Важнейшее направление - стимулирование спроса в предпринимательском секторе на инновации. Отнесение на себестоимость расходов корпораций на НИОКР - одна из мер стимулирования. В связи с этим актуальны принятые налоговые новации, вступающие в действие с 2006 г.3 Дальнейшее развитие налоговых инструментов стимулирования инновационной деятельности, в том числе на основе передового зарубежного опыта, принципиально важно.
С другой стороны, это - формирование и реализация национальных приоритетов технологического развития в рамках отраслевых целевых программ технологического профиля. Здесь актуальны: ориентация на рынок, развитая система частно-государственного партнерства, поддержка региональных инновационных кластеров. Поиск перспективных направлений, в том числе в рамках апробированного механизма "мегапроектов", о котором уже неоднократно докладывало Минобрнауки России. Сейчас происходит переход к реализации масштабных инвестиционных проектов4.
В рамках проектов (период реализации - три-пять лет) осуществляется полный инновационный цикл. В настоящее время Миноборнауки России финансирует девять проектов, шесть из них - c 2003 г., остальные - с конца 2004 г. Объем бюджетного финансирования составляет 2 760 млн. руб., в том числе в 2005 г. - 939 млн. руб., за счет внебюджетного финансирования - 3 310 млн. руб., в том числе в 2005 г. - 1 172,5 млн. руб.
Осуществление предлагаемых мер позволит достичь повышения инновационной активности в экономике, увеличения удельного веса инновационной продукции как в общем объеме продаж промышленной продукции, так и в ее экспорте.
Основой для уточнения мероприятий действующих ФЦП технологического профиля и формирования новых целевых технологических программ могли бы стать две базовые широкопрофильные технологические программы:
1) Программа развития научно-технологической базы;
2) Программа трансфера технологий двойного назначения.
В отношении Программы развития научно-технологической базы следует отметить следующее. Начиная с 2005 г. Министерство реализует новую редакцию ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 гг. В рамках этой Программы ресурсы сконцентрированы на шести приоритетных направлениях5, развитие которых направлено на достижение мультипликативного эффекта в отраслях экономики.
Реализация данной программы позволила добиться следующих качественных результатов:
сформирована система определения приоритетов для государственной поддержки в научно-технологической сфере и обеспечена консолидация средств федерального бюджета на этих направлениях;
отработаны механизмы поддержки инновационных проектов на стадиях инновационного цикла "генерация знаний - разработка и коммерциализация технологий";
создана организационная система, обеспечивающая согласование интересов государства, частного бизнеса и науки в реализации приоритетов технологического развития, включая существенное привлечение внебюджетных средств (до 50% по комплексным инновационным проектам).
Указанные механизмы и инструменты целесообразно использовать в разрабатываемой сейчас базовой программе в сфере науки и инноваций "Научно-технологическая база России" на 2007 - 2012 гг., обеспечив тем самым преемственность и логическое развитие программ.
В то же время при реализации новой программы планируется обеспечить смещение акцентов по ряду направлений, в том числе:
усилить непосредственное участие бизнеса в конкретизации национальных приоритетов технологического развития и отборе наиболее эффективных научных организаций для выполнения соответствующих НИОКР;
активно стимулировать устойчивые связи между элементами инновационной системы, включая интеграцию вузов, малых научных организаций в систему научно-технических связей;
усилить поддержку формирования негосударственных научных организаций, в том числе через развитие технико-внедренческих особых экономических зон и технопарков.
Предложения Стратегии базируются на объемах финансирования исследований и разработок гражданского назначения, определенных на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям 20 марта 2002 г. на период до 2010 г., а также предусматривают необходимые расходы на поддержку инновационной инфраструктуры. В упомянутом документе было предложено два подхода к финансированию: в текущих ценах и в доле от расходной части бюджета. Наиболее рациональным представляется промежуточный сценарий, сочетающий консервативность в увеличении бюджетных расходов и необходимую ресурсную обеспеченность сбалансированного решения, по крайней мере, ключевых задач данной Стратегии.
Основными принципами финансирования реализации Стратегии являются опережающий рост бюджетных расходов на фундаментальные исследования как безусловное обязательство государства и развитие ключевых элементов инновационной инфраструктуры.
В отношении прикладных разработок в целом при учете всех источников финансирования мероприятий Стратегии значительная доля средств придется на реализацию национальных приоритетов технологического развития.
Стратегию в области развития науки и инноваций предполагается реализовать в два этапа: первый - 2006-2007 гг.; второй - 2008 - 2010 гг.
Первый этап (2006 - 2007 гг.) - это дальнейшее развитие сектора исследований и разработок, реформирование государственного сектора науки, гармонизация и развитие институтов, влияющих на инновационно-инвестиционный климат. Необходимо также завершить институциональные изменения в сфере использования результатов интеллектуальной деятельности.
Ключевыми задачами второго этапа (2008 - 2010 гг.) являются создание современной целостной инновационной системы, активное позиционирование отечественного сектора исследований и разработок в глобальной экономике, реализация крупных проектов по национальным приоритетам технологического развития в рамках частно-государственного партнерства.
Необходимо отметить, что в представленном документе мероприятия и соответствующие ресурсы определены на период до 2010 г., но эффекты от реализации Стратегии носят более долгосрочный характер, поэтому в Стратегии содержатся оценки на период до 2015 г.
Первое - устойчивый рост внутренних затрат на исследования и разработки в случае реализации Стратегии с увеличением доли внебюджетных средств в этих затратах и доли сектора высшего образования.
Второе - обеспечение притока молодых кадров в сферу науки, рост доли российских авторов публикаций в ведущих научных журналах.
Третье - динамичный рост удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, а также доли инновационной промышленной продукции в общем объеме ее продаж. При этом ожидается получение по этим показателям значений, которые характерны для зарубежных стран с развитыми инновационными системами.
Предложенный в Стратегии подход к решению системной проблемы позволит:
создать базис для устойчивого экономического роста в средне - и долгосрочной перспективе;
создать условия для роста во всех отраслях экономики, использующих результаты интеллектуальной деятельности;
продемонстрировать на примере конкретных проектов и программ возможности экономики, основанной на знаниях,
повысить качество "человеческого капитала".
Почти в течение года Стратегия была открыта для обсуждения, проведен ряд заседаний экспертов по принципиальным вопросам, высказались точки зрения представителей федеральных органов исполнительной власти, научного сообщества и бизнеса.
Одновременно велась практическая работа по всем перечисленным выше направлениям, включая разработку нормативно-правовых актов. В результате представленный проект Стратегии был значительно переработан и дополнен, нем учтены также наиболее существенные замечания и предложения.
1. Доклад сделан на заседании Правительства РФ 15 декабря 2005 г. Опубликован в журнале "Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность" № 2, 2006
2. Министерство совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывает ряд законопроектов, среди которых проекты федеральных законов "О передаче технологий", "О фондах поддержки науки и инноваций", "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий".
3. Предполагается внести изменения в Налоговый кодекс РФ: ввести льготы по уплате налогов на прибыль и на имущество, а также на НДС. Эти льготы предусмотрены для предприятий, занимающихся освоением новой техники и технологий, содержащих объекты ИС, в том числе созданные за счет федерального бюджета.
4. Реализация важнейших инновационных проектов государственного значения основана на долевом финансировании - за счет федеральной целевой научно-технической программы (ФЦНТП)"Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 гг. финансируются стадии проведения научных исследований и опытно-конструкторских разработок, а из внебюджетных источников - освоение результатов НИОКР в производстве и выпуск продукции.
5. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации (в рамках ФЦНПТ):
информационно-телекоммуникационные системы;
индустрия наносистем и материалы;
живые системы;
рациональное природопользование;
энергетика и энергосбережение;
безопасность и противодействие терроризму.
Необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в развитии педагогической науки и практики вроде бы ни у кого не вызывают сомнений. Но эта связь редко бывает ровной, сбалансированной. На самом деле в каждый конкретный отрезок времени можно наблюдать крен то в одну, то в другую сторону. Это, по-видимому, закономерно.
Перенося этот образ на ситуацию в образовании, можно сказать, что смещение акцентов в сторону новой или уже сложившейся, доказавшей свою эффективность, педагогической реальности не служит препятствием движению вперед, а скорее является одной из его инвариантных характеристик. С другой стороны, беспорядочный, сметающий все на своем пути прорыв в новое, связанный с игнорированием, а при случае и разрушением всего "старого", не учитывающий уроков прошлого, приводит, в конечном счете, к тому же, что и отказ от реформ в пользу традиционно привычного и притом не самого лучшего. Результатом и в том, и в другом случае будет отсутствие результата, по крайней мере, положительного.
Одной их характеристик научного знания является его кумулятивность, т.е. опора на ранее полученные научные результаты, которые ученый не имеет права игнорировать при любой смене позиций и появлении новых концепций. Таблица умножения остается при любых реформах, а зеркало нет необходимости менять каждый раз, когда в нем отражаются новые лица.
И так известно, что там, где инновации появляются не на голом месте, а на возделанной усилиями науки почве, они улучшают дело. Правда, под "наукой" понимают разное, да и "улучшение" - понятие не однозначное. Но это должно быть не столько предметом споров, сколько задачей спокойного анализа.
Подводя итог этому краткому обзору тенденций, поисков, неизбежных конфликтов между неизведанным и привычным в трудном и противоречивом процессе перехода к новой эпохе развития российского общества и его образовательной сферы, можно утверждать, что этот итог - в целом положительный.
Инновация - введение новшеств или новаций; рентабельное использование новых технологий, новой техники, новой продукции, организационно-технических и социально-экономических решений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6