Методология построения матрицы первичного стратегического анализа заключается в том, что сначала весь мир делится на две части внешнюю среду и внутреннюю (саму компанию), а затем события в каждой из этих частей — на благоприятные и неблагоприятные:
-Силы - Слабости;
-Возможности - Угрозы;
-Внешняя – Внутренняя.
Процесс заполнения матрицы должен быть выполнен максимально тщательно, так как на результат, как утверждают специалисты, может повлиять даже такая вещь, как последовательность заполнения клеток матрицы. Но еще более сильное значение имеет субъективный фактор, привносимый участниками процесса (директор, специалисты, менеджеры) при обсуждении той или иной ситуации. За счет этого результат анализа пополняется еще и философией стратегии, которая, присутствуя в рассуждениях, не вписывается ни в одну клетку матрицы, но объединяет их в единое целое.
Метод Дельфи, разработанный О. Хелмером и Н. Делки,- один из основных методов проведения экспертиз. В настоящее время он представляет собой, по существу, группу методов, объединенных общими требованиями к организации экспертных процедур и форме получения экспертных оценок.
В методе Дельфи предусматривается создание условий, обеспечивающих наиболее продуктивную работу экспертной комиссии. Это достигается анонимностью процедуры, с одной стороны, и возможностью дополнить информацию о предмете экспертизы, с другой стороны. Сочетание этих двух факторов во многом определяет эффективность метода Дельфи. Еще одно важное свойство — обратная связь, позволяющая экспертам корректировать свои суждения с учетом промежуточных усредненных оценок и пояснений экспертов, высказавших крайние точки зрения. Для реализации обратной связи необходима многотуровая процедура. Экспертизы по методу Дельфи проводятся чаще всего в четыре тура. В первом туре экспертам сообщается цель экспертизы и формулируются вопросы, ответы на которые составляют основное содержание экспертизы. Вопросы предъявляются каждому эксперту персонально в виде анкеты, иногда сопровождаемой пояснительной запиской. Если предъявляемые экспертам вопросы достаточно сложны, целесообразна предварительная разработка приближенной модели исследуемой системы, чтобы правильно ориентировать эксперта, конкретизировать цели и предмет экспертной процедуры, показать образцы возможных ответов. Успеху экспертизы способствует предоставление эксперту дополнительной информации о предмете экспертизы. Информация, полученная от эксперта, поступает в распоряжение аналитической группы, обеспечивающей организацию, проведение, обработку промежуточных и окончательных результатов экспертизы.
Таким образом, основная особенность системного анализа заключается в том, что он ориентирует исследователя не на моментальное решение проблемы, а на разработку методики, содержащей средства, позволяющие постепенно формировать модель принятия решений.
Глава III. Применение системного анализа в разработке управленческих решений на примере анализа принятия решений по благоустройству Козловского района
Принятие решений в системе муниципальной власти имеет свои особенности, связанные главным образом с тем, что вынесенный вариант решения должен быть не только эффективным, но и признанным большинством населения, а также отвечать критериям легитимности и справедливости. Центральными субъектами, участвующими в подготовке и принятии решений на муниципальном уровне является представительный орган власти, в Козловском районе это Совет народных депутатов. В сферу принятия таких решений входят вопросы выбора приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования, защиты интересов его жителей, поддержки и развития ее ключевых институтов и пр. На муниципальном уровне главными инициаторами в принятии решений местного значения также выступают представители основных ветвей власти, локализованных в том или ином территориальном образовании. Решения, принимаемые органами власти, предопределяют реализацию различных направлений муниципальной политики, разделенных по основным функциональным блокам: политические, экономические, правовые, этические, технические и т.д.
Порядок в принятии управленческого решения администрацией г.Козловки включает, как правило, прохождение следующих стадий
1) описание проблемной ситуации;
2) формулировка проблемы, требующей разрешения;
З) предварительный анализ, выдвижение гипотез;
4) установление целей и задач;
5) определение критериев;
б) поиск, анализ и сопоставление альтернатив, вариантов решений
7) оценка риска;
8) выбор оптимального варианта решения;
9) разработка плана реализации принятого решения.
Непременным условием принятия решения в муниципальном образовании является обязательный учет мнения населения, формированный в перечень необходимых организационных обеспечивающих обоснованность в целесообразности принимаемых решений. Данное условие полнее всего может быть обеспечено путем разработки соответствующего закона, предусматривающего процедуру принятия решения Советом народных депутатов с соблюдением всех демократических принципов. Важнейшим средством в принятии решений представительными органами власти является регламент. Регламент включает перечень предписаний, позволяющих определить порядок в принятии управленческих решений на базе структуры администрации Козловского района в границах выделенных в нем полномочий и распределении ответственности между индивидуальными членами.
Основными элементами регламента являются порядок созыва сессий Совета народных депутатов Козловского района; полномочия депутатов; определение субъектов законодательной инициативы; порядок обсуждения законодательных инициатив и их принятия (чтения); порядок применения права вето.
Регламенты имеют несколько разновидностей: регламент проведения совещаний и сессий, регламент прохождения документов и регламент принятия решений.
Регламент проведения совещаний и сессий призван упорядочить работу на крупных представительных мероприятиях с точки зрения организации работы и экономии рабочего времени. Структуру регламента составляют несколько разделов, среди которых: общие положения; планирование работы; организационные мероприятия. Организационные мероприятия, в свою очередь, включают в себя следующие составляющие:
• порядок подготовки вопросов;
• порядок проведения организационных мероприятий;
• определение полномочий участвующих в организации субъектов;
• порядок проверки реализации полномочий;
• время, отводимое на доклады и выступления;
• ведение протоколов;
• публикация регламента;
• порядок изменения регламента.
Регламент принятия решений определяет порядок в подготовке и принятии решений между управленческими уровнями и рядами. Регламент принятия решений включает в себя следующие разделы:
• Структуру административных органов;
• Полномочия должностных лиц;
• Порядок выбора должностных лиц;
• Текущую деятельность по координации (образование комиссий и рабочих групп);
• Распределение финансовых потоков.
Управление экологическими процессами на городских территориях принадлежит к одной из приоритетных задач в сфере муниципального управления. Особенно эта задача актуальна для Козловского района в связи с развитием в районе туризма, успех которого зависит от экологического благополучия района. Среди наиболее актуальных экологических проблем, реализуемых в практике самоуправления г. Козловки, следует выделять такие, как уборка мусора и твердых бытовых отходов, загрязнение городской среды стационарными и мобильными источниками, озеленение и благоустройство городской среды.
Подход к управлению экологическими процессами на городской территории представляется весьма сложным и может быть реализован лишь при одновременном учете, как социальных факторов окружения человека, так и природных, а это возможно только при использовании системного подхода. Разработка ряда решений по благоустройству г. Козловка, принятых в 2007г., основывалась именно на применении системного подхода. Это решения о проведении озеленительных мероприятий, посвященных празднованию Дня Республики в Козловском районе, решения о реконструкции памятников культуры и архитектуры, а также решения о поддержке природоохранных объектов. К разработке решений по благоустройству привлекались специалисты по природопользованию. В процессе разработки решений они рассматривали городскую среду как сложную систему, на восприятие которой его жителями которую влияют внутренние и внешние факторы среды. К внутренним факторам среды относятся доход, качество жизни жителей города, состояние домохозяйств. Внутренние факторы выступают главным объектом воздействия со стороны местных властей. К внешним факторам среды для жителей города относятся характеристики жилища (местоположение, техническое состояние здания), характеристики двора (его благоустройство, озеленение, состояние внутридворовых дорог, наличие спортивных и детских площадок), особенности города (размер, плотность населения, транспортная доступность). Исходя из этого, разработка решений проходила на основе активного участия жителей. Использовалась такая форма работы с населением как опрос, по результатам которого формулировались предложения для решения общественно значимых проблем благоустройства города. Опрос показал, что население считает туризм перспективным направлением развития г.Козловки и признает необходимость проведения мероприятий по благоустройству города с целью привлечения туристов. В связи с этим особую актуальность приобретали мероприятия, освященные празднованию Дня Республики, так это позволяло повысить престиж города и показать его с лучшей стороны перед многочисленными гостями праздника. Выявленное в ходе опроса мнение жителей использовалось местными органами власти в процессе разработки решений.
Значительную роль в разработке решений отводилась информатизации процесса управления. Благодаря информатизации местные органы власти обобщили информацию о ситуации в районе. Были использованы информационные базы, содержащие сведения о социально-демографических характеристиках граждан, общественных организациях, потреблении ресурсов, экологическом состоянии в районе и др.
Результатом анализа всех вышеперечисленных факторов стали решения о проведении работ по дальнейшему развитию общественной инфраструктуры (социально-культурной, инженерной, транспортной), улучшению архитектурного облика и повышению качества застройки города, а также по его благоустройству и озеленению. К реализации мероприятий привлекались муниципальные предприятия, общественные организации, частные предприниматели и др.
Основными критериями оценки проведенных работ являлись:
-достигнутые успехи и намечаемые планы и программы развития и формирования объектов общественной инфраструктуры, благоустройства и озеленения населенных пунктов, в том числе за счет собственных ресурсов муниципального образования;
-наличие утвержденной градостроительной документации (схем градостроительного планирования развития территорий, генеральных планов), утвержденных правил застройки и землепользования, правил благоустройства и другой нормативно-правовой документации, регламентирующей градостроительную деятельность на территории населенных пунктов;
-обеспеченность населения зелеными насаждениями (кв.м на 1 жителя населенного пункта по отношению к нормативным требованиям);
-обеспеченность улично-дорожной сети населенных пунктов твердым покрытием (в процентах) от общей протяженности улично-дорожной сети населенных пунктов;
-состояние и качество благоустроенности населенных пунктов (фактическое выделение средств из всех источников на одного жителя населенного пункта на проведение работ по благоустройству населенного пункта);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7