Очевидно, что для
любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от +1 до -1. В
соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные
средние данные.
В соответствии с
проведенным исследованием психологический климат по каждому сотруднику признается
противоречивым, неопределенным и нестабильным. В соответствии с полученными
результатами должны строиться мероприятия по улучшению психологического
климата.
В условиях
современной научно-технической революции постоянно растет интерес к явлению
социально-психологического климата коллектива. Актуальность данной проблемы
диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности
индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности
людей постоянным ростом их личностных притязаний. Совершенствование социально-психологического
климата коллектива - это задача развертывания социального и психологического
потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни
людей. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового
коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности
труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический
климат является показателем уровня социального развития коллектива и его
психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь,
связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре
производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От
уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного
трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая,
идеологическая атмосфера общества, страны в целом.
Значимость
социально-психологического климата определяется также тем, что он способен
выступать в качестве фактора эффективности тех или иных социальных явлений и
процессов, служить показателем как их состояния, так и их изменения под
влиянием социального и научно-технического прогресса. Социально-психологический
климат выступает также в качестве полифункционального показателя уровня
психологической включенности человека в деятельность, меры психологической
эффективности этой деятельности, уровня психического потенциала личности и
коллектива, масштаба и глубины барьеров, лежащих на пути реализации
психологических резервов коллектива.
Эффективность
совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных
и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только
продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его
новые возможности и проявляет потенциальные. В связи с этим возникает
необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия.
Социально-психологические
методы управления позволяют влиять на интересы людей. Регулировать
межличностные отношения в коллективе, влияют на формы и развития трудового
коллектива. Социально- психологические методы представляют собой совокупность
приемов и способов социально - психологического воздействия на трудовой коллектив.
В данной работе
был исследован социально-психологический климат в коллективе ЗАО «Брянский
ЦУМ». В соответствии с проведенным исследованием психологический климат по
каждому сотруднику признается противоречивым, неопределенным и нестабильным. В
соответствии с полученными результатами должны строиться мероприятия по
улучшению психологического климата.
1.
Виноградов
Георгий Васильевич. Опыт повышения эффективности и качества работы отраслевого
НИИ. - Л.:ЛДНТП, 1995. - 28с.
2.
Основы
научных исследований: Учеб. для вузов / В. Крутов, И. Грушко, В. Попов и др.;
Под ред. В. Крутова, В. Попова. - М.: Высш. шк., 1999. - 400 с.
3.
Проблемы
деятельности ученого и научного коллективов. Материалы 3 всесоюзной
конференции. Вып. 4. / Под ред. С.Р. Микулинского, И. В. Блауберга и др. -
М.-Л.: ЛПО “Техническая книга”, 1979. - 324 с.
4.
Проблемы
повышения эффективности научно-исследовательской работы. Материалы к
научно-практической конференции. Ч. 3. /Под ред. А. М. Бялых. -Н.: ИГД СО АН
СССР, 1968. - 226 с.
5.
Проблемы
руководства научным коллективов. / Род ред. М. Г. Ярошевского. - М.:”Наука”,
1992. - 321 с.
6.
Регуляция
социально-психологического климата трудового коллектива. /Под ред. Б. Д.
Парыгина. - Л.: “Наука”, 1996. - 241 с.
7.
Соколова
Г. Н. Экономическая социология. Учебник. Издание 2-е, переработанное и
дополненное. - М.: ИИД “Филинъ”; Мн.: ”Белорусская наука”, 2000. - 376 с.
8.
Старобинский
Э.Е., “Как управлять коллективом”, М., 2005 г.
9.
Чернышов
А. С., Крикунов А. С. Социально-психологические основы организованности коллектива.
- Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. - 164с .