Глава 1. Теоретические аспекты управления предприятием. 2
1.1 Понятие «управления» и «эффективность управления» предприятием. 2
1.2 Характеристика основных подходов к управлению предприятием. 9
Глава 2. Особенности логистического подхода управления предприятием. 21
2.1 Понятие, принципы и правила логистики. 21
2.2 Специфика логистического подхода к управлению предприятием. 29
Список литературы.. 39
По определению Питера Друкера управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу.[1]
Классическое определение управления дал Стаффорд Бир: управление есть перевод системы в новое состояние путем воздействия на ее переменные.
Изучение управления совпало с тремя важными событиями:
1. Рост крупных корпораций. Огромным промышленным организациям, которые возникли в конце ХIХ в требовались новые модели управления их производством.
2. Разделение между владением и управлением. Частная собственность на обычные акции провела разделительную линию между инвесторами и теми, кто осуществляет повседневное управление предприятиями. Профессиональные управляющие, которым принадлежат не большая часть бизнеса или они являются лишь наемными работниками, нуждаются в соответствующей квалификации.
3. Развитие новых теорий. По мере того, как бизнес и теория управления становятся предметом исследования, управляющие – практики и теоретики создали определенную массу знаний, которая может быть передана другим с помощью книг и аудиторного обучения.
Чтобы быть успешной в течении долгого времени, чтобы выжить и достичь своих целей организация должна быть как эффективной, так и результативной.
По словам популярного исследователя Питера Друкера, результативность является следствием того, что "делаются нужные, правильные вещи". А эффективность является следствием того, что" правильно создаются эти самые вещи". И первое и второе одинаково важно.
Все компании, добившиеся значительных успехов, делали "правильные вещи", выбрав цель, которая соответствовала какой-то важной потребности, существующей в мире. Кроме того, эти организации делали "свои вещи правильно".[2]
Управление - это процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.
Управление организацией может быть представлено в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей наиболее эффективно.
Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, военная и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и от многих других факторов.
Однако, не смотря на все разнообразие, как на это обратил внимание еще в 1916г. А. Файоль, для всех процессов управления в организации характерно наличие в общем-то однородных видов деятельности.
Роль управления в организации была определена им следующим образом: предвидеть, организовывать, руководить, координировать и контролировать. В настоящий момент этот перечень может быть дополнен и выглядеть в виде следующей логической цепочки действий:
- установление целей - определение будущего состояния организации;
- формирование стратегии - определение способов достижения цели
планирование работы - определение задач конкретным исполнителям;
- проектирование работы - определение рабочих функций исполнителей;
- мотивирование деятельности - целенаправленное воздействие на работника;
- координация работ - согласование усилий исполнителей;
учет и оценка работы - измерение результатов работы и их анализ;
- контроль хода работы - сопоставление результатов с целями;
обратная связь - корректировка целей.
К концу XIX - началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.[3]
Впервые интерес к теории менеджмента как науки появился в конце XIX века. В 1911 г. американский инженер Фредерик Тейлор (1856-1915), который считается основателем школы научного менеджмента, опубликовал книгу "Принципы научного управления". В ней Ф.Тейлор, анализируя процесс производства, развил учение об интенсификации трудовых операций в целях вышения производительности труда. В частности, он детально изучал рабочие операции и изменял их таким образом, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения. Заслугой Ф.Тейлора было стремление противопоставить научный подход сложившимся традициям, подойти к трудовому процессу как к системе и дать научные основы организации и нормированию труда человека. Впервые вместо традиционной линейной системы управления была предложена функциональная система, которая предлагала наличие коллектива администраторов, отвечающих за разные стороны организации труда. Ф.Тейлор впервые сделал попытку отделить не которые творческие функции, такие, как обдумывание, планирование, от фактического выполнения работы. [4]
При этом Тейлор своеобразно трактовал основные задачи правления предприятием: "Главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника".[5] До Тейлора считалось, что эти тенденции взаимно исключают друг друга. Однако, Тейлор соединил эти тенденции как взаимосвязанные, а не конкурирующие. При этом он указывал, что связать их можно только в случае достижения наивысшей производительности труда, под которой он понимал максимально возможную отдачу каждого работника. Тейлор также исследовал факторы, мешающие повышению производительности труда, такие, как плохая организация работы, грубые и примитивные методы производства, и впервые пытался определить, каким же является наилучший тип правления.
Изучая способы выполнения работ и трудовых операций, Ф.Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
-научный подход к выполнению каждого элемента работы;
-научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
-кооперация с рабочими;
-разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.
Итак, Ф.Тейлор, а также его единомышленники Ф.Гилберг и Г.Грант являлись представителями так называемой школы научного управления.
Адаптивное управление - это приспосабливающееся к новой обстановке (окружающей среде) управление с изменением планов и моделей в зависимости от складывающейся ситуации.
Соответственно руководители делятся на руководителей высшего, среднего и низшего звеньев управления. Искусство менеджера заключается в том, чтобы при изменении внешних факторов получить заранее запланированный результат. Важно, чтобы цель была поставлена в цифровой, показательной форме.
Существует внутренняя среда организации, внешняя среда организации и международное окружение. Внутренняя среда определяется структурой самой организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства, распределением полномочий и власти. Внешняя среда - это поставщики ресурсов, конкуренты, покупатели, государство и его структуры.
К внешней среде относится культура морали и нравственности, религиозные особенности народа, профсоюзы, научно-технический прогресс, состояние экономики, политический фактор.
Эффективность деятельности организации зависит в основном от:
-грамотного управления трудовыми ресурсами;
-грамотного управления производственным персоналом;
-грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Процесс управления трудовыми ресурсами включает в себя:
-планирование трудовых ресурсов;
-набор персонала;
-отбор персонала;
-определение зарплат и льгот;
-профессиональная ориентация и адаптация;
-обучение и переобучение;
-оценка трудовой деятельности.
Стратегическое управление предприятием было и остается насущной проблемой развития экономики страны. В настоящее время появилось множество работ, посвященных стратегическому управлению предприятием, в которых было успешно проработано множество проблем, касающихся различных аспектов жизнедеятельности предприятия. Тем не менее, ряд вопросов стратегического управления предприятием остается открытым. [6]
Во-первых, динамичная и неопределенная среда, подверженная быстрым качественным перестройкам, выдвигает новые задачи, решение которых на основе прямого использования зарубежного опыта наталкивается на проблемы. Во-вторых, успешное функционирование предприятия в этой среде требует не столько оптимизации экономико-финансовых показателей, сколько мобилизации усилий по адаптации к далеко не всегда предсказуемым изменениям внешней и внутренней среды предприятия. В-третьих, наблюдающийся в настоящее время дефицит финансовых ресурсов на предприятиях заставляет пристально исследовать проблему мобилизации всех внутренних резервов, полного и комплексного использования потенциала предприятия. Мобилизация ресурсов возможна лишь на основе раскрытия творческого потенциала всего коллектива предприятия, так как стратегические решения здесь принимаются и реализуются многими участниками.
Возрастание роли управления в условиях рыночной экономики в результате получения организацией экономической свободы и полной ответственности за свои результаты ведет к вовлечению в сферу управления дополнительных ресурсов (трудовых, финансовых, материальных). Для собственника предприятия важно не только расходование ресурсов для управления, но и то, насколько управление дает стратегические преимущества предприятию на рынке, усиливает его конкурентоспособность, поддерживает общественную значимость предприятия. В условиях конкуренции руководители должны заботиться о производительности и эффективности.
Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет свои специфические экономические характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта.[7]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6