Рефераты. Социально-психологический климат

Основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность. Кратко рассмотрим сущность этих показателей.

Сплоченность - один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует степень приверженности к группе ее членов. Определяется двумя основными переменными - уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью привлекательности группы для ее членов.

Ответственность - контроль над деятельностью с точки зрения выполнения принятых в организации правил и норм. В подразделениях с положительным социально-психологическим климатом сотрудники стремятся к принятию на себя ответственности за успех или неудачу совместной деятельности.

Контактность и открытость - определяют степень развития личных взаимоотношений сотрудников, уровень психологической близости между ними.

Социально-психологический климат в подразделении во многом зависит от уровня совместимости и сработанности членов группы. Совместимость и сработанность определяют степень взаимосвязанности и взаимозависимости сотрудников. Эффективно работающая группа - группа психологически целостная. Вместо множества «Я» возникает понятие «МЫ». Мнения, оценки, чувства и поступки отдельных «Я» сближаются; появляются общие интересы и ценности; взаимодополняются интеллектуальные и личностные особенности. Совместно выполняя задания, решая проблемы, люди вырабатывают специфические, только для этой группы присущие способы регуляции познавательных и эмоциональных процессов, стратегии поведения, общий для группы стиль деятельности. В таких коллективах между людьми происходит обмен опытом, перенимается стиль поведения, расширяется набор индивидуальных возможностей, развиваются способность, желание и умение соотносить свои цели и действия с целями и действиями других людей. На определенном этапе взаимодействия сотрудников коллектив может добиться оптимальной совместимости и сработанности.

Особенности психологического климата в подразделениях влияют на производственные, социальные и социально-психологические процессы в конкретном подразделении и во всей организации. С уверенностью можно утверждать, что социально-психологический климат в отдельных подразделениях во многом определяет производственные успехи организации и ее положение на рынке. Поэтому диагностика и формирование позитивного социально-психологического климата во всех подразделениях организации - насущная задача каждого кадровика. Мы предлагаем Вам три методики, которые позволяют исследовать основные показатели социально-психологического климата в подразделении. Они достаточно просты в проведении и обработке результатов, экономны по времени, однако позволяют эффективно диагностировать особенности психологического климата и предпринимать соответствующие мероприятия по его оптимизации.

Методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе позволяет делать периодические «срезы» с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать эффективность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат. Такие измерения полезны при изучении степени адаптации новых сотрудников, отношения к труду, причин текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.

Методика позволяет диагностировать три компонента психологического климата: эмоциональный, поведенческий и когнитивный. Для измерения эмоционального компонента используется критерий привлекательности - на уровне понятий «нравится - не нравится», «приятный - неприятный». Вопросы, направленные на измерение поведенческого компонента, конструируются на основе критерия «желание - нежелание работать в данном коллективе», «желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание - незнание особенностей характера членов коллектива».

Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм: анализируются различные стороны отношений к коллективу для каждого сотрудника в отдельности. Каждый компонент трактуется тремя вопросами, причем ответ на них принимает одну из трех возможных форм: +1; 0; -1. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого сотрудника на вопросы по данному компоненту должны быть обобщены следующим образом:

Положительная оценка (+1). К этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы (4, 5 - на ответы-утверждения; 7, 8, 9 - на ответы по шкале «1-9») даны на все три вопроса, относящиеся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий может иметь другой знак;

Отрицательная оценка (-1). Сюда входят сочетания, содержащие три отрицательных ответа (1, 2 - на ответы-утверждения; 1, 2, 3 - на ответы по шкале «1-9») или два ответа отрицательные, а третий может иметь другой знак;

Неопределенная (противоречивая) оценка (0). Эта категория включает такие случаи:

·                   на все три вопроса дан неопределенный ответ (3 - на ответы-утверждения; 4, 5, 6 - на ответы по шкале «1-9»);

·                   ответы на два вопроса - неопределенные, а третий может иметь другой знак;

·                   один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки.

На опросном листе вопросы 1-й, 4-й, и 7-й относятся к эмоциональному компоненту; 2-й, 5-й, 8-й - к поведенческому компоненту; 3-й, 6-й - к когнитивному (причем вопрос 3 содержит две позиции).

По группе ответов строится таблица.

Таблица 4 - Исследование социально-психологического климата

 

Сотрудники

Эмоциональный компонент

Когнитивный компонент

Поведенческий компонент

Администратор

0

0

+1

Буфетчик

+1

0

+1

Бухгалтер

+1

+1

0

Водитель-экспедитор

0

-1

-1

Главный бухгалтер

0

0

0

Гладильщик

+1

0

+1

Грузчик

-1

+1

-1

Директор

0

0

0

Зав. магазином

0

+1

0

Зав. секцией

+1

+1

+1

Зам. директора

-1

0

0

Зам. зав. магазином

0

0

+1

Кассир

0

+1

+1

Кладовщик

+1

-1

0

Комплектовальщик

0

0

0

Маркетолог

+1

+1

+1

Менеджер

+1

-1

-1

Охранник

0

0

0

Повар

0

0

0

Помощник администратора

+1

+1

+1

Продавец

-1

0

-1

Продавец-консультант

0

+1

0

Рабочий

0

+1

0

Рабочий-бригадир

+1

0

+1

Столяр

-1

0

0

Товаровед

0

+1

+1

Уборщик

0

-1

+1

Фасовщик

+1

0

0

Экономист

0

0

0

Юрист

-1

+1

+1


Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от +1 до -1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние данные.

В соответствии с проведенным исследованием психологический климат по каждому сотруднику признается противоречивым, неопределенным и нестабильным. В соответствии с полученными результатами должны строиться мероприятия по улучшению психологического климата.

Заключение


В условиях современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

Значимость социально-психологического климата определяется также тем, что он способен выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и процессов, служить показателем как их состояния, так и их изменения под влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня психологической включенности человека в деятельность, меры психологической эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации психологических резервов коллектива.

Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.

Социально-психологические методы управления позволяют влиять на интересы людей. Регулировать межличностные отношения в коллективе, влияют на формы и развития трудового коллектива. Социально- психологические методы представляют собой совокупность приемов и способов социально - психологического воздействия на трудовой коллектив.

В данной работе был исследован социально-психологический климат в коллективе ЗАО «Брянский ЦУМ». В соответствии с проведенным исследованием психологический климат по каждому сотруднику признается противоречивым, неопределенным и нестабильным. В соответствии с полученными результатами должны строиться мероприятия по улучшению психологического климата.

Список литературы


1.                 Виноградов Георгий Васильевич. Опыт повышения эффективности и качества работы отраслевого НИИ. - Л.:ЛДНТП, 1995. - 28с.

2.                 Основы научных исследований: Учеб. для вузов / В. Крутов, И. Грушко, В. Попов и др.; Под ред. В. Крутова, В. Попова. - М.: Высш. шк., 1999. - 400 с.

3.                 Проблемы деятельности ученого и научного коллективов. Материалы 3 всесоюзной конференции. Вып. 4. / Под ред. С.Р. Микулинского, И. В. Блауберга и др. - М.-Л.: ЛПО “Техническая книга”, 1979. - 324 с.

4.                 Проблемы повышения эффективности научно-исследовательской работы. Материалы к научно-практической конференции. Ч. 3. /Под ред. А. М. Бялых. -Н.: ИГД СО АН СССР, 1968. - 226 с.

5.                 Проблемы руководства научным коллективов. / Род ред. М. Г. Ярошевского. - М.:”Наука”, 1992. - 321 с.

6.                 Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива. /Под ред. Б. Д. Парыгина. - Л.: “Наука”, 1996. - 241 с.

7.                 Соколова Г. Н. Экономическая социология. Учебник. Издание 2-е, переработанное и дополненное. - М.: ИИД “Филинъ”; Мн.: ”Белорусская наука”, 2000. - 376 с.

8.                 Старобинский Э.Е., “Как управлять коллективом”, М., 2005 г.

9.                 Чернышов А. С., Крикунов А. С. Социально-психологические основы организованности коллектива. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. - 164с .



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.