Рефераты. Создание корпоративного кодекса

5.5 Протокол совещаний.

5.6 Система коммуникативной безопасности в Компании (включая типы информации, не подлежащей разглашению).

6. Ритуалы и традиции.

6.1 Ритуал посвящения.

6.2 Этапы роста сотрудников Компании.

6.3 Поощрения и взыскания.

6.4 Тренинги, семинары, конференции.

6.5 Корпоративные праздники.

7. Заключение.

8. Приложение (основные принципы деятельности персонала Компании)"[2].

А вот ниже приведен предложенный Марком Фединым вариант наполнения кодекса (из его статьи "Корпоративная культура через регламентацию деятельности сотрудников", адрес статьи #"_Toc278797846">Конфиденциальность информации

Отношения с заказчиками, поставщиками

Раздел II. Правила делового поведения в Компании

Отношения с коллегами

Отношения между руководителями и подчиненными

Отношения с деловыми партнерами компании

Проведение собраний и совещаний

Телефонное общение

Электронные средства связи

Представление коллег и партнеров

Деловая одежда

Электронные пропуска

Режим дня

Командировки

В Компании запрещается

Как нас найти

Где пообедать?


Форма КК


Как уже было сказано, потребителями информации, изложенной в кодексе, могут быть не только сотрудники компании, но и внешняя общественность. В случае же, когда еще и внутренние потребители дифференцируются, разделяются на отдельные группы, когда необходимо подать информацию выборочно, можно сделать несколько различных экземпляров документа. В этих экземплярах будет присутствовать и общий свод норм и правил, и отдельные, предназначенные для конкретного подразделения или филиала, процедуры, инструкции и т.п. Эти экземпляры кодекса могут быть различны не только по содержанию, но и по форме, например, каким-то группам сотрудников подойдет бумажный вариант, причем, такой, который можно почитать дома, кому-то будет предложен буклет с великолепной полиграфией, а какие-то группы сотрудников предпочтут познакомиться с кодексом в электронном варианте, например, в формате презентации, сделанной в программе PowerPoint.

Автору исследования видится разумным распечатанный бумажный вариант предлагать к ознакомлению в спокойной обстановке новым сотрудникам. Вариант кодекса в виде полноцветного буклета в красивой папке подойдет для хранения в виде эталона в кабинете директора, в приемной, в отделах у руководителей. Доступ к подобного рода кодексу должен быть свободен и у внешней общественности. Оформленный таким образом кодекс должен вызывать особое уважение и у сотрудников компании. Кодекс в формате презентации чрезвычайно удобен для пользования у части сотрудников, имеющей доступ к персональным компьютерам. Файл-презентацию можно разместить на внутреннем сайте компании или на сервере, тогда сотрудники смогут в любое время обратиться к документу, не отходя от ПК.

Автором исследования для холдинга "Безопасные Технологии" предложен бумажный вариант, вариант в виде буклета и создана презентация в программе PowerPoint. В буклете имеется возможность изымать листы (буклет на разъемных кольцах), что позволяет оперативно вносить изменения в кодекс, если таковые происходят.


Система исполнения кодекса


Когда корпоративный кодекс уже создан, необходимо начать его популяризацию среди сотрудников и приступить к созданию системы его исполнения. Если кодекс корпоративной этики определяет этические принципы, нормы и правила поведения, предписываемые к исполнению сотрудниками компании, то система исполнения поддерживает и поощряет поведение сотрудников, соответствующее принятым этическим нормам и правилам, предупреждает отклонения поведения сотрудников от заданных этических стандартов, помогает выявлять факты этических нарушений и соответствующим образом реагировать на них.

Внедрение этических стандартов в директивном порядке является низкоэффективным. Для того, чтобы они стали индивидуальными жизненными правилами, они должны быть вписаны в повседневные отношения человека и окружающего мира. Добровольное принятие этих стандартов основывается на актуальных потребностях человека, которые формируют мотивы к исполнению этических норм. Возможными мотивами соблюдения этических норм являются: страх наказания или боязнь осуждения; групповая принадлежность: профессиональная и корпоративная (страх исключения из рядов сообщества за неисполнение профессиональных этических норм); соблюдение этических норм согласно личным представлениям человека о нравственности.

Индивидуальные нравственные установки являются слишком деликатной областью для непосредственного вмешательства с помощью директивных рычагов. Поэтому, как правило, кодекс не предусматривает юридической ответственности за его неисполнение. Рекомендуется принимать кодекс добровольно, а при желании и наличии соответствующей процедуры каждый работник может внести свои пожелания к тексту и системе исполнения. Для новых членов сообщества документ является уже данностью, обязательной к принятию.

Вариант введения кодекса как локального нормативного акта тоже возможен. Для этого более тщательно прописываются варианты конкретных нарушений, и создается система их выявления, предотвращения и система мер взысканий. Сосредоточение внимания на контроле над этичностью поведения одновременно снижает внутреннюю мотивацию к соблюдению норм и правил. Там же, где социальный контроль затруднен (нарушения с низким риском разоблачения), вероятность нарушений остается высокой.

При внедрении этических норм в рекомендательном порядке, стоит сосредоточиться на принципах трансляции этих норм. В этом случае ресурсом организации становится добровольная инициатива, всеобщая этическая ответственность и уважение личных этических норм сотрудников. Принципами трансляции этических норм, позволяющими реализовать такой подход, являются:

1.                 Диалогичность и максимальная прозрачность всего процесса разработки и введения в действие корпоративного кодекса.

2.                 Добровольность принятия этических принципов и норм сотрудниками организации.

3.                 Равенство всех сотрудников в исполнении этических норм. Особое внимание стоит уделить действиям руководителей на всех уровней: топ-менеджмент должен задавать эталон этичного поведения.

В этом варианте основным способом регулирования деловой этики в организации становится свобода принятия этических норм. Свобода принятия предусматривает возможность отказа от предлагаемых этических норм, возможность работать в организации, даже если сотрудник не полностью разделяет корпоративные этические нормы. При этом очевидно, что у него будет меньше возможностей для поощрения и развития в организации. Но выбор, уходить ему из-за этого или оставаться, он делает сам.

Что касается непосредственно к процесса построения системы исполнения кодекса, то структура этой системы состоит из следующих элементов:

·                   продвижение этических стандартов поведения;

·                   обучение;

·                   информирование, сбор и анализ информации;

·                   реагирование на существующие этические проблемы и нарушения этических норм, поощрение позитивного этического поведения.

В процессе продвижения и обучения обеспечиваются знание и понимание этических норм сотрудниками организации, а информирование и реагирование обеспечивают поддержку применения этих норм в ежедневной деятельности. Рассмотрим эти элементы более подробно.

Цель мероприятий по внедрению корпоративного кодекса - сделать его понятным инструментом. И необходимо научить сотрудников обращаться с ним как с управленческим инструментом, то есть важно не просто ознакомить сотрудников с книгой или презентацией "Корпоративный кодекс", а научить использовать ее для разрешения сложных этических ситуаций. Объяснение целесообразности введения кодекса, значимости этических норм, как для предприятия, так и для работника, проходит в форме предварительной и сопровождающей внутренней PR-компании.

Обсуждение содержания кодекса лучше проводить в форме диалога в масштабах всей компании. При этом важно учитывать предложения сотрудников, не противоречащие интересам организации. В процессе диалога необходимо разъяснить сотрудникам, что такое кодекс, для чего он, как он работает, примеры его применения, способы разрешения сложных этических ситуаций. Сделать это можно, например, в форме интерактивного семинара, информирующего о кодексе, а также и системе его исполнения.

Еще одной оптимальной формами внедрения является трансляция через менеджмент, особенно - первых лиц (руководство в этом случае не только говорит о важности исполнения кодекса, но и само образцово его исполняет). Менеджеры организации становятся "проводниками этики", демонстрирующими поведенческие модели этичного поведения.

Ключевым элементом обеспечения исполнения этических норм является возможность выявления и реагирования на факты этических нарушений. Для этого назначаются ответственные лица, в функциональные обязанности которых входит прием вопросов сотрудников, разбор этических ситуаций, реагирование на них. Эту роль могут выполнять, например, специалисты управления персоналом, PR-менеджеры, консультанты по корпоративной культуре. Функции консультирования и контроля могут быть включены в обязанности уже работающих специалистов и выполняться по совместительству или быть обособлены вплоть до выделения отдельной штатной единицы (например, этического уполномоченного).

Поддержанию актуальности темы этического регулирования в компании способствует постоянное информационное сопровождение этой деятельности, начиная от публичного доведения до сведения сотрудников последствий неэтичного поведения вплоть до создания постоянной рубрики в печатных (электронных) средствах коммуникации компании. В такой рубрике возможно публиковать как обсуждение конкретных ситуаций, так и, например, философские эссе на морально-этические темы, способствующие еще более глубокому осмыслению роли этики в профессиональной жизни.

Безусловно, продвижению корпоративного кодекса способствует и нематериальное стимулирование к его исполнению: повышение общего балла при оценке сотрудников за отсутствие этических нарушений, введение неформальной номинации "этичный сотрудник".

Итак, в идеальном варианте кодекс должен стать важным ресурсом и руководством к действию. Базовые запреты должны присутствовать и очерчивать наиболее принципиальные сферы поведения, но составлять меньшую часть этического кодекса. Рекомендуемое поведение должно быть изложено как модель, которую нужно стремиться соблюдать. Корпоративный кодекс должен расширять зону личной ответственности и поощрять инициативу. Ясность, прозрачность и доходчивость корпоративного кодекса делают его эффективным инструментом в управлении организацией. Личный пример топ-менеджмента, следующего принципам корпоративной этики, способен доказать каждому сотруднику, что корпоративный кодекс - не мертворожденный документ, а неотъемлемая часть корпоративной культуры, соблюдать который - значит, быть частью команды. Именно открытый диалог между организацией и сотрудниками по поводу общих ценностей и целей развития, правил и норм взаимодействия становится важнейшим условием формирования сильной внутренней корпоративной культуры.


[1] Дубинина М.В. Корпоративная этика как инструмент социального менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. №4.

[2] Музыченко В.В., Управление персоналом, М., " Академия", 2003 г., с.51.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.