Рефераты. Системный подход в организации производства

1)       выпуск высококачественной продукции, систематическое её обновление в соответствии со спросом потребителей, на основе прогрессивной техники и технологии;

2)      ведение политики ресурсосбережения на основе рационального использования производственных ресурсов с учётом их взаимозаменяемости;

3)      разработка стратегии и тактики предприятия в соответствии с изменяющимися условиями рынка и действиями конкурентов;

4)      обеспечение конкурентоспособности продукции и предприятия, поддержание стабильной позиции на рынке;

5)             систематическое внедрение передовой техники, прогрессивной технологии производства продукции, позволяющей значительно сокращать издержки производства, повышать качество выпускаемой продукции;

6)      повышение производительности труда и в целом рост эффективности производства;

7)      ведение гибкой ценовой политики и осуществление других функций.

Современная наука считает, что каждое предприятие представляет собой опреде­лённую сложную систему. Данное положение подтверждается следующими фактами.

Во-первых, предприятие состоит из определённого комплекса элементов, взаимо­связанных между собой многочисленными внутренними и внешними связями.

Элемент представляет собой первичное звено системы. Это объект, который не поддаётся дальнейшему делению на части, то есть единый компонент системы.

Элементы можно рассматривать как простые системы, то есть системы, которые в данной взаимосвязи и на данном определённом уровне не разделяются на отдельные под­системы.

Так, при использовании системного подхода к изучению производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его первичным элементом может быть цех. Отдельными элементами могут выступать не только материальные объекты, но и производ­ственные, процессы, функции и т.д.

Во-вторых, функционирование предприятия основано на взаимодействии его структурных элементов друг с другом, направленном на достижение общей цели. Сущ­ность функционирования предприятия, как системы, в данном случае заключается в обес­печении взаимосвязи между поступающими элементами (сырьё, материалы, инструменты, финансовые средства) для получения желаемых выходящих элементов (готовые продук­ты, различные виды услуг, информация, прибыль).

Такая взаимосвязь основана на движении информации, энергии, материалов, ре­сурсов.

В целом, отдельные элементы предприятия, в виде его составных частей на основе существующего взаимодействия друг с другом образуют производственную систему. В свою очередь, производственная система предприятия состоит из нескольких подсистем, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом.

Для целей исследования и изучения производственной системы осуществим классификацию элементов, а также отношений между ними.

В основе классификации элементов лежат следующие признаки:

•         по содержанию - К ним относятся следующие элементы: коллективы людей, машины и оборудование, энергия, информация.

•         по признакам управления и исполнения - управляемая и управляющая подсистема.

К числу основных подсистем производственной системы, относятся следующие:

1) социальная - комплекс отношений между людьми как организационное проявление системы;

2) производственно-техническая - материальные средства, комплекс машин и оборудования, материалов, инструментов, энергии;

3) информационная - информационные элементы и их взаимосвязи.

Управляемая подсистема - это совокупность производственных процессов, реализация которых обеспечивает изготовление и выполнение услуг. Управляемая подсистема, в свою очередь, делится на несколько подсистем, в соответствии с характером протекающих на предприятии процессов: подготовки производства и освоения новой продукции, обеспечения качества продукции; материально-технического снабжения; сбыта и реализации продукции и т.д.

Управляющая подсистема - это совокупность взаимосвязанных методов управления, реализуемых людьми с помощью технических средств, для обеспечения эффективного функционирования производства. Основными видами управленческой деятельности являются: планирование, регулирование, контроль, учёт, стимулирование.

•       по структурным подразделениям и процессам

Подразделение - это элементы (подсистемы) предприятия, в которых осуществляется производство и управление, отвечающие за выполнение конкретного набора задач на предприятии в целом.

В состав предприятия входят производственные подразделения: филиалы, производства, цеха, бригады; подразделения инфраструктуры: ремонтное, транспортное, складское хозяйство, инструментальное производство, отделы и службы заводоуправления, научно-технические подразделения и т.д.

Основными элементами производственно-хозяйственной деятельности предприятия являются процессы, например, производственные, научно-технического развития.

Предприятие обладает основными признаками, которые характеризуют его как систему. К их числу относятся:

•     Комплексность, которая определяется комплексностью его целей и задач, а также высоким разнообразием протекающих на предприятии процессов производства и управления.

•     Динамизм. Предприятие представляет собой динамичную систему, обладаю­щую способностью изменяться, развиваться, переходить из одного качественного состоя­ния в другое, оставаясь системой.

•     Саморегулирование. Предприятие - это саморегулирующаяся система, которая может приспособиться, в определённых пределах, как к внутренним, так и к внешним из­менениям.

•     Целостность. Предприятие состоит из множества взаимосвязанных, а не обо­собленных друг от друга элементов.

Разрозненное существование элементов системы друг от друга не может характе­ризовать её в целом. В наиболее общем виде это означает наличие у предприятия таких свойств, которые не сводятся к простой сумме ее элементов, а предполагают их комплекс­ комплекс­ное взаимодействие. Следовательно, элементы предприятия, как системы, качественно характеризуются через отношение друг к другу, обеспечивая его целостность.

Чтобы все элементы системы воссоединились в единое целое, в комплексную сис­тему, её необходимо организовать, т.е. спроектировать, построить и обеспечить функцио­нирование предприятия.

•    Взаимодействие с внешней средой.

Предприятие следует рассматривать как открытую систему, которая тесно взаимо­действует с внешней средой. Средой для предприятия являются другие предприятия и ор­ганизации, зарубежные фирмы и компании. То есть, фактически внешней средой для предприятия становится внешний мир, состоящий из множества частей, которые с ним взаимодействуют и связаны с ним договорными отношениями или обменом информацией.


Факторы, определяющие взаимодействие предприятия с внешней

средой.

Взаимодействие предприятия с внешней средой основано, прежде всего, на опре­делении его основных целей, функций и его структуры. В свою очередь, воздействие на предприятие осуществляется с помощью следующих факторов: ресурсы, продукция, способы использования ресурсов, формы организации производства и управления.

Рис.1. Модель взаимодействия предприятия с внешней средой.

 

От каких же факторов в наибольшей степени зависит эффективность функциони­рования предприятий? Какова роль внутренней и внешней среды их функционирования?

В настоящее время факторов, определяющих финансово-экономическое и техноло­гическое состояние предприятий, большое количество. Выделим две наиболее существен­ные группы факторов, объединив их по характеру происхождения и по способу воздейст­вия на объект исследования - предприятие.

По характеру происхождения, то есть, месту формирования данного фактора выде­ляются:

1)       макроэкономические - связанные с деятельностью отраслей, рынков, крупных групп предприятий, регионов;

2)   микроэкономические - определяемые поведением отдельных групп предпри­ятий;

3)        наноэкономические - факторы, обусловленные поведением отдельных инди­видуумов.

По способу воздействия факторы разделяются:

1)        сетевые - влияющие на предприятие через партнёрские связи разнообразного характера с точно известными координатами;

2)   социальные - действующие на предприятие через психологические особенности индивидуального и группового поведения и интересов, связанных с предприятием граждан и групп.

3)      средовые - определяемые социально-экономическим положением в стране, действующие не избирательно и не имеющие конкретных и постоянных адресатов.

Определим, какие из них играют главенствующую роль в создавшейся ситуации, каковы возможности управления этими факторами без нанесения большого экономике страны.

Регулирование воздействия факторов на деятельность предприятий должно быть направлено на создание благоприятного "климата" на предприятии, как во внешней, так и во внутренней среде.

В том случае, если поведение предприятий находится под воздействием преимущественно макроэкономических факторов, то регулирование должно быть направлено на создание благоприятного макроэкономического режима, что достигается с помощью общеэкономических мер.

Если преобладают мезоэкономические факторы, то политика деятельности предприятий должна быть ориентирована на структурные составляющие экономики и учет региональных отличий. Если главными являются микроэкономические факторы, то для выхода промышленности из кризиса необходимы достаточно тонкие комбинации стимулирующих дестимулирующих мер, направленных на изменение основ поведения предприятий в сложившихся условиях.

И, если доминируют наноэкономические факторы, то воздействие должно носить комплексный социально экономический и психологический характер, учитывая сложившиеся стереотипы индивидуального поведения. При этом надо иметь в виду, что чем ниже в социально-экономической иерархии находится объект желательного воздействия, тем в большей степени его действия определяются "генетической социально-экономической памятью", или "социально-экономическим генотипом", и тем труднее заставить изменить поведение объекта в нужном направлении с помощью мер государственного регулирования.

Соответствующим образом организованные факторы производства (трудовые ресурсы, средства производства, информация и финансы) составляют внутреннюю среду предприятия. Результатом взаимодействия целенаправленно связанных компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги) (рис.2):


Рис. 2. Внутренняя среда и продукция производственного предприятия.

 

Главный, основополагающий компонент предприятия — люди (персонал). По воле людей в их личных и общественных инте­ресах создается предприятие и организуется производство соот­ветствующего вида продукции.

Персонал предприятия в лице руководителей и специалистов самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжает­ся выпускаемой продукцией, а также прибылью, которая оста­ется после уплаты установленных законом налогов и других пла­тежей.

Предприятие, в лице его персонала и руководителей, несет ответственность за своевременное перечисление налогов и дру­гих платежей. За счет выручки от реализации продукции (услуг) оно производит оплату расходов на организацию и развитие произ­водства, а также на закупку сырья, материалов, оплату наемной рабочей силы. Поэтому к самому ответственному участку — об­щей системе организации производства — относится организа­ция, координация и регулирование труда персонала:

•      подбор персонала необходимой квалификации, в соответствии с требованиями производства;

•      расстановка по рабочим местам, в соответствии с объемом и характером работы;

•        координация и регулирование работы, в соответствии с конкретной рабочей ситуацией на предприятии в каждый
отрезок времени.

От того, в какой степени рационально используется и работает  персонал, полностью зависит эффективность работы предприятия. На персонал ложится обязанность установления необходимых связей и координация работы с внешней средой.

Следующий фактор производства — средства производства в свою очередь состоят из средств труда и предметов труда. Экономический смысл средств труда заключается в обеспечении воздействия на предмет труда с целью его трансформации (превращения, преобразования) в товар. Средства труда не изменяют свою натурально-вещественную форму и участвуют в процессе
производства многократно. Предметы труда, напротив, участвуют в процессе труда однократно, изменяя при этом свою натурально-вещественную форму от исходного сырья и материалов до конечной продукции. Общепринятые термины, их обозначаю­щие,    это, соответственно, основные фонды и оборотные фонды. Именно их совокупность формирует понятие  «производственный потенциал предприятия».

Производственный потенциал определяет количество, качество выпускаемой продукции, мощности и возможности пред­приятия.

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с формированием и использованием совокуп­ных доходов и расходов предприятия. Они являются итоговым, обобщающим показателем деятельности предприятия. Именно посредством соотношения доходов и расходов можно в конеч­ном итоге судить о деятельности предприятия в целом. Функ­ции финансов многообразны, однако основные — это:

•      обеспечение жизнедеятельности предприятия достаточным
количеством денежных средств;

•      обслуживание внешних и внутренних операций предприя­тия;

•      финансовое планирование.

Информация имеет определяющее значение в управлении предприятием как во внутренней деятельности (используется при планировании, подготовке указаний, в анализе хозяйственной деятельности и т.п.), так и для внешних контактов (согласова­ние вопросов с поставщиками и клиентами, реклама, информация о рынке). От качества и своевременности информации существенно зависят уровень принимаемых решений и эффективность ведения всего бизнеса.

Информация – это концентрированное знание об объекте и предмете управления, поэтому она является необходимым ресурсом для принятия решений. Цель информации – улучшение качества принимаемых решений.

Список используемой литературы:


1.                   Аврашков Л.Я. Адамчук В.В.,  Антонова О.В., и др. Экономика предприятия.- М., ЮНИТИ, 2001.

2.                   Вильям ДЖ. Стивенсон Управление производством. - М., ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2000.

3.                   Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. Учебное пособие.-М.:ИЭП, 2004.

4.                   Калачева А.П.Организация работы предприятия.-М.:ПРИОР, 2000.- 431с.

5.                   Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 304с.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.