На четвертом этапе производится выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.
В процессе реализации пятого этапа подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.
Шестой этап представляет собой среднесрочное планирование, в процессе которого готовятся среднесрочные планы и программы.
На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования на седьмом этапе фирма разрабатывает годичные планы и проекты.
Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, определяют предпосылки для создания новых планов.
Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в фирму.
Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой.
В работе над программой развития предприятия необходимо руководствоваться общими принципами и методами внутрифирменного планирования.
Под принципами планирования понимают основополагающие правила, которыми рекомендуется руководствоваться при выборе целей, приоритетов, действий и средств достижения поставленных целей.
Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования. Четыре основных принципа планирования, так называемые "общие черты хорошей программы действий", были определены еще в 40-е годы ХХ в. Это принципы единства, непрерывности, гибкости и точности.
Позднее (в 50-е годы) один из основоположников менеджмента И. Ансофф, обосновал еще один ключевой принцип планирования – принцип участия. [1, C.247]
По моему мнению, все вышеперечисленные принципы могут быть использованы для внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях.
Особого внимания заслуживают сбалансированность планов, их обоснованность и комплексный подход к задачам планирования.
Сбалансированность планирования предполагает увязку потребностей в ресурсах с их источниками по каждому направлению развития предприятия, соблюдение необходимых пропорций в развитии основного и вспомогательного производства, производственной и социальной инфраструктуры, согласования темпов роста расходов на оплату труда и повышение его производительности.
Комплексный подход требует учета совокупного влияния факторов внешней и внутренней среды, зависимости развития предприятия от общего экономического цикла и достижений в предыдущие периоды, региональных особенностей, увязки планов развития головного предприятия с филиалами и дочерними предприятиями. Этот принцип требует параллельного решения экономических, социальных, экологических, научно-технических задач.
Обоснованность (реальность) планов обеспечивается их ориентацией на прогнозные расчеты потенциальных потребностей рынка продуктов и услуг, выявление тенденций его развития и особенностей спроса потребителей конкретного сегмента рынка. Реальность планов достигается при помощи учета внутренних возможностей и ресурсов предприятия, прежде всего имеющихся производственно-технических средств и личностно-квалификационного потенциала персонала, а также сбалансированностью всех разделов и показателей плана.
Приоритетность (принцип ведущего звена в планировании) - это подчиненность всех программ и планов стратегической цели развития предприятия, выделение в каждом разделе плана "главного показателя", определяющего значение остальных. Например, выбор целевой установки на расширение производства продуктов и повышение их качества обусловливает потребность предприятия в технологическом оборудовании, запасных частях, сырье и материалах, квалификации обслуживающего персонала и пр.
Непрерывность планирования вытекает из необходимости ориентироваться на долговременные цели и интересы предприятия. Этот принцип предполагает ведущую роль перспективных планов, определяющих параметры текущих планов, правильное сочетание первых и вторых, внесения поправок в планы в зависимости от изменения ситуации на рынке продуктов и услуг и состояния ресурсов предприятия. Именно текущие планы помогают вносить коррективы в ход достижения перспективных целей.
Принцип обоснованности планов реализуется через применение определенных методов планирования и их сочетания в зависимости от предмета планирования.
Методы планирования предполагают экономическое обоснование и непосредственные расчеты показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в плановом периоде. В самом общем случае выбор методов планирования определяется рядом факторов: сложностью самого планируемого показателя и его взаимосвязей; протяженностью планируемого периода (методы текущего и перспективного планирования различаются); обеспеченностью исходной информацией, организационно-техническими возможностями ее получения, обработки и использования в плановых расчетах.
В процессе анализа деятельности предприятия очень важно постоянно наблюдать за состоянием региональных рынков, формированием рыночного спроса на различные виды продуктов и услуг. Информационной базой экономического анализа являются данные статистической отчетности предприятия; бухгалтерского учета, постоянного внутреннего оперативного учета состояния технических средств, запасов, данных выборочного учета, единовременных обследований, периодических специальных мероприятий в виде опросов населения.
В качестве основных методов планирования деятельности предприятия используются программно-целевой метод, балансовый метод, метод нормативных технико-экономических расчетов.
Программно-целевой метод целесообразно использовать при разработке сложных научно-технических, экологических программ, программ финансового оздоровления предприятия и других, исходя из стратегических целей развития предприятия.
Балансовый метод играет ведущую роль в планировании, что обусловлено необходимостью увязки потребностей и ресурсов предприятия, исходя из выбранных приоритетов. Применение этого метода выражается в составлении различных видов балансов (бюджетов) предприятия.
Бюджеты являются важным инструментов в системе планирования. В самом общем виде бюджет предприятия представляет собой план, отражающий в количественном выражении ожидаемые цели и используемые средства. Он основывается на принципе сбалансированности расходов и доходов, ресурсов и конечных результатов, затрат и объема продукции. Бюджет может составляться как в стоимостном, так и в натуральном выражении.
Бюджеты должны охватывать все стороны деятельности предприятия, они могут быть составлены детально или по укрупненным позициям. Продолжительность периода, на который рассчитан бюджет, зависит от конкретных задач и сроков планирования.
Другим важным инструментом внутрифирменного планирования является метод планирования, основанный на системе норм и нормативов. Нормативный метод обеспечивает оперативность в принятии решений, направленных на улучшение экономических показателей. Внедрение на анализируемом предприятии нормативного метода позволит существенно сократить затраты на производство, снизить себестоимость продукции и, соответственно, увеличить доходы предприятия.
Нормы и нормативы устанавливаются либо федеральными органами управления (например, нормы амортизации, естественной убыли материалов, предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды, командировочных расходов и др.), либо органами исполнительной власти субъектов Федерации (ставки арендной платы на землю, налога на имущество, тарифы за электроэнергию, коммунальные услуги и др.).
Нормы и нормативы могут разрабатываться и устанавливаться самими предприятиями путем изучения передового опыта в целях рационализации затрат. При этом предполагается, что нормативы хозяйственной деятельности должны ориентировать предприятия на использование более прогрессивных технологий и эффективного менеджмента. Но в рыночных условиях к этому их более всего побуждает конкурентная борьба. Предприятия сами устанавливают нормативы затрат сырья и материалов на единицу выпускаемой продукции или оказываемых услуг, накладных расходов, отчислений на ремонт основных фондов и пр.
Кроме перечисленных методов в планировании могут использоваться экономико-математические методы.
Таким образом, практически вся система хозяйственного управления и регулирования деятельности предприятия основана на описанных выше методах планирования. Чтобы не отстать от своих конкурентов, каждое предприятие должно тщательно планировать на перспективу пути и способы развития собственных производственных возможностей и потребностей рынка как минимум на 2-3 года.
Любые просчеты при этом грозят убытками и даже разорением. Любое предприятие должно увязывать свою производственно-хозяйственную деятельность с задачами социально-экономического развития региона и страны в целом, налоговой системой и кредитной ситуацией, положением на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия.
Для решения этих задач специалисты по стратегическому менеджменту рекомендуют прибегать к хорошо зарекомендовавшему себя методам SWOT-АНАЛИЗА, PEST-анализа, матрицы отбора стратегий и пр.
Глава 2. Основные виды и инструменты внутрифирменного планирования
Вид планирования обусловлен характером задач, которые ставит перед собой предприятие, и возможными сроками их решения. В соответствии с этим планирование подразделяют на долгосрочное (10 - 15 лет), среднесрочное (3 - 5 лет), краткосрочное, или текущее (1 - 2 года) и оперативное (от одного до 10-12 рабочих дней) (см. приложение 3):
Группировка планов на долгосрочный, текущий и оперативный в определенной мере носит условный характер. Различие между ними состоит в сроках получения конечного результата. Что касается объекта планирования, то, как правило, он не изменяется. Одно и то же изделие может включаться во все виды планов.
Например, подготовка производства и продажи изделия включается в долгосрочный план. Проектирование изделия, закупка оборудования и материалов для его производства включается в текущие планы. Распределение персонала по объемам, связанным с производством нового изделия, и оплата текущих расходов включаются в оперативные планы.
Наряду с этим каждый вид планирования имеет характерные отличия. Они заключаются главным образом в:
- точности устанавливаемого интервала планирования;
- степени интеграции и дифференциации, а также количестве показателей планирования;
- степени точности расчетов затрат и результатов производства;
- порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.
В целом долгосрочное, текущее и оперативное планирование взаимосвязаны и представляют собой единую систему планирования. Посредством планирования связывается в единый целостный комплекс весь механизм управления предприятием (см.приложение 4).
Процесс долгосрочного планирования включает следующие стадии: экономическое прогнозирование, стратегическое планирование, разработка долгосрочного плана.
Страницы: 1, 2, 3, 4