Рефераты. Система методов управления персоналом p> Поведение - совокупность взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к внешней среде. Поведение человека можно представить в виде синусоиды колебаний или броуновского движения внутри достаточно широкого поля, образованного моральными нормами, принятыми в той социальной группе (коллективе, семье), к которой принадлежит человек.
Общественная мораль зависит от экономического строя общества, национальной принадлежности, социального класса, уровня жизни, образования и ряда других признаков, формирование общественной морали исторически на протяжении многих тысячелетий осуществляет религия и фиксирует в священных писаниях
(Библия, Коран) в виде образцов поведения Бога, ангелов и дьявола. Это позволяет нам предложить классификацию пяти основных форм поведения человека в социальной группе: [1]
( «ангельское», настроенное на образцы сверхъестественного поведения, отрицание зла и насилия, фетишизацию принципа «человек человеку друг, товарищ и брат». Очень мало людей в обществе могут быть отнесены к данной форме поведения;
. высокоморальное, провозглашающее человеческую добродетель, соблюдение только высоких принципов поведения (честность, порядочность, бескорыстие, щедрость, мудрость, искренность и др.). Во всех государствах носителями высокой морали считаются аристократия, священнослужители и интеллигенция;
. нормальное, построенное на выполнении принципов общественной морали, допускающее отклонения и недостатки, признающее диалектическое единство добра и зла, власти и денег. В зоне нормального поведения находится большая часть общества и трудового коллектива;
. аморальное поведение свойственно людям, постоянно нарушающим моральный кодекс общества. Личные интересы, мотивы и потребности люди данного типа ставят выше сложившихся норм в социальной группе, они не чувствуют угрызений совести при нарушении закона и религиозных заповедей.

Аморальное поведение свойственно отсталой части трудового коллектива

(пьяницам, бездельникам, прогульщикам, бракоделам), которые со временем переходят в преступную среду или пополняют ряды изгоев общества

(«бомжей»)
. «дьявольское», т.е. абсолютно аморальное, противоправное и противоречащее закону, исключающее соблюдение общественной морали, противостоящее «ангельскому» поведению. В религии хорошо описаны образы дьявола (сатаны и черта). Такое поведение демонстрируют некоторые представители преступного мира (убийцы, насильники).

Классификация людей по приведенным выше формам поведения позволяет правильно подобрать способы психологического воздействия (табл. 1).

Табл. 1

Поведение и способы воздействия

|Поведение |Способы воздействия |
|«Ангельское» |Подражание, совет, просьба, похвала, комплимент |
|Высокоморальное |Подражание, побуждение, совет, просьба, похвала, |
| |намек |
|Нормальное |Внушение, вовлечение, убеждение, побуждение, похвала,|
| |просьба, порицание, плацебо, метод Сократа |
|Аморальное |Принуждение, осуждение, убеждение, требование, |
| |внушение, «взрыв» |
|«Дьявольское» |Принуждение, осуждение, наказание, «взрыв», |
| |запрещение |

Итак, социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов из перечисленных выше.

Нестабильность экономического состояния предприятия, финансовые трудности, несвоевременная выплата заработной платы, длительное простои, конечно, не способствуют поддержанию хорошего социально-психологического климата, т.к. руководитель значительно больше времени вынужден уделять не человеческому общению и функциям управления персоналом, а непосредственно производству, маркетингу, финансам, т.е. другим функциям. [6]

Примером социально-психологических методов управления может служить удовлетворение и стимулирование персонала. Чтобы сохранить хороших работников следует следить, чтобы они были счастливы и довольны, стараться их стимулировать для лучшего выполнения ими работы, что, в свою очередь, принесёт пользу компании.

Владелец малого бизнеса может сохранить своих работников и сделать их довольными, например, создав благоприятную рабочую обстановку. Следует продумать, достаточны ли отопление, вентиляция, освещение? Работники будут недовольны, если они должны работать в жарком, душном помещении. Также необходимо подумать о планировке помещения: имеет ли каждый работник своё собственное рабочее место, является ли оборудование офиса современным и лёгким в эксплуатации, могут ли работники удобно сидеть за своими столами на стульях, которые не будут вызывать болей в спине и т.д. Особенно надо подумать о рабочей обстановке, если на предприятии работают инвалиды. Для слепых и слабовидящих работников необходимо, чтобы коридоры и проходы не имели препятствий. Для работников с ослабленным зрением письменные документы должны быть увеличены с помощью ксерокса, любые знаки и объявления написаны ясно и четко.

Глухие или слабослышащие работники будут рады использованию такого оборудования, как мигающие лампочки, наушники или усилители. Для работников, которые ходят с трудом или прикованы к креслам-каталкам, нужно предусмотреть пандусы с перилами на определенной высоте, широкие дверные проемы; чистые нескользкие полы; обозначения, инструкции, палки, выключатели и ручки на удобной высоте, а также приспособленные туалеты и ванные комнаты. Этот список ни в коем случае не является исчерпывающим.
Наилучший способ решить, как удовлетворить потребности инвалида, — это поставить себя на его место. Например, почему бы не провести рабочий день в кресле-каталке, чтобы обеспечить хорошую рабочую обстановку для инвалида.

Если рассмотреть опыт зарубежных стран в управлении персоналом предприятия, то японский стиль управления кадрами отличает проявление уважения к человеку, формирующееся за счёт системы пожизненного найма, незначительной дифференциации продвижения по службе, а также систематического обучения и вовлечения персонала в управление . Система пожизненного найма ценна созданием у персонала ощущения того, что «все в одной лодке». При этом для персонала существует много возможностей продвижения на верх и повышения заработной платы. Но дифференциация работников незначительна, поэтому они считают добросовестную работу выгодной. С другой стороны, акцент на обучение и расширение возможностей участия в управлении улучшает понимание роли своего труда. Эти факторы приводят к высокой производительности, восприимчивости к нововведениям и в конечном счёте к высокой конкурентоспособности на мировых рынках.

Заключение

Исходя из проведённых мною исследований данной темы, я пришёл к следующим теоретическим выводам:

Обобщение опыта отечественных и зарубежных предприятий позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития. В соответствии с этим формируется система управления персоналом предприятия. В качестве базы для её построения используются методы, разработанные наукой и апробированные практикой.

Различают три метода управления персоналом:
. Административный метод (организационно-распорядительный);
. Экономический метод;
. Социально-психологический метод.

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «метод кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника». Социально- психологические методы базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».

В реальной жизни на практике не применяется только какой-либо один из метод управления персоналом. Руководители предприятия при работе с персоналом “смешивают” все три метода, для того чтобы добиться оптимальной отдачи от своих подчинённых и, тем самым, добиться успехов в своей деятельности.

-----------------------

Штатное расписание

Положения о подразделениях

Должностные инструкции

Организация рабочего места

Устав предприятия

Коллективный договор

Правила трудово- го распорядка

Оргструктура управления

Распоряди-

тельные воздействия

Приказы

Распоряжения

Указания

Инструкти-рование

Настав-ления

Целевое планирование

Нормирование труда

Координация работ

Контроль исполнения

Материальная ответственность и взыскания

Ответственность за задержку трудовой книжки

Добровольное возмещение ущерба предприятию

Удержания из зарплаты

Депреми-рование

Полная материальная ответствен-ность

Коллективная мат. ответственность

Дисциплинарная ответственность и взыскания

Замечание

Выговор

Строгий выговор

Понижение в должности

Увольнение

Административная ответственность

Предупреж-дения

Штрафы

Возмездное изъятие предметов

Административный арест

Исправительные работы

Плановое ведение хозяйства

Свободное предпринимательство

План экономического развития

Портфель заказов

Критерий эффектив-ности

Конечные результаты

Хозяйственный расчёт

Самостоя-тельность

Самоокупае-мость

Самофинан-сирование

Экономи-ческие нормативы

Фонды стимули-рования

Оплата труда

Должностной оклад для служащих

Трифная ставка для рабочих

Дополнительная зарплата

Вознаграждение

Премия

Рабочая сила

Рыночное ценообра-зование

Ценные бумаги

Налоговая система

Формы собственности

Фазы воспроиз-водства товара

Рынок труда

Спрос (потребность)

Наличие (численность)

Стоимость рабочей силы

Уровень жизни

Стоимость

Цена

Себестои-мость

Доход

Прибыль

Акции

Облигации

Векселя

Кредитные карты

Дивиденды

На фонд оплаты труда

Подоходный налог

НДС

Налог на прибыль

Прочие налоги

Государственная (федеральная)

Муници-пальная

Частная

Общественная

Интел-лектуальная

Производ-ство

Обмен

Распределе-ние

Потребле-ние

Социологические методы управления

Социальное планирование

Цели

Критерии

Методы

Норма-тивы

Резуль-таты

Социологические методы исследования

Анкети-рование

Интер-вьюирование

Социометрия

Наблю-дение

Собеседование

Личностные качества

Деловые качества

Мораль-ные качества

Достоин-ства

Недостатки

Мораль

Партнёрство

Соревнование

Общение

Переговоры

Конфликты

Государ-ственная

Общест-венная

Религи-озная

Групповая

Личная

Деловое

Дружес-кое

По увлечению

Семейное

Сексуальное

Принципы

Критерии

Методы

Формы

Организация

Межлич-ностное

Личност-ное

Вербальное

Невер-бальное

Структура

Техника

Методика

Технология (приёмы)

Результаты

Межлич-ностные

Личност-ные

Ролевые

Деловые

Семейные

Психологические методы управления

Психологическое планирование

Цели

Критерии

Методы

Нормативы

Результаты

Отрасли психологии

Психофизиология

Психоанализ

Психоло-гия труда

Психология управления

Психотерапия

Типы личности

Организаторский

Аналити-ческий

Инже-нерный

Творчес-кий

Интуи-тивный

Темпераменты

Сангвинический

Флегматический

Холерический

Меланхолический

Характер человека

Черты характера

Экстраверт

Интроверт

К окружающей действительности

К другим людям

К себе

К работе

Отношения человека

Направленность личности

Интеллектуальные способности

Методы познания

Психологические образы

Способы психологического воздействия

Потребности

Интересы

Мотивы

Убежде-ния

Мировоз-зрение

Уровень интеллекта

Мышление

Сознание

Память

Логистика

Твор-чество

Анализ

Синтез

Индукция

Дедукция

Ощущения

Восприятие

Историчес-кие

Художест-венные

Графичес-кие

Визуаль-ные

Знаковые

Внуше-ние

Убеждение

Подра-жание

Просьба

Похвала

Совет

Принуждение

Осуждение

Требова-ние

Запреще-ние

«Плацебо»

Порицание

Компли-мент

Метод Сократа

Намёк

Обманутое ожидание

«Взрыв»

Поведение

«Ангельское»

Высокомо-ральное

Нормальное

Аморальное

«Дьяволь-ское»


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.