- Стоит задуматься над сложившимся положением, когда большая часть коллектива недовольна существующим порядком.
Раздел 3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в МДОУ «Детский сад №12 города Иркутска»
В развитии детского сада и его образовательной системы имеются трудности, проблемы и противоречия, вызванные объективными и субъективными, внутренними и внешними факторами. В качестве перспективных направлений в работе детского сада можно определить следующее:
- активное построение развивающей среды, способствующей улучшению качества образования в дошкольном образовательном учреждении;
-внедрение проектной деятельности в организации воспитательно-образовательной работе с детьми;
- изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания детей в детском саду в целях обеспечения личностно-ориентированного подхода;
- повышение роли воспитательного процесса в детском саду;
- расширение сотрудничества детского сада с другими социальными институтами;
- укрепление взаимодействия с родителями;
- укрепление материально-технической базы детского сада.
Роль персонала в этой связи колоссальна. Поэтому эффективная система управления персоналом, организованная в учреждении имеет ключевую роль в дальнейшем развитии МДОУ «Детский сад №12 города Иркутска».
Проведенные нами исследования системы управления персоналом в данном учреждении позволяют констатировать тот факт, что она далеко не совершенна. Перспективы развития системы управления персоналом по нашему мнению должны осуществляться в следующих направлениях:
Анкетирование. Является первым этапом процедуры оценки и отбора претендентов. На этом этапе происходит «отсев» менее подходящих кандидатов, определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на основе последующих методов, а также источники, из которых можно получить необходимую информацию. Любое искажение в анкете является основанием для увольнения работника в любое время, когда это выяснится (в тексте анкеты включается соответствующее указание).
Предлагаемая нами анкета, будет включать следующие вопросы:
В чем выражаются Ваши сильные стороны в работе?
Готовы ли Вы периодически сдавать экзамены на знание действующих Правил?
Готовы ли Вы поехать в служебную командировку ?
Есть ли у Вас знакомые или друзья на нашем предприятии?
Имеете ли представление о технике безопасности в ДОУ ?
Как Вы думаете, почему мы должны взять на работу именно Вас ?
Какие вопросы есть у Вас?
Каков Ваш рабочий опыт ?
Какова Ваша профессиональная подготовка ?
Каковы Ваши основные достоинства ?
Каковы Ваши основные недостатки ?
Каковы Ваши слабые стороны в деле организации и проведения работы?
Какой Ваш стиль управления с подчиненными?
Какой стиль Вы используете в работе с руководством?
Какую пользу Вы можете принести нашей организации ?
Кто был Вашим лучшим подчиненным и почему?
Кто был Вашим самым лучшим руководителем и почему?
Почему Вы считаете, что соответствуете этой должности ?
Почему Вы ушли с предыдущего места работы ?
Почему Вы хотите работать у нас?
Предпочитаете ли Вы работать самостоятельно ?
Расскажите о Вашей профессиональной подготовке, делая акцент на образовании и опыте работы, полученном на других предприятиях?
Расскажите о тех ситуациях, когда Вам приходилось демонстрировать свои качества лидера?
Сколько времени потеряно из-за болезни в течение 2-х последних лет?
Сколько раз Вы отсутствовали на работе в прошлом году ?
Сможете ли Вы в любое время дня и ночи выехать к месту аварии ?
Хорошо ли Вы ладите с другими ?
Чего Вы ожидаете от данной работы ?
Чем бы вы хотели заниматься через 5 лет ?
Чем Вас привлекает именно данная должность (профессия) ?
Что «выводит» Вас из себя ?
Что Вы знаете о нашей организации ?
Тестирование как способ отбора претендента. Одним из методов, используемых для облегчения принятия решения по отбору, являются тесты по найму. С помощью тестов можно оценить скорость и точность выполнения работы, устойчивость внимания, аккуратность, умение быстро ориентироваться, усидчивость, исполнительность, личные склонности, общие способности, пригодность претендента для решения конкретных проблем, выполнения работы на предлагаемом месте, профессионализм, наличие интереса к предстоящей работе, уровень умственных способностей, склонность к обучению, интересы, тип личности, память, коммуникабельность, лидерские задатки и другие характеристики.
Предполагается, что предлагаемый тест будет состоять из общей и специальной части, которые будут содержать следующие вопросы:
Общая часть
Претендуемая должность (вакансия)
ФИО
Семейное положение
Образование
Специальное образование
Опыт работы
Причина увольнение с прежнего места работы
№
Вопрос
Оцениваемый фактор
1
Что стимулируют Вас работать наиболее эффективно?
мотивация
2
Что нравится Вам в работе?
3
Почему Вы выбирали ту или иную профессию?
4
Что может побудить Вас уволиться?
5
Какой коллектив, по Вашему мнению, работает наиболее продуктивно?
предпочтения по коллективу
6
Какие качества характера для Вас наиболее значимы?
предпочтения по окружению
7
Зачем Вы стремятся сделать карьеру?
мотивация роста
8
В каких ситуациях, по Вашему мнению, оправдана ложь?
оправдание обмана
9
Как Вы думаете, почему люди возвращают взятый в банке кредит?
мотивы честности
10
За что, по вашему мнению, оправданно уволить сотрудника сразу?
ценности
Самооценка кандидата. Часто принимающая форму письменного ответа на заранее поставленные вопросы или мотивационного письма, сопутствующего резюме, упрощает первичный отбор кандидатов и позволяет «отсев» тех из них, чьи навыки компетенции заранее завышены или, наоборот слишком низки для данной позиции. Естественно, что этот метод несет риск необъективности со стороны кандидата и должен использоваться в первую очередь для чернового отбора. Все большую популярность приобретает самооценка в виде своеобразного «кредо», выносимого в заголовок мотивационного письма.
Первый вопрос сводится к уяснению "что вы за человек ?" Ставя этот вопрос, руководитель-интервьюер хочет знать о кандидате как можно больше и в сущности просит рассказать о себе. При этом руководитель собеседования подмечает для себя, не опоздал ли кандидат, должным ли образом одет и т.д.. Ответы кандидата следует слушать внимательно и, главное, критически, так как он будет стремиться к тому, чтобы с первых слов произвести благоприятное впечатление.
Не нужно искать неточностей в ответах претендента, так как основное правило поступающего на серьезную работу - не искажать факты. Претендент знает, что неточная информация может косвенным образом выяснена из ответов на другие вопросы или же позднее из официальных документов.
Второй вопрос касается причины "почему вы ищете работу ?" Слушая ответы на этот вопрос, руководитель должен быть начеку. Важно отмечать прямоту ответа и скорость обдумывания поставленных вопросов, а также логичность обоснования причин поиска новой работы. Никогда не следует торопить кандидата с ответом, так как он знает: пауза больше минуты не "работает" на его имидж.
Желательно, чтобы новый работник объяснил суть своих претензий к прежнему руководству и, главное, к характеру работы.
Вопрос к кандидату: "чем вы можете быть полезным ?" - это вопрос о том, насколько поступающий в курсе дела организации, в которой он хочет работать. Важно знать, какую дополнительную информацию собеседник получил и как он ее использует при ответе.
О чем говорит отсутствие осведомленности о предприятии у претендента ? В этом случае можно предположить, что он случайный человек, и ничего, кроме самонадеянности не демонстрирует своим отрицательным ответом. Отрицательный ответ - серьезная причина для отказа при найме на вакантное место, ибо нежелание подготовиться к собеседованию свидетельствует о не дисциплинированности и не заинтересованности.
Важен вопрос: "каковы ваши сильные стороны ?" Безусловно, претендент-собеседник постарается показать себя энергичным, решительным, напористым, находчивым, зрелым, полным энтузиазма кандидатом. Руководителю не следует перебивать собеседника в описании своих деловых качеств. Не нужно и подвергать их сомнению.
Но как убедиться в их истинности? В этом случае важно заставить поступающего на работу подтвердить наличие перечисленных им качеств конкретными примерами из жизни или во время учебы, работы.
Руководитель не должен восхищаться готовностью претендента выполнять любые поручения или задания. Фразы типа "Я могу делать все, что потребуется" практически не говорят ни о чем.
Что нужно делать в этом случае? Целесообразно подвести такого человека к конкретным примерам из которых следует, что он способный и - главное - надежный работник. В этой связи можно предложить ему описать свое поведение в некоторых трудных ситуациях из практики вашего предприятия. Чрезвычайно полезно выявить круг возможностей поступающего на работу, определить возможности его адаптации к различным условиям жизни и производства.
Пятый вопрос: "каковы ваши слабые стороны?" Этот вопрос не должен смущать ни руководителя, ни тем более проходящего собеседование. Ответы на такого рода вопросы - проверка откровенности, искренности и психологической уравновешенности. Можно прямо попросить рассказать о своих неудачах в жизни или на последнем рабочем месте. Дайте время обдумать - пауза поможет проводящему собеседование. Услышав ответ: "Да вроде бы не было", "ничего серьезного не помню", "так, мелочи всякие", помните, что этот ответ неправильный.
Обычно интервьюированный склонен называть такие "недостатки", которые логически являются как бы продолжением своих достоинств. Например: "Знаете, моя решительность, которую нередко принимают за горячность и нетерпение, приносит мне серьезные осложнения. Впрочем, теперь стараюсь следить за собой".
Достаточно щекотливым может быть вопрос: "каким на ваш взгляд, должен быть начальник ?" Ответ на него имеет большое значение.
При такой постановке вопроса претендент может ответить так: "Меня устроит любой, но сильный и компетентный руководитель, настоящий лидер, у которого всегда можно поучиться". Желательно в ответах претендента получить сведения о стремлении испытать свои силы на любом участке работы, при любых, даже жестких условиях, о возможности расти и совершенствовать свои навыки при любом контроле.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5