Рефераты. Состав, структура и порядок разработки стратегических программ

–          основные прогнозные (проектные, предполагаемые расчетные) технико-экономические показатели производства продукции и хозяйственной деятельности (численность персонала по категориям, производительность труда, расход основных материалов, энергетических ресурсов (электроэнергии, топлива, воды и т.п.), размер оборотных фондов, размер возможной прибыли от реализации продукции (услуг) и от хозяйственной деятельности, итоговые финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности, рентабельность производственной и хозяйственной деятельности и т.д.);

–          основные прогнозные (проектные, предполагаемые расчетные) удельные технико-экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности (себестоимость, трудоемкость, рентабельность, материалоемкость, энергоемкость, фондоемкость и т.п. продукции).

Специализированная стратегическая программа ресурсного обеспечения:

–          номенклатура, ассортимент и объем потребности в основных и вспомогательных материально-сырьевых ресурсах (сырья, материалов, изделий, полуфабрикатов, конструкций, комплектующих, запасных частей, ГСМ и т.п.);

–          расчет нормативов оборотных средств по основным видам материально-технических и трудовых ресурсов с учетом аварийных и страховых запасов;

–          наименование регионов основных поставщиков материально-сырьевых ресурсов, характеристика, технико-экономические параметры основных транспортных схем поставки материально-сырьевых и энергетических ресурсов.

Специализированная стратегическая программа кадрового обеспечения (стратегическая программа организации труда и управления):

–          потребность в кадровых ресурсах по основным категориям, профессиональному и квалификационному составу работников;

–          принципиальные схемы организации, оплаты и стимулирования труда работников различных категорий;

–          принципиальная схема организационной (производственной и управленческой) структуры;

–          режим труда и отдыха по производственным и управленческим подразделениям;

–          принципиальная схема повышения квалификации, карьерного движения, формирования и использования резерва;

–          принципиальные схемы организации основных рабочих мест в системе управления; наименование, состав, объем (количество), характеристика средств оргтехники в системе управления (мебель, средства связи, вычислительной, множительной техники, средства защиты, размножения и передачи информации и т.п.);

–          принципиальные схемы организации производственно-бытовых условий деятельности;

–          принципиальные схемы организации социальных условий жизнедеятельности работающих (здравоохранение, транспорт, питание, физическая культура, жилье, рекреация, отдых и т.п.).

Специализированная стратегическая программа кадрового обеспечения (стратегическая программа организации труда и управления) может быть оформлена в виде кадровой и социальной политики, т.е. в виде основных направлений в этой области.

В качестве приложений к специализированной стратегической программе кадрового обеспечения (стратегической программе организации труда и управления) могут быть включены стратегическая программа социально-экономического обеспечения (развития), соответствующие расчеты, организационный проект системы управления, типовые проекты организации рабочих мест и т.п.

Специализированная стратегическая программа (комплекс стратегических программ) социально-экономического обеспечения (развития):

–          социальные потребности организации в жилищных, культурно-бытовых, медицинских и др. услугах с учетом задаваемого коэффициента семейности;

–          условия и уровень удовлетворения социальных потребностей организации в удельных натуральных измерителях (кв. м жилой площади, количества посадочных мест, коек (койка-мест) и т.п. на человека);

–          укрупненные расчеты потребных капитальных вложений и объемов строительно-монтажных работ.

Специализированная стратегическая программа капитального строительства (стратегическая программа развития организационных условий деятельности):

–          общий размер капитальных вложений и объемов строительно-монтажных работ (СМР), необходимых для реализации стратегических решений по капитальному строительству всего, в том числе по видам строительства: производственное, административно-бытовое, жилищное, культурное и т.д.;

–          перечень объектов строительства, титульный список, перечень пусковых комплексов;

–          распределение капитальных вложений и объемов СМР по этапам, годам строительства, по видам строительства (производственное, жилищное, социально-бытовое, культурное и т.д.), пусковым комплексам и объектам строительства;

–          потребность в финансовых средствах для обеспечения программы капитального строительства; распределение финансовых средств по источникам финансирования, по годам, этапам строительства, по видам строительства, пусковым комплексам, объектам строительства;

–          принципиальные схемы финансирования (оплаты) строительно-монтажных работ и капитальных вложений, расчетов с кредиторами, инвесторами.

В состав специализированной стратегической программы капитального строительства в качестве приложений могут быть включены: технические, технорабочие проекты, проекты организации строительства (ПОС), сетевые графики производства работ, графики строительства и финансирования и т.п.

Специализированная стратегическая программа финансового обеспечения (программа финансового обеспечения стратегической программы динамики социальных организованных систем):

–          расчет потребности в финансовых ресурсах по всем специализированным стратегическим программам по этапам их реализации;

–          определение вариантов источников финансовых ресурсов;

–          экономическое обоснование и выбор вариантов финансового обеспечения;

–          определение вариантов поэтапного финансового обеспечения специализированных стратегических программ (расчет вариантов финансовых денежных потоков);

–          технико-экономическое обоснование эффективности вариантов системы специализированных стратегических программ.

Порядок формирования стратегической программы, состоящей из специализированных стратегических программ (ССП), показан на рис. 2.

Формирование стратегических программ динамики социальных организованных систем должно осуществляться с соблюдением целого ряда принципов. В качестве основных принципов формирования системы специализированных стратегических программ можно выделить следующие:

1. Принцип адаптивности (обусловленности) программ прогнозным тенденциям динамики внешней ситуации, т.к. изменения внешней ситуации объективно предопределяют возможные направления динамики социальных организованных систем.

2. Принцип преемственности этапов динамики организационных целей, т.е. разработка целей каждого последующего этапа объективно должна базироваться на ретроспективном анализе историко-генетических корней развития социальных организованных систем и на целях предыдущего этапа «жизненного цикла».

3. Принцип «обратной перспективы» заключающийся в поэтапной декомпозиции цели путем «разворачивания» ее «от флажка назад». Методологически этот принцип реализует основные диалектические законы познания: закон «единства анализа-синтеза» и «восхождения от абстрактного к конкретному».

4. Принцип системной взаимоувязки всех программ во времени и в пространстве по параметрам показателей основных элементов социальных организованных систем и по стадиям «жизненных циклов» этих элементов.

5. Принцип итеративности расчетов программ. Методология формирования программ основана на принципах итеративных расчетов, то есть на многократных расчетах методом последовательного приближения к нужному результату. Если после первого просчета всех специализированных программ получаем неудовлетворительные результат в стратегической программе финансового обеспечения, т.е. расходная часть превышает доходную, то производится последовательная корректировка перерасчет всех составляющих программ до тех пор, пока не будет получен приемлемый вариант программы финансового обеспечения.


Рис. 2. Принципиальная схема разработки стратегической программы социальной организованной системы


6.Принцип вариантности расчетов программ, когда каждый вариант стратегической программы представляет собой лишь одно из возможных генеральных направлений достижения цели, соответствующий определенным условиям и вариантам прогноза динамики внешней ситуации.

7.Принцип «мягкости» результатов программ, основанный на использовании интервальных исходных данных, вследствие их вероятностного характера и недетерминированности, и соответствующих результатов (расчетных параметров показателей) специализированных программ, относящихся к области возможных допустимых значений.

8.Принцип единого критерия эффективности и единой методики расчетов при социально-экономической оценке вариантов программ. Реализуется на основе использования критерия социальной экономической эффективности и приведения сравниваемых вариантов в сопоставимые условия по основным параметрам стратегических программ включая и временной параметр.

9.Принцип системной оптимизации, то есть выбор наилучшего варианта с точки зрения системного критерия эффективности, т.е. критерия эффективности системы в целом, т.к. сумма оптимумов не дает оптимума системы.

Для расчетов параметров специализированных стратегических программ, в случае отсутствия детальных проектных проработок и, соответственно, невозможности применения элементных сметных проектных норм, калькуляций, договорных цен и т.д., используются укрупненные технико-экономические нормативы. К такого рода нормативам относятся: укрупненные среднеотраслевые нормы капитальных вложений на единицу мощности по видам производств, нормы продолжительности строительства, укрупненные нормы расхода материальных ресурсов на единицу работ (млн. руб.) или единицу продукции, укрупненные нормативы стоимости единицы сложной продукции (например, стоимость тонны обработанного металла для технологического оборудования или отдельных конструкций, узлов, деталей), укрупненные нормы рентабельности производства, укрупненные нормы фондоотдачи, укрупненные нормативы эффективности капитальных вложений по видам производств, укрупненные нормы дисконтирования затрат и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Стратегический план - план, который позволяет планировать с позиции завтрашнего дня, - адаптивный процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль за их выполнением. Для эффективности стратегического планирования необходимо ясное представление о будущем состоянии внешней и внутренней среды фирмы. Для этого в крупных фирмах создаются информационные системы, данные которых оцениваются с помощью систем анализа.

Стратегическое планирование – это процесс осуществления совокупности систематизированных и взаимосвязанных работ по определению долгосрочных целей и направлений деятельности предприятий.

Стратегическое планирование — это то звено, ухватившись за которое можно вытянуть всю цепь предприятий, включая средние и малые предприятия. Главное — использовать его последовательно, сообразуясь как с внешними обстоятельствами, так и внутренней средой, ее особенностями. Но при этом нельзя забывать, что предприятия не существуют вне экономики и в значительной мере определяют ее состояние. В свою очередь и экономика предъявляет к предприятиям все более серьезные требования. Будущее любого предприятия прямо и непосредственно зависит от того, насколько адекватно отвечают его действия потребностям рыночной экономики. Вовремя и правильно ответить на эти вопросы и есть главная задача предприятий и, в то же время гарантия их преуспевания.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.       Соловьев В.С. Менеджмент. – Новосибирск: СибАГС, 2000. – 217 с.

2.       Соловьев В.С. Стратегическое управление. – Новосибирск:

СибАГС, 2000. – 130 с.;


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.