Стратегия фирмы - это
рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных
намеченных компанией целей. Сущность выработки и реализации стратегии состоит в
том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и
направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.
Стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои
ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда
различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться. Их можно
классифицировать следующим образом.
• Продуктово - рыночная стратегия направлена на определение: видов
конкретной продукции и технологий, которые фирма будет разрабатывать; сфер и
методов сбыта; способов повышения уровня конкурентоспособности продукции.
• Стратегия маркетинга предполагает гибкое приспособление
деятельности фирмы к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке, уровня
затрат на исследование рынка, комплекса мероприятий по форсированию сбыта;
распределение средств, ассигнованных на маркетинговую деятельность, между
выбранными рынками.
• Конкурентная стратегия направлена на снижение издержек
производства, индивидуализацию и повышение качества продукции, определение
путем сегментации новых секторов деятельности на конкретных рынках.
• Стратегия управления набором отраслей предполагает, что высшее
руководство фирмы постоянно держит под контролем виды деятельности и
номенклатуру продукции по фирме в целом в целях диверсификации видов
деятельности и выпускаемой продукции за счет новых отраслей и прекращения тех
из них, которые не согласуются с целями фирмы и ее ориентирами.
• Стратегия нововведений (инновационная политика) предполагает
объединение целей технической политики и политики капиталовложенийи
направлена на внедрение новых технологий и видов продукции. Она предусматривает
выбор определенных объектов исследований, с помощью которых фирмы стремятся
содействовать в первую очередь систематическим поискам новых технологических
возможностей.
• Стратегия капиталовложений предполагает определение
относительного уровня капиталовложений на основе расчета масштабов выпуска
отдельных видов продукции и деятельности фирмы в целом; определение
конкурентных позиций фирмы по отношению к соперникам; выяснение возможностей фирмы
на основе результатов планирования и выполнения планов путем организации
оперативно-хозяйственной деятельности.
• Стратегия развития направлена на реализацию целей обеспечения
устойчивых темпов развития и функционирования фирмы, как в целом, так и ее
филиалов и дочерних компаний.
• Стратегия поглощения предполагает приобретение акций других
компаний, характеризующихся быстрым ростом и научно-техническими достижениями,
с целью повышения эффективности деятельности фирмы путем проникновения в новые
отрасли хозяйства, транснационализации капитала.
• Стратегия зарубежного инвестирования направлена на создание за
рубежом собственных производственных предприятий - сборочных и по разработке
сырьевых ресурсов.
• Стратегия ориентации на расширение экспортной деятельности предполагает
разработку таких мер, которые могли бы обеспечить целесообразность развития
такой деятельности, снизить до минимума предполагаемые возможные риски и
оценить выгоды. Стратегия экспорта предусматривает ориентацию производства на
удовлетворение потребностей иностранных потребителей и используется наиболее
часто крупными компаниями, выпускающими сложное оборудование и суда на основе
заказов, а также средними и небольшими фирмами, выпускающими новейшую
малогабаритную продукцию (часы, фотоаппараты, бытовые электроприборы) и
сбывающими ее на тех рынках, где транспортные издержки невелики, а риск
зарубежных инвестиций велик.
·
Стратегия
внешнеэкономической экспансии
предполагает по всем видам деятельности: создание заграничного производства,
экспорт в третьи страны товаров и услуг, заграничное лицензирование.
Выбор стратегии делается на основе сравнения
перспектив развития фирмы в различных видах деятельности, установления
приоритетов и распределения ресурсов между видами деятельности для обеспечения
будущего успеха.
Литература
1.
Курс менеджмента. // под
ред. Д. Д. Вачугова. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. —
512с.
2.
Южаева В. С. Менеджмент. Учебное пособие.
— М.: ИТК «Дашков и К0», 2004 — 104с.
3.
Виханский О. С., Наумов А.
И. Менеджмент. — М.: Экономистъ, 2003 — 528 с.