Рефераты. Способы и методы управления конфликтной ситуацией на фирме

Организационный конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны уметь анализировать его, понимать и управлять им.

В жизни не бывает бесконфликтных организаций: важно, чтобы конфликт не был разрушительным. Задача менеджера — спроектировать конструктивный, разрешаемый конфликт. Последствия конфликта зависят в основном от того, насколько эффективно управляет им менеджер.

Существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. К основным признакам, на основе которых предлагаются различные типологии конфликтов, относятся: объект конфликта; особенности сторон; длительность; функции; формы проявления; тип структуры отношений; последствия и т.п.

Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

В общем виде можно определить три класса причин возникновения конфликтов: социально-экономические – конфликты - порождение и проявление существующих социально-экономических противоречий; социально-психологические - конфликты из-за разных потребностей, мотивов, целей деятельности и поведения людей; социально-демографические - конфликты из-за различия в установках, мотивах поведения, целях и стремлениях людей, обусловленных их полом, возрастом, принадлежностью к разным национальным образованиям.

Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, цель, наличие оппонентов, непосредственный повод столкновения.

Руководителю-практику важно помнить, что пока присутствуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), то он неустраним.

Процесс разрешения любого конфликта складывается из трех этапов: диагностика конфликта; разработка стратегии разрешения и технологии; непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта — реализация комплекса методов и средств.

Существуют пять стилей поведения индивидов в конфликтной ситуации: стиль конкуренции, уклонения, сотрудничества, компромисса, приспособления.

Всю совокупность методов, в зависимости от типов моделей разрешения конфликтов, целесообразно разделить на две группы: негативные методы (борьба) и позитивные методы (переговоры).

Также существуют структурные методы разрешения конфликтов: разъяснение требований к работе; координационные и интеграционные механизмы; общеорганизационные комплексные цели; структура системы вознаграждений.

В процессе развития конфликта диапазон причин может расширяться, и появляющиеся новые причины могут приобретать существенное влияние, разработка стратегий разрешения конфликта осуществляется с учетом возможных моделей разрешения и принципов управления конфликтом. Исходя из этого, в зависимости от конкретной ситуации, вида конфликта, уровня его развития и степени интенсивности, предусматриваются различные стратегии.


Глава 2. Анализ конфликтных ситуаций и организационного климата ОАО «РАТА»

 

2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «РАТА»


Дубненское автотранспортное предприятие образовано в 1961 году. В 1996 году в порядке акционирования и приватизации оно было преобразовано в открытое акционерное общество «РАТА».

Миссия предприятия - перевозка пассажиров на транспорте общего пользования по государственному или областному заказу, максимальное удовлетворение клиентов в транспортных услугах с высокой степенью надежности и комфорта, обеспечение своевременности и безопасности перевозки пассажиров.

Предприятие осуществляет деятельность, определенную Уставом, с целью получения прибыли.

ОАО «РАТА» осуществляет следующие основные виды деятельности:

- организация и выполнение в соответствии с Администрацией г. Дубна пассажирских перевозок;

- транспортные и транспортно-экспедиционные услуги, в том числе международные перевозки грузов и пассажиров и связанные с ними транспортно-экспедиционные услуги на автомобильном транспорте;

- перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем в качестве таможенного перевозчика;

- оказание платных образовательных услуг в сфере подготовки и переподготовки водителей автотранспортных средств, а также в сфере осуществления специальной профессиональной подготовки и повышения квалификации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения транспортных средств на автомобильном транспорте;

- производство и реализация товаров народного потребления;

- оказание бытовых услуг населению;

- производство и реализация продукции производственно-технического назначения, в том числе готовых изделий, полуфабрикатов, сырья и материалов;

- производство и реализация строительных материалов;

- строительные, ремонтно-строительные, монтажные, пусконаладочные и отделочные работы в области промышленного и жилищного строительства;

- переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;

- разработка программного обеспечения, производство и сервисное обслуживание вычислительной техники;

- выполнение проектных, опытно-конструкторских и научно-технических работ;

- разработка и внедрение новых видов технологий;

- проведение технических, технико-экономических, финансовых и иных экспертиз;

- оказание маркетинговых, консультационных, агентских, представительских, лизинговых, инжиринговых и других видов услуг;

- торговая, посредническая, закупочная деятельности;

- организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок, аукционов, торгов, как в РФ, так и за рубежом;

-информационная и рекламная деятельности;

- редакционно-издательская и полиграфическая деятельность;

- продажа, ремонт и техническое обслуживание автомобилей, реализация запасных частей к ним;

- содержание и эксплуатация автозаправочных станций, в том числе передвижных;

- реализация нефтепродуктов, топлива и горюче смазочных материалов для автомототранспорта;

- оказание складского хозяйства, в том числе под таможенными режимами;

- организация отдыха, оказание туристических услуг, в том числе по международному туризму;

- оказание услуг в области гостиничного сервиса, в том числе создание и эксплуатация кемпингов, мотелей, гостиниц;

- оказание услуг в общественном питании, в том числе организация работы ресторанов, кафе, баров, столовых;

- сделки с недвижимой собственностью;

- внешнеэкономическая деятельность, осуществление экспортно-импортных операций в соответствии с действующим законодательством.

Руководителем предприятия является Генеральный директор – Строгов Г.М.

Предприятие располагается на территории 3 га. Имеет открытую стоянку с твердым покрытием, более чем на 100 машиномест. Все автобусы оборудованы системой подогрева охлаждающей жидкости в зимнее время.

На предприятии созданы службы: производственно-техническая, технического контроля и безопасности движения. Службы укомплектованы квалифицированными специалистами. Средний разряд слесарей по ремонту подвижного состава равен 4,3.

Качество технического обслуживания и ремонта обеспечивается квалифицированными специалистами отдела технического контроля, работающими круглосуточно. Отдел имеет отдельную смотровую канаву для контроля состояния транспортных средств и укомплектован всем требуемым контрольно-диагностическим оборудованием.

Производственная база включает здания и сооружения для проведения ЕО, мойки, ТО-1, ТО-2 и текущего ремонта подвижного состава, участки: аккумуляторный, по ремонту электрооборудования, агрегатный, механический, моторный, топливный, обойный, шиномонтажный, оснащенные всем необходимым оборудованием, инструментом и приспособлениями. На предприятии имеются склады: центральный, для хранения новых запасных частей и материалов, и промежуточный, для хранения оборотно-ремонтного фонда. В помещении зоны ТО-1 имеется склад ГСМ, оснащенный системой автоматизированной выдачи масла. Профилакторий автобусов площадью 3000 м2 имеет 5 ремонтных канав и площадку для ремонта автобусов с напольным электромеханическим подъемником. В главном производственном корпусе площадью 1600 м2 имеются две ремонтные канавы, длиной 25 метров каждая. Все производственные помещения отапливаются, имеют освещение и вентиляцию.

Достижение целей организаций, предполагает совместную работу сотрудников данной организации, которые нуждаются в координации этого взаимодействия установление определенного внутреннего порядка. Этот порядок проявляется в форме организационной структуры.

В ОАО «РАТА» используется бюрократическая структура управления, а точнее такая ее разновидность, как линейно-функциональная система управления.

Линейно-функциональная структура управления, состоит из:

- линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу;

- специализированных обслуживающих функциональных подразделений.

Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.

Функциональные службы доводят свои решения до исполнителей либо через высшего руководителя, либо (в пределах специальных полномочий) прямо.

Функциональные службы осуществляют всю техническую подготовку производства; готовят варианты решения вопросов, связанных с руководством процессом производства; освобождают линейных руководителей от планирования, финансовых расчетов, материально-технического обеспечения производства и т. д.

Линейно-функциональная структура управления обладает целым рядом преимуществ: быстрое осуществление действий по распоряжениям и указаниям, отдающимся вышестоящими руководителями нижестоящим, рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей; стабильность полномочий и ответственности за персоналом. единство и четкость распорядительства; оперативное принятие и выполнение решений;

Но также линейно-функциональная структура имеет и ряд недостатков: дублирование функций руководителя и функциональных специалистов в процессе управленческой деятельности; медленное принятие решений; нежелание руководителей брать на себя ответственность за принимаемые решения; возникновение внутрипроизводственных барьеров, ограничивающих рамки заинтересованности функциональных подразделений в эффективном развитии производства; разногласия между линейными и функциональными службами; противодействие линейных менеджеров работе функциональных специалистов; неправильное толкование информации, передаваемой линейным исполнителям функциональными менеджерами. [5, 126]

Таким образом, отмечаемые недостатки лежат не в плоскости конкретной линейной организационной структуры управления, а в плоскости организации работ компании, и могут быть устранены заменой части бюрократических элементов.

Структуру ОАО «РАТА» можно представить в виде схемы (см. приложение 1).

 


2.2 Анализ количественно-качественного состава рабочих кадров ОАО «РАТА»


Проведём анализ количественного и качественного состава рабочих кадров на ОАО «РАТА» и дадим оценку их соответствия потребностям предприятия.

Изучение структурных сдвигов в составе персонала позволяет выявить основные тенденции в качественном изменении кадров (табл.2).


Таблица.2

Структура персонала ОАО «РАТА» на 2007-2009 г., человек

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.