В среде предпринимателей пока не сформировался единый подход к проблеме социальной ответственности перед обществом и государством. Так, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей И. Юргенс видит социальную ответственность российского бизнеса в выполнении формальных обязательств перед потребителями (по качеству товаров и услуг, в справедливом ценообразовании); перед обществом - за состояние окружающей среды и отношение к правам человека (недопущение дискриминации, принудительного труда, соблюдение прав человека в деятельности организации). Неформальные обязательства бизнеса — "соучастие бизнеса в социально-экономическом развитии территорий по направлениям, затрагивающим основную деятельность компаний или не относящимся к основной деятельности (включая благотворительность, программы социального и культурного развития); в поддержании общественных инициатив, институтов гражданского общества"3. Однако акцент сделан на реализации программ социально-экономического развития территорий, затрагивающих интересы самого бизнеса, на развитие структур гражданского общества.
Президент Торгово-промышленной палаты РФ Е. М. Примаков считает, что выполнение бизнесом формальных социальных обязательств заключается в решении проблем трудовых отношений, контрафактной и фальсифицированной продукции, взятии на себя ответственности за общую экологическую ситуацию. Неформальные социальные обязательства: участие в борьбе с бедностью и адресная поддержка бедных слоев населения, в том числе через использование механизма целевых социальных фондов; активное
Модели эффективного сотрудничества", обнародованные в октябре 2003 г. на сайте Ассоциации менеджеров России www.amr.ru). В данном контексте напрашивается хорошо известный автору настоящего сообщения пример одной из компаний, в которой социальная ответственность реализуется не только на уровне каждой из функциональных стратегий, но и является интегральной составляющей общекорпоративной стратегии развития. Это — ОАО "ГАК "ТОНАР" (аббревиатура расшифровывается как "товары — народу"), в своей практической деятельности нацеленное на производство потребительских товаров и передовых технологий, на решение социальных проблем Московского региона. Фактически все разрабатываемые и выполняемые корпорацией проекты носят социально, в том числе экологически, ориентированный характер (один из них — создание комплекса по переработке и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов в поселке Тимохово).
Конкретные элементы проводимой "ТОВАРОМ" стратегии социальной ответственности и получаемые (планируемые) от нее эффекты заслуживают, думается, особого анализа и специальной публикации. Однако нельзя не отметить, что проявления социальной ответственности названной корпорации перед ее персоналом — обеспечение последнему пакетов социальных услуг и создание собственной (корпоративной) пенсионной системы — уже привели к серьезному росту производительности труда.
Решив проявить заботу об окружающей среде, руководство крупной корпорации распорядилось закрыть один из своих заводов. Однако местное население выступило резко против, поскольку в такой ситуации множество людей лишались рабочих мест. Социальная ответственность оказалась палкой о двух концах...
Любая компания стремится к максимальной эффективности, которая позволяет производить и продавать качественную продукцию, выплачивать дивиденды акционерам и т.п. Однако деятельность коммерческих организаций имеет также ярко выраженную социальную составляющую. Социальная ответственность бизнеса в экономике - это должное качество товаров и услуг, высокий уровень безопасности производства, нормальные условия работы персонала и т. д .
Пока в зарубежной управленческой теории еще нет классического определения социальной ответственности бизнеса. Смысл данной концепции во многих случаях воспринимается очень субъективно, однако можно выделить ее основные характеристики. В отличие от юридической, социальная ответственность не предполагает жестких норм. Это добровольная обязанность бизнесменов проводить такую политику, принимать такие решения и следовать таким направлениям деятельности, которые желательны с точки зрения целей и ценностей общества. Иными словами, это своеобразный общественный договор между предпринимателями, населением и государством, цель которого - способствовать благу всего общества.
Администрация Кемеровской области заключила со всеми крупными организациями соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, в которых зафиксированы их обязательства перед работниками (по сохранению и созданию рабочих мест, заработной плате, социальным гарантиям и т. п.), перед местным сообществом (по финансированию ЖКХ, социальных объектов), перед властью (инвестиционные программы).
Показательно соглашение о социально-экономическом партнерстве между администрацией Кемеровской области и ОАО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь"". Компания взяла на себя содержание ЖКХ поселков Бачаты, Кедровка, Красный Брод. Соглашение предусматривает инвестиции в развитие компании и закрепляет участие "Кузбассразрезугля" в социальных программах, в том числе в строительстве жилья, завершении строительства школы в Красном Броде, обеспечении углем по льготным ценам, оздоровлении работников, в организации детского отдыха и т. д. На содержание объектов социальной сферы в 2004 г. компания должна выделить 105 млн руб. Средняя зарплата работников должна составить 10 тыс. руб.
Кроме того, областная администрация периодически обращается к крупным компаниям с просьбами помочь в решении тех или иных проблем. Внезапные дополнительные траты могут быть связаны с ликвидацией последствий стихийных бедствий, с проблемами снабжения ЖКХ топливом и прочим.
Вливания крупного бизнеса вносят основной вклад в решение проблем дополнительного финансирования территорий. Например, соглашение 2004 г. о сотрудничестве и социальном партнерстве между областной администрацией и "СУЭКом" не только устанавливает обязательства компании по финансированию социальных программ (на сумму не менее 30 млн руб.), но и предусматривает подписание дополнительного соглашения по г. Киселевску.
Соглашения с администрацией по сути фиксируют одностороннюю ответственность крупных организаций.
В Татарстане действует внебюджетный жилищный фонд при президенте М. Ш. Шаймиеве, куда все юридические лица ежемесячно должны перечислять не менее 1% от выручки. В Петрозаводске частные перевозчики ежемесячно с каждой "маршрутки" обязаны перечислять 150 руб. на ремонт дорог и установку дорожных знаков.
В целом проведенное исследование показывает, что у предпринимателей появляется современное представление о направлениях социальной ответственности. Также формируется потребность в стабильных "правилах игры", удовлетворить которую должно государство. Прежде всего оно должно обеспечить четкое разграничение функций и ответственности между властью и бизнесом, между уровнями власти - федеральной, региональной и местной. До тех пор, пока будет существовать проблема недостаточного финансирования территорий, будет воспроизводиться добровольно-принудительное отвлечение финансов на эти цели со стороны организаций, отодвигающее на второй план более зрелые формы социальной ответственности российского бизнеса.
Заключение
Подводя итог в своей работе хочу сделать несколько выводов.
1. Социальная ответственность — обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибылей от частного бизнеса.
2. Кроме того, основные экономические проблемы, решаемые в производстве социальных аспектов данных проблем, в зависимости от мотивов и намерений человека, ответственного за принятие решений. Например, некоторые менеджеры утверждают, что, максимизируя прибыль и создавая большее количество рабочих мест, их фирмы участвуют в процессе социальных преобразований, снижая уровень безработицы. Таким образом, эти фирмы вовлечены в сферу социальной ответственности, так как существуют различные, а иногда взаимонеприемлемые, подходы к сущности понятия социальной ответственности.
3. Менеджеры должны четко осознавать, какой подход приемлем для их фирмы. И когда будет определена главная идея, которой фирма будет придерживаться в своей деятельности, тогда уже менеджер сможет просчитывать свои собственные действия соответственно этой идее.
4. Проблема развития социальной ответственности бизнеса в России сегодня особенно актуальна. Это связано с тем, что у нас весьма своеобразно прошел процесс первоначального накопления капитала.
5. Приватизация проводилась одновременно с формированием государства, когда еще не действовали законы рыночной экономики. Все это сопровождалось ростом коррупции и криминализацией общества. Следствием этого стало то, что отечественный бизнес приобрел негативный имидж как на Западе, так и в России. В результате за счет крайне низкой оценки нематериальных активов российские компании оказались недокапитализированы.
6. К сожалению, исследований, посвященных тематике социальной ответственности бизнеса, на русском языке крайне мало. Представление о ней пока размыто и требует серьезного уточнения, недостаточно изучена и история развития социальной ответственности бизнеса в России. Не обобщен пока и накопленный российский опыт, который хотя и не афишируется, но уже есть в достаточном для анализа количестве.
7. Очевидно, что весьма полезным было бы изучение зарубежного опыта в этой области. Однако при этом он должен быть соотнесен с российскими реалиями. Западные экономические институты необходимо вписать в совершенно непохожие исторические и культурные условия. Можно предположить, что сложнейший процесс внедрения сможет облегчить комплексное изучение социальной ответственности бизнеса.
Список использованной литературы
1. Основы менеджмента: Учебник для вузов \ Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др..; Под ред. Д.Д. Вачугова. -М.: Высшая школа, 2002.-364 с.
2. Коэн С. Искусство переговоров для менеджеров/ Стивен Коэн – Пер. с англ. А. Успенского, - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.-288с.
3. Большаков А.С., Михайлов В.И. Совершенный менеджмент теория и практика – СПб: Питер, 2000.- 416 с.
4. Г.Б.Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др., Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б.Поляка. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.-518 с.
5. Друкер, Питер, Ф Энциклопедия менеджмента.: пер. с англ.- М.: Издательский дом "Вильямс", 2004. – 432 с.
6. введение в специальность "Менеджмент организации" Учебное пособие для вузов / С.Д. Резник, И.А. Игошина, В.С. Резник Под общей ред. Э.М. Короткова и С.Д. Резник. "Логос", 2004.- 320с.
7. Н.В. Колчина, Финансы предприятий: Учебник для вузов: -2-ое. изд.; переработанное и дополненное. – М.: ЮНИТИ ДИАНА, 2001. – 448 с.
8. Финансы предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. .В.Колчиной. – М.: Финансы ЮНИТИ, 2000.- 414 с.
9. Крейкина М.Н.: Финансовый менеджмент/ Учебное пособие. – М.: Издательство "Дело и сервис", 1998. 304 с.
10. Уткин Э.А.: Финансовый менеджмент. Учебник для вузов.-М.: Издательство "Зерцало". 1998 г.-272 с.
11. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента.: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 1997. – 480 с.
12. Финансовый менеджмент: Учебник для студ. сред. проф. учеб. завед. / Н.И. Бензон, В.И. Горелый, В.Д. Газман и др.; Плд ред. Н.и. Бензона. – М.: Издательский центр "академия", 2003.-336с
13. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов \ Научный редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998. – 432с.
14. Л.М. Андронов. О концепции и стратегиях ответственности корпоративного бизнеса. \\ Российский экономический журнал. - 2004, №11-12. – 119 с.
15. Яковлев Р. Как нацелить политику заработной платы на преодоление бедности?// Российский экономический журнал. — 2001. — № 8. — С. 50.
16. М.В. Курбатова, С.Н. Левин. Социальная ответственность российского бизнеса. \ \ "ЭКО".- 2005. №4(370), - 58-60 с.
17. Е. Ляховецкая. Социально ответственный бизнес: за и против \\ "Консультант", N 13, июль 2005 г.- 12 с.
18. Социальная направленность бизнеса // Кузбасс. 7 мая 2004 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5