виртуальная корпорация (ВК) представляет собой электронное объединение капиталов (ресурсов) различного типа – финансового, технологического, человеческого (в частности, интеллектуального) в интересах выполнения сложных уникальных проектов, создания продукции мирового класса и максимально полного удовлетворения требований заказчика. Как и ее реальный правовой прототип, она способствует решению двух фундаментальных проблем рыночной экономики: 1) привлечению капитала для выполнения уникальных проектов или распределению бизнес-процессов с целью повышения конкурентоспособности продукции; 2) распределению риска в инвестиционных проектах.

Основная цель создания ВК – объединение ключевых технологий и опыта партнеров разных стран для проведения более эффективных действий на мировом рынке.

Виртуальное товарищество (партнерство) представляет собой компьютерно интегрированную (искусственную) организацию лиц, вместе ведущих дело (находящихся в отношениях кооперации, т.е. выполняющих совместную работу и координирующих действия) с некоторой целью, будучи географически удаленными друг от друга.

Следует отметить, что по своему содержанию понятие виртуального товарищества достаточно близко к представлениям о виртуальной рабочей группе. В данном случае каждый партнер, в той или иной степени участвуя в управлении и контроле за деятельностью виртуальной организации, несет индивидуальную ответственность за результаты работы, причем потеря партнера означает распад виртуальной организации.


Влияние на форму управления, которое оказывает инфраструктура ИТ

Рынок информационных систем управления предприятием нельзя упрекнуть в недостатке предложений. Потенциальным заказчикам доступны варианты любого уровня сложности и стоимости – от пакетов, ориентированных на мелкий и средний бизнес, до интегрированных решений, позволяющих управлять корпорациями с многомиллиардными оборотами. Несмотря на внешнее разнообразие, методологической основой практически всех программных продуктов рассматриваемого класса являются одни и те же управленческие принципы, ставшие стандартом де-факто. Знание этих основополагающих принципов позволяет:

•        осуществить квалифицированный выбор автоматизированной системы, учитывающей особенности конкретного предприятия;

•        проводить внедрение с ясным пониманием его целей;

•        оценивать влияние внедряемого решения на содержание и форму бизнес-процессов предприятия;

•        прогнозировать ожидаемый экономический эффект от использования системы.

Успешное внедрение и использование современных ИТ в деятельности предприятия невозможно без четкого понимания руководителями и персоналом как самих стандартов управления, так и способов их реализации в программном продукте. Именно на формирование такого понимания нацелена программа, затрагивающая все жизненно важные для современного предприятия сферы – планирование, учет и управление снабжением, запасами, сбытом, производством, проектами, работами по сервисному обслуживанию и финансами, управления документооборотом и вычислительными ресурсами.


Основные задачи для подразделений ИТ


Наша основная задача, как и других структурных подразделений «Ростелекома», – участие в создании новых бизнес-проектов, которые позволяют компании предоставлять высококачественные услуги потребителям и, в свою очередь, получать прибыль. Мы принимаем активное участие в различных инновационных проектах компании, таких как, например, сервисная сеть, интеллектуальная платформа, разработка и внедрение новых технологий. Однако в отличие от других структурных подразделений «Ростелекома» потребителями услуг, предоставляемых нашей дирекцией, являются не только внешние пользователи, но и внутренние – сотрудники ОАО «Ростелеком». В этом заключается специфика работы дирекции по информационным технологиям. В отличие, например, от коммерческой дирекции мы не всегда имеем выход на внешнего потребителя. Одним из наших клиентов является среди прочих и сама коммерческая дирекция, которую мы обеспечиваем качественным и своевременным функционированием информационных технологий. Что касается потребителей внутри компании, то задача нашей дирекции заключается в том, чтобы информационные технологии, которые применяются в «Ростелекоме», работали так, чтобы пользователь воспринимал их как нечто естественное, закономерное. Люди должны заниматься своей основной работой, они не должны думать, как у них появляется Интернет, локальная сеть, как работает электронная почта и т.п., об этом должны думать мы, наша дирекция. Главная задача дирекции по информационным технологиям – способствовать повышению эффективности бизнеса компании. А сделать это можно только путем предоставления адекватных условий труда, в данном случае я имею в виду создание тех условий, которые зависят непосредственно от работы нашей дирекции. Например, человек должен быть избавлен от необходимости тратить драгоценное рабочее время на поиски нужной ему текущей информации по компании. Обеспечить его всем необходимым в этом направлении – наша прямая обязанность.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.