Слияние - это лишь один из способов объединения потенциала двух компаний, многие компании заключают соглашение о кооперации и образуют так называемые корпоративные альянсы, близкие по своей сути к слияниям. Если при слиянии объединяются все активы вовлекаемых в сделку фирм, а также управленческий и технический опыт, то альянс позволяет фирмам создать структуру, которая фокусируется на определенном виде бизнеса, сто имеет большой потенциал для синергии. Альянсы осуществляются во многих формах: от соглашения, прямо ориентированного на рынок, до совместной собственности в операциях мирового масштаба.
Именно такое слияние решило произвести руководство двух крупнейших операторов сотовой связи России МТС и ВымпелКом.
В нашем случае это вид горизонтального слияния, происходящего тогда, когда одна фирма объединяется с другой фирмой, занятой в той же сфере бизнеса (сотовая связь).
Горизонтальная интеграция хозяйственного процесса. Горизонтальная интеграция означает, что фирма и компания идентичны по направлению деятельности. У них имеются неиспользованные производственные ресурсы или маркетинговые возможности. Такая интеграция осуществляется в форме создания холдинга по типу наличия материнской компании и дочернего предприятия. Горизонтальная интеграция способствует сокращению производственных издержек, мобильности в распределении финансовых ресурсов.
Многие слияния финансируются за счет свободных денежный средств приобретающей компании. Поскольку это возможно не всегда, возникает потребность в источниках средств, чтобы уплатить за целевую компанию.
Операционное слияние ОАО "МТС" и ОАО "ВымпелКом" - это слияние, при котором производственные мощности двух компаний объединяются с целью получения синергетического эффекта.
Теоретически анализ слияния довольно прост. Приобретающая фирма - просто выполняет анализ бюджета капитальных вложений, чтобы определить, превышает ли приведенная стоимость ожидаемого от слияния приростного денежного потока цену, которую следует заплатить за целевую компанию; если чистый приведенный эффект положителен, приобретающей фирме следует предпринять шаги по покупке целевой фирмы. Акционерам целевой компании, с другой стороны, следует принять предложение в том случае, если предлагаемая цена превышает приведенную стоимость ожидаемого в будущем денежного потока, который будет иметь место, если фирма продолжит работать самостоятельно. Однако теория не акцентирует внимание на ряде возникающих при этом проблем:
1) приобретающая компания должна оценить денежный поток, который получится в результате приобретения;
2) она должна также определить, не изменится ли при этом значение требуемой рентабельности собственного капитала
3) она должна решить, как оплачивать слияние - наличными, собственными акциями, другими ценными бумагами или их комбинацией;
4) после оценки выгоды слияния управляющие и акционеры приобретающей и целевой фирм должны договориться о способе ее распределения.
Таким образом, анализ будем проводить по данным, полученным в результате слияния двух компаний, назовем эту компанию ОАО "Корпорация - Сотовая связь".
В результате слияния может создаваться дополнительная стоимость и сделка будет успешной, если:
верно выбран объект сделки и правильно определены ее условия;
процесс интеграции отвечает задачам и потребностям конкретной ситуации;
каждый этап интеграции тщательно спланирован и осуществлен.
Каждое слияние неповторимо, и в каждом случае успех достигается по-разному. Но тем не менее есть ряд черт, объединяющих все удачные слияния.
Главная цель - создание стоимости, а не интеграция сама по себе. Проводя интеграцию, компании делают ставку на создание стоимости с учетом специфики своей ситуации, а не на механическое, шаблонное объединение.
Импульс фундаментальным преобразованиям. Компании не довольствуются непосредственными эффектами от слияния, они стремятся реализовать скрытые возможности компаний и используют слияние как катализатор для более масштабных преобразований.
Возможности для синергии. Чтобы реализовать открывающиеся возможности, руководство должно определить цели и задачи слияния и проработать способ их выполнения на всех уровнях - от рядовых сотрудников до топ-менеджеров.
Выполнимые решения. Все решения никогда не выполняются полностью, поэтому лучше сразу определить 70% решений, которые можно выполнить от начала до конца. Часто крупные слияния терпят неудачу из-за нереалистичных планов преобразования основных систем или использования непроверенных технологий.
Стабильность бизнеса. Во многих случаях стоимость денежных потоков поглощаемой компании (сегодняшние и ожидаемые денежные потоки) превышает 70% ее полной стоимости (с учетом всех активов). Поэтому необходимо сделать все, чтобы поглощаемая компания продолжала нормально функционировать.
Приоритет эффективности при подборе персонала. При подборе руководящих кадров в расчет следует брать только эффективность. От того, кто будет назначен на ответственные должности, зависит судьба сделки, поэтому, если для успеха "Новой компании" желательно нанять новых топ-менеджеров, - нужно сделать это, не боясь вызвать недовольство сотрудников компании.
Учет различий в корпоративных культурах. Анализ 150 слияний, проведенный The Economist Intelligence Unit, показал, что культурная ассимиляция - самая сложная проблема при объединении компаний. Поэтому формирование новой корпоративной культуры становится залогом успешной интеграции. Cisco, Southwest Airlines и другие опытные в вопросах слияний и поглощений компании при анализе потенциальных сделок уделяли большое внимание сопоставимости корпоративных культур.
Сильная команда, проводящая интеграцию. Команда, проводящая интеграцию, формируется из самых опытных руководителей подразделений, которые лучше всех справляются со своими задачами, и самых профессиональных рядовых сотрудников.
Забота о сотрудниках. В период интеграции сотрудников беспокоит их будущее: не уволят ли их, как они будут работать дальше. Чтобы снять напряжение, нужно как можно быстрее завершить все перестановки и постоянно информировать сотрудников о происходящем в компании.
Общение с сотрудниками. Информации не бывает слишком много. Когда в компании идет процесс слияния, важно не только то, о чем вы сообщаете, но и как часто вы это делаете. В компаниях, имеющих удачный опыт слияния, руководители доводили информацию до нижестоящих сотрудников и вели диалог с ними. В некоторых компаниях даже оценивают эффективность взаимодействия руководителей с персоналом, проводя регулярные опросы сотрудников.
В балансе хозяйствующего субъекта средства размещены по составу и источникам формирования средств. Размещение и использование средств отражено в активе, источники формирования (собственный капитал и обязательства) отражены в пассиве. Бухгалтерский баланс, используемый для проведения финансового анализа, не обладает в достаточной степени свойствами, необходимыми для анализа, вследствие чего возникает необходимость в формировании аналитического баланса. Уплотненный аналитический баланс-нетто формируют путем агрегирования однородных по своему составу элементов балансовых статей в необходимых аналитических разрезах. Аналитический баланс характеризуется тем, что сводит воедино и систематизирует те расчеты и прикидки, которые осуществляет аналитик при первоначальном знакомстве с балансом.
Сравнительный аналитический баланс включает показатели горизонтального и вертикального анализа. В ходе горизонтального анализа определяется изменение разных статей баланса за анализируемый период (абсолютное и относительное отклонение). В ходе вертикального анализа определяется удельный вес статей баланса.
Для общей оценки динамики финансового состояния необходимо сгруппировать статьи баланса в отдельные группы: по признаку ликвидности - статьи актива и по срочности обязательств - статьи пассива.
Необходимо отметить, что совокупный доход корпорации не изменяется, что позволяет улучшать значения показателей общей ликвидности и платежеспособности за счет более эффективного использования собственных финансовых ресурсов корпорации.
Таким образом, для управляющей компании и топ-менеджеров корпорации появляется возможность оценить совокупный дефицит финансовых ресурсов, и выделить возможные направления минимизации дефицита. В частности, с использованием данной модели может строиться бюджет корпорации с выделением финансовых ресурсов на функционирование основных потоков деятельности корпорации, которые рассмотрены далее. В частности, в рамках корпорации может быть сформирован бюджет развития для финансирования проектов, находящихся в бизнес-инкубаторе, например, венчурных и инновационных проектов.
Актив баланса содержит сведения о размещение капитала, в распоряжение предприятия, т.е. о вложениях в конкретное имущество и материальные ценности, о расходах предприятия на производство и реализацию продукции и об остатках свободной денежной наличности. Каждому виду размещенного капитала соответствует определенная статья баланса.
Основными признаками группировки статей актива баланса считается степень их ликвидности (быстрота превращения в денежную наличность). По этому признаку все активы баланса подразделяются на долгосрочные или основной капитал
(1 раздел актива баланса), и текущие (оборотные) активы (2 раздел актива баланса).
В связи с этим в процессе анализа активов предприятия в первую очередь следует изучить изменения в их составе, структуре и дать им оценки (табл.1)
При группировке имущества предприятия и источников их образования необходимо помнить о том, что:
активы - стоимость имущества, которым владеет предприятие. Активы разделяются на текущие (оборотные активы) и недвижимое (иммобилизованное) имущество (внеоборотные активы);
текущие активы - имущество, предназначенное для краткосрочного использования и обращаемое в денежную наличность в течение производственно-коммерческого цикла, не превышающего один год. Текущие активы отражаются во втором разделе баланса и иначе называются оборотными средствами или оборотным капиталом предприятия;
внеоборотные активы - имущество, предназначенное для долгосрочного использования в производственной деятельности предприятия (более одного года). Внеоборотные активы отражаются в первом разделе баланса и иначе называются недвижимым имуществом или иммобилизованными средствами или основным капиталом. Начало периода примем 1 мая 2007 года, предполагаемый конец периода- 31.12.2007 года.
Как видно из таблицы 3.1., общая стоимость имущества ОАО "Корпорация - Сотовая связь" на конец 2007 года составит 468665 тыс. руб. и уменьшилась по сравнению с началом деятельности корпорации на 15,21%. Имущество представлено в общей части внеоборотными активами. Их сумма снизилась с 401589 тыс. руб. до 222014 тыс. руб., или на 44,72%.
Мобильные средства вырастут, как в сумме на 94496 тыс. руб., так и по удельному весу на 25,28%. Их увеличение произошло за счет повышения доли краткосрочной дебиторской задолженности в 2006 году на 31893 тыс. руб. или на 27,73%, занимаемой наиболее большой удельный вес в данной строке.
Таблица 3.1. Аналитическая группировка и анализ статей актива баланса ОАО "Корпорация - Сотовая связь" (тыс. руб)
Показатели
На начало периода
На конец периода
Абсолютное отклонение, тыс. руб.
Темп
Сумма тыс. руб.
% к итогу
Сумма
тыс. руб.
изменения,
%
1
2
3
4
5
6
7
Активы, в. т. ч.
552744,00
100,00
468665,00
-84079
84,79
1. Иммобилизованные активы (внеоборотные активы)
401589,00
72,65
222014,00
47,37
-179575
55,28
2. Текущие Активы, в т. ч.
151155,00
27,35
246651,00
52,63
95496
163,18
2.1 Запасы
12220,00
8,08
51292,00
20,80
39072
419,74
2.2 НДС
3566,00
2,36
5807,00
2,35
2241
162,84
2.3 Краткосрочные финансовоые вложения
6259,00
4,14
13834,00
5,61
7575
221,03
2.4 Краткосрочная дебиторская задолжен-ность
15001,00
76,08
146894,00
59,56
31893
127,73
2.5 Денежные средства
3613,00
2,39
8258,00
3,35
4645
228,56
2.6 Прочие оборотные активы
10496,00
6,94
20566,00
8,34
10070
195,94
Баланс
100,0
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14