Министерство образования и науки Украины
Севастопольский национальный технический университет
Факультет Экономики и менеджмента
Кафедра Экономики и маркетинга
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
по дисциплине
Совершенствование системы формирования и использования кадров на СД УГППС «Укрпочта»
Выполнила:
Е.И. Князева
Севастополь 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Перечень сокращений и условных обозначений
Введение
1. Теоретические основы оценки эффективности системы формирования и использования кадров на предприятии
1.1 Сущность и классификация кадров
1.2 Система показателей оценки динамики кадров
1.3 Характеристика методов стимулирования кадров
2. Анализ системы формирования и использования кадров в СД УГППС «Укрпочта»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Оценка эффективности системы формирования и использования кадров на СД УГППС «Укрпочта»
3. Рекомендации по повышению эффективности системы формирования использования кадров на СД УГППС «Укрпочта»
Заключение
Список использованных источников
Приложение А - Подготовка и повышение квалификации кадров по видам экономической деятельности
Приложение Б - Основные показатели деятельности СД УГППС «Укрпочта»
Приложение В – Форма № 1. Баланс на 31 декабря 2005 г.
Приложение Г – Форма № 2. Отчет о финансовых результатах за год (январь-декабрь 2005 г.)
Приложение Д – Форма № 1. Баланс на 31 декабря 2006 г.
Приложение Е – Форма № 2. Отчет о финансовых результатах за год (январь-декабрь 2006 г.)
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
% - процент
г. – год
грн. - гривня
ОАО – открытое акционерное общество
СД УГПСС - Севастопольская Дирекция Украинского государственного предприятия почтовой связи
тыс. – тысяч
чел. - человек
шт. – штук
ВВЕДЕНИЕ
Тема «Совершенствование системы формирования и использования кадров на предприятии» выбрана мною, т.к. в современных условиях данный вопрос является актуальным для любого предприятия. Универсальный принцип управления звучит следующим образом: «Любые изменения следует осуществлять на основе оценки текущей ситуации». В сфере управления кадрами существует такая необходимая (и, к сожалению, часто упускаемая из виду) процедура, как «анализ кадров». Собственно, именно она и позволяет менеджеру получить ясное представление о тех действиях, которые необходимо предпринять для изменения сложившейся ситуации.
Производство каждой страны, каждой отрасли и каждого предприятия зависит от ряда факторов. Такими факторами являются и кадры. В целом эффективность производства зависит от квалификации кадров, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции. Нельзя забывать о том, что кадры - наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. Украина уделяет значительное внимание долгосрочным аспектам кадровой политики, совершенствованию системы формирования и использования кадров на предприятии. Изучением проблемы совершенствования системы формирования и использования кадров на предприятии занимается ряд авторов как в отечественной литературе, так и в зарубежной. В данной курсовой работе используются труды таких авторов, как: А.В. Шегды, В П. Волокова, Н.М. Бондаря, Л.Г. Мельника, С. Ф. Покропивного и других.
Объектом данной курсовой работы являются непосредственно кадры, а предметом – пути повышения эффективности системы формирования и использования кадров на предприятии.
Целью написания курсовой работы является выбор наиболее эффективного способа повышения эффективности системы формирования и использования кадров в филиале СД УГППС «Укрпочта».
Целью СД УГПСС «Укрпочта» является обеспечение эффективности использования имущества, достижения наилучших результатов финансово-хозяйственной деятельности, повышение репутации дирекции.
Основными задачами курсовой работы являются:
1) изучение теоретических основ анализа эффективности системы формирования и использования кадров на предприятии;
2) проведение анализа системы формирования и использования кадров в СД УГПСС «Укрпочта»;
3) подбор рекомендаций по повышению эффективности системы формирования использования кадров в СД УГПСС «Укрпочта».
Поставленные цели и задачи сформировали и определили логику данной работы.
В первой, теоретической, главе данной работы рассматривается сущность и классификация кадров, система показателей динамики кадров, характеристика методов стимулирования кадров на предприятии. Во второй главе дается краткая характеристика филиала СД УГПСС «Укрпочта», а также проводится анализ системы формирования и использования кадров путем расчета коэффициентов, характеризующих динамику кадров в этом филиале. В последней, третьей главе, проводится анализ системы стимулирования кадров и рекомендаций по повышению эффективности системы формирования и использования кадров на данном предприятии.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и классификация персонала
Наиболее важным элементом производственных сил и главным источником развития экономики являются люди, т.е. их мастерство, образование, подготовка, мотивация деятельности. Существует непосредственная зависимость конкурентоспособности экономики и уровня благосостояния населения от качества трудового потенциала персонала предприятий. Персонал предприятия формируется и изменяется под влиянием внутренних (характер продукции, технологии и организации производства) и внешних (демографические процессы, юридические и моральные нормы общества, характер рынка труда и т.п.).
С.Ф. Покропивный дает следующее определение кадров:
Кадры предприятия – это совокупность постоянных работников, которые получили необходимую профессиональную подготовку и имеют опыт практической работы. [3,с.87] Кроме постоянных работников, в деятельности предприятия могут принимать участие другие трудоспособные лица на основе временного трудового договора (контракта). [3,с.87]
По отношению к процессу производства персонал предприятия подразделяют на 2 группы:
1) промышленно-производственный персонал – относят работников основных, вспомогательных и обслуживающих производств, научно-исследовательских подразделений и лабораторий – т.е. всех, занятых в производстве или его непосредственном обслуживании.
2) непромышленный персонал предприятия – входят работники структур, которые не связаны непосредственно с производством, это работники непроизводственных структур предприятия, обеспечивающие социальные цели предприятия.
Независимо от сферы приложения труда промышленно-производственный персонал делится на две категории:
1) рабочие – это персонал непосредственно участвующий в материальной обработке производимого продукта, а также осуществляющий ремонт, перемещение грузов, перевозку пассажиров, предоставление материальных услуг и т.п. В аналитических целях рабочих можно разделить на:
а) вспомогательного производства – те, кто участвует в производственных процессах, но в производстве услуг для основного производства;
б) основного производства – непосредственно участвуют в производственных процессах по изготовлению продукции.
2) служащие – работники, осуществляющие подготовку и формирование документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (т.е. выполняют сугубо техническую работу), в частности, делопроизводители, учетчики, агенты, чертежники, стенографисты и др. Служащие подразделяются на:
а) профессионалы – это работники, имеющие наивысшую квалификацию какой-либо деятельности, подтвержденную учеными степенями и званиями;
б) специалисты – выполняют функции технического, экономического и социального управления процессами производства и реализации продукции;
в) руководители – осуществляют распорядительно-координационные и контрольно-оценочные функции.
Важным направлением классификации персонала предприятия является его разделение по профессиям и специальностям.
Профессия – комплекс знаний, умений, навыков для ведения особого вида трудовой деятельности.
Специальность - это вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические особенности и требует от работников специальных знаний и навыков. Профессиональный состав персонала предприятия зависит от специфики деятельности, характера продукции или услуг, уровня технического развития. Каждая отрасль имеет присущие лишь ей профессии и специальности.
Работники каждой профессии и специальности различаются уровнем квалификации.
С.Ф. Покропивный дает следующее определение квалификации:
Квалификация - это совокупность специальных знаний и практических навыков, определяющих степень подготовленности работника к выполнению профессиональных функций соответствующей сложности. [3, с.88]
В.П. Волков дает такое определение квалификации:
Квалификация – степень овладения той или иной профессией или специальностью, которая отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях. Тарифные разряды и категории – это одновременно и показатели, характеризующие степень сложности работ.[4, с. 64]
В данной курсовой работе будет использоваться определение С.Ф. Покропивного. Классификация работников по квалифицированному уровню базируется на их возможностях выполнить работы соответствующей сложности. Подготовка и повышение квалификации кадров по видам экономической деятельности в Украине отражено в приложении А. Уровень квалификации руководителей, специалистов и служащих характеризуется уровнем образования, опытом работы на той или иной должности. Принято выделять специалистов наивысшей квалификации (работники, имеющие ученые степени и звания), специалистов высшей квалификации (работники с высшим образованием и значительным практическим опытом), специалистов средней квалификации (работники со средним специальным образованием и определенным опытом), специалистов-практиков (работники, занимающие соответствующие должности, например, инженерные и экономические, но не получившие специального образования). По уровню квалификации рабочие также делятся на четыре группы: высококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифицированные и неквалифицированные (таблица 1.1). Они выполняют различные по сложности работы и имеют неодинаковую профессиональную подготовку.
Таблица 1.1 - Группы рабочих по уровню квалификации, выполняемым работам и срокам подготовки
Квалификацинные группы
Основные выполняемые работы
Срок подготовки (стажировки), опыт
Высококвалифицированные
Особенно сложные и ответственные работы (ремонт и наладка сложного оборудования, изготовление мебели и т. п.)
Более 2-3 лет, периодическая стажировка, большой практический опыт работы
Квалифицированные
Сложные работы (металло- и деревообрабатывающие, ремонтные, слесарные, строительные и т. п.)
1-2 года, значительный опыт работы
Малоквалифицированные
Несложные работы (аппаратурные, технический надзор и др.)
Несколько недель, определенный опыт работы
Неквалифицированные
Вспомогательные и обслуживающие (грузчики, гардеробщики, уборщицы и др.)
Не требует специальной подготовки
Страницы: 1, 2, 3, 4