Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет
Факультет «Экономики и менеджмента»
Кафедра «Стратегический менеджмент»
Отчет
по экономической практике менеджмента
Система менеджмента качества ТОО «Дормаш»
Выполнил:
студент гр.3075/3
Руководитель практики:
к.э.н., доцент Л.И.Горчакова
Санкт-Петербург
2010
1 Изучение плановых и фактических показателей производства товарной продукции, работ и услуг фирмы за 2010 год
2 Изучение деятельности отдела менеджмента качества
3 Анализ системы менеджмента качества
4 Изучение политики и целей в области качества ТОО «Дормаш» на 2010 год. Выявление способов достижения целей
5 Анализ показателей качества продуктов и процессов
1 Глава первая
1.1 Описание компании
1.2 Миссия компании
1.3 Основные направления деятельности
1.4 Организационная структура компании
2 Глава вторая
2.1 Характеристика отдела менеджмента качества
2.2 Политика ТОО «Дормаш» в области качества
3 Глава третья
3.1 Поставленные задачи
3.2 Решение задач и краткие выводы
Глава 1
ТОО «Дормаш» организовано 24 июля 1998 года на базе бывшего производственного объединения «Ремдортехника», специализировавшегося на капитальном ремонте тяжелой дорожной техники и изготовлении вагон-домов.
В настоящее время на предприятии работает 170 высококвалифицированных специалистов со стажем работы до 30 лет.
ТОО «Дормаш» является лауреатом международной премии Знак почета «Лидеры национальных экономик» среди стран СНГ и в 2008ом году получает сертификат соответствия системы менеджмента качества ИСО 9001. «Дормаш» принимает участие в международных и республиканских выставках с целью заключения партнерских соглашений с иностранными и казахстанскими сельхозтоваропроизводителями, предприятиями автодорожной и железнодорожной отраслей.
1. Общественная - вклад организации в общественные дела, а также решение тех или иных общественных вопросов и проблем.
2. Потребительская - удовлетворение определенных потребностей своих клиентов. Принятие во внимание запросов поставщиков и компаньонов.
3. Организационная или административно-территориальная - удовлетворение потребностей определенной организационной системы, составной частью которой является данная компания.
4. Коммерческая - соблюдение условий стабильного развития компании, в том числе посредством удовлетворения конкретных запросов участников и совладельцев компании.
5. Повышение лояльности сотрудников компании путем различных мотивирующих инструментов.
Профилирующей продукцией завода по-прежнему являются мобильные здания (вагон-дома) строительного, жилого и офисного назначения, охотничьи домики. Отопление, освещение, водоснабжение, санузлы, а также мебель в мобильных зданиях комплектуется в соответствии с пожеланиями заказчика.
ТОО «Дормаш» изготавливает мачтовые подъемники, бетономешалки (100 литров, 250 литров), грузозахватные приспособления (стропы концевые, петлевые), нестандартное элеваторное оборудование, зерноочистительные машины, а также запасные части и двигатели для сельскохозяйственной техники, производит монтаж и наладку весового оборудования, строит АЗС не только для собственных нужд, но и для сторонних заказчиков.
ТОО «Дормаш» производит капитальный ремонт гидропередачи УГП-230 (для тепловозов ТГК-2 и Дрезин ДГКУ); КПП К-700, «Енисей»; гидроусилителей К-700, МТЗ-80, Т-40, ЗИЛ-130, КамАЗ; насосов-дозаторов; гидронасосов шестеренчатых; гидронасосов аксиально-поршневых; гидрораспределителей; гидромоторов аксиально-поршневых; двигателей пусковых; компрессоров воздушных для автотракторной техники; электродвигателей асинхронных; трансформаторов сварочных; сварочных генераторов (диодных).
На все виды товаров и услуг, производимых ТОО «Дормаш», имеются лицензии.
Схема 1. Организационная структура компании
Столовая
Расшифровка названий подразделений в схеме 1:
1) МНУ - монтажно-наладочное управление
2) ТБ и ОТ – отдел техники безопасности и охраны труда
3) ОТК – отдел технического контроля
4) ПЭО – планово экономический отдел
5) АЗС – автозаправочная станция
Глава 2
Система менеджмента качества ТОО «Дормаш» разработана и внедрена в соответствии с требованиями СТРК ИСО 9001-2001. СМК направлена на достижение целей, определенных политикой предприятия в области качества. СМК организована таким образом, чтобы на всех этапах жизненного цикла и стадиях производства продукции или оказания услуг:
1) не допускать (предупреждать) возможность появления несоответствий производства продукции;
2) обеспечивать выявление всех несоответствий в процессах и самой СМК;
3) обеспечивать оперативное выявление причин появления несоответствия;
4) устранять причины несоответствий, не допуская их повторного появления за счет оперативной разработки и реализации корректирующих действий;
5) обеспечивать непрерывное улучшение качества проводимых работ, совершенствование СМК и ее процессов.
СМК ТОО «Дормаш» устанавливает последовательность и взаимодействие процессов управления, обеспечения ресурсами, процессов жизненного цикла производства продукции или оказания услуг и процессов измерения.
В 3-4 квартале 2009 года проводилась доработка и пересмотр документов СМК. Деятельность персонала ТОО, оказывает влияние на показатели качества продукции или услуги, осуществляется на основе документированных процедур СМК (РК, документированные процедуры, рабочие и должностные инструкции, положения о подразделениях).
Цели в области качества установлены по ТОО и детализированы по подразделениям. Они являются измеряемыми и совместимыми с политикой в области качества ТОО. Осуществляется управление документацией с целью своевременного обеспечения подразделений ТОО необходимой, актуализированной документацией и информацией.
Для подтверждения соответствия СМК установленным требованиям и эффективности СМК в ТОО определен порядок управления записями. Проведение кадровой политики, направлено на постоянное повышение квалификации сотрудников, заинтересованность их в результатах труда. В планах перспективного развития значительное место стратегические цель ТОО в области качества.
Ежегодные планы деятельности включают текущие цели по качеству. Ежегодный план использования ресурсов составляется с учетом установленных целей по качеству. Проводится анализ предоставляемых данных по качеству. С целью привлечения потребителей, в ТОО ведется работа по изучению их потребностей и ожиданий.
Постоянно ведется работа по изучению рынка производства продукции и качества услуг, анализу тенденций его развития с тем, чтобы предугадать запросы потребителей.
Также в ТОО определены внутренние поставщики и потребители, отношения между которыми строятся на тех же принципах, что и с внешними потребителями.
Политика и цели ТОО разрабатываются с учетом результатов этих работ. На основе политики в области качества в каждом подразделении устанавливаются определенные цели по качеству изготавливаемой продукции или оказываемых данным подразделением услуг. Достижение данных целей ведет к выполнению политики ТОО в области качества. Планирование СМК является составной частью общего планирования деятельности ТОО.
Для поддержания СМК в рабочем состоянии и обеспечения уровня качества производства продукции или оказания услуг, установлены требования к людским ресурсам, инфраструктуре, производственной сфере. Штат ТОО устанавливается в зависимости от объемов выполняемых работ с учетом обеспечения необходимого качества производства продукции или оказания услуг. Для каждого подразделения устанавливаются нормы использования расходных материалов (в зависимости от видов и объемов выполняемых работ). В каждом подразделении предприятия ведется учет полученных ресурсов, их состояния и использования.
Для обеспечения необходимого качества производства продукции или оказания услуг ведется работа по подготовке квалифицированных и компетентных специалистов.
Потребность ТОО в специалистах определенной квалификации, в необходимости прохождения персоналом определенного вида обучения устанавливается ежегодно при разработке соответствующих планов.
Для повышения эффективности работы персонала руководством ТОО разработан механизм мотивации. В основе мотивации положен принцип предоставления работникам ТОО возможностей для реализации личных целей за счет добросовестного отношения к труду.
Созданы, постоянно поддерживаются и улучшаются условия для нормальной работы персонала – санитарно-гигиенические условия, требования безопасности, охраны труда и т.д.
В распоряжении работников ТОО находится фонд документации, который обеспечен необходимыми стандартами и другой нормативной и методической документацией.
Работоспособность персонала обеспечена производственными условиями труда, соответствующими требованиями системы стандартов безопасности труда и санитарным нормам и правилам.
Система качества ТОО «Дормаш» базируется на долгосрочной стратегии постоянного повышения качества выпускаемой продукции и услуг и направлена неукоснительное соблюдение требований Заказчика к продукции предприятия. Такая политика принята для того, чтобы сформировать у потребителя доверие к продукции ТОО и чувство удовлетворения от пользования ею.
Залогом успешной реализации политики ТОО «Дормаш» в области качества является четкая определенность и согласованность действий всех служб подразделений и сотрудников, их нацеленность на возможно более полное и эффективное выполнение возложенных на них задач в интересах предприятия, понимание каждым сотрудником того, что успешная работа является основой их благополучия.
Эффективное функционирование и развитие системы менеджмента качества (СМК) ТОО «Дормаш» обеспечивается ее взаимодействием со всеми видами деятельности предприятия и базируется на следующих принципиальных положениях:
1) проведение кадровой политики, направленной на постоянное повышение квалификации сотрудников, заинтересованность их в результатах труда;
2) совершенствование управления с использованием современных методов и информационных технологий;
3) рациональное использование всех ресурсов компании.
Глава 3
Работа системы менеджмента качества ставит перед собой цель увеличить возможности для повышения удовлетворенности потребителей продукции ТОО. Для принятия оптимальных решений по улучшению деятельности ТОО большое значение имеют результаты измерений (контроля) и анализа показателей качества продукции и процессов, осуществляемых в ТОО. Поэтому процессы контроля, анализа и улучшения регламентируются в документах ТОО. Отсюда мы имеем следующие поставленные передо мной задачи:
6 проведение анализа показателей качества продукции и процессов на основе плановых и фактических показателей производства товарной продукции, работ и услуг фирмы за 2010 год;
7 изучение политики, целей ТОО «Дормаш» на 2010 год и постановка способов достижений их.
3.2 Решения задач и краткие выводы
Для решения первой поставленной задачи я использовал документации (отчетность) отдела по планированию, а именно – отчетность по плановым и фактическим показателям производства товарной продукции, работ и услуг фирмы за 2010 год.
Итак, проведя некоторый свод-анализ, я выявил что, за период с 01.01.2010 по 30.06.2010 нижеперечисленные отделы имеют следующие показатели:
1) Расчет показателей процесса в подразделении ТО:
Качество выполненных работ - 96%.
Выполнение целей в области качества – 90%.
Результаты внутреннего аудита – 2 несоответствия.
2) Расчет показателей процесса в подразделении ПЭО:
Объем производства - 106,4%.
Осуществление деятельности по планированию происходит ежемесячно.
Выполнение целей в области качества – 106,4%.
Результаты внутреннего аудита – 1 несоответствие.
3) Расчет показателей процесса Участок №1:
Выполнение планируемых работ – 105%.
Выполнение целей в области качества – 98%.
4) Расчет показателей процесса Маркетинга:
Бесперебойное снабжение производства 98%.
Качество закупленного сырья и материалов 99%.
Выполнение целей в области качества – 100%.
5) Расчет показателей процесса МНУ:
Выполнение планируемых мероприятий – 103%.
Качество выполненных работ - 98%.
Выполнение целей в области качества – 96%.
Результаты внутреннего аудита –2 несоответствия.
6) Расчет показателей процесса Участок №2:
Выполнение планируемых работ – 102%.
Краткий вывод: Объем производства, выполнение целей в области качества, осуществление деятельности по планированию, результаты внутренних аудитов, бесперебойное снабжение производства, качество закупленного сырья и материалов, бесперебойная работа оборудования, выполнение планируемых работ, качество выполненных работ, оценивается как ХОРОШЕЕ.
Для решения второй поставленной передо мной задачи мне было изложена основная политика и поставленные цели. Моей задачей заключалось выявить способы достижения поставленных целей. Решение приведено в Таблице 1.
Таблица 1. Цели в области качества и способы достижения их
Политика
Цели
Способы достижения цели
Внедрение и поддержание на предприятии системы качества, соответствующей международному стандарту ИСО серии 9001
Поддержание соответствия СМК ТОО.
Подготовка к проверке СМК на соответствие СТ РК ИСО 9001-2001 (срок 4 квартал 2009 год)
а) доработка и пересмотр документов СМК
б) проведение внутреннего аудита в ТОО
Проведение кадровой политики, направленной на постоянное повышение квалификации сотрудников, заинтересованность их в результатах труда
а) повышение
удовлетворенности сотрудников
б) обеспечение необходимой компетенции персонала
а) удержание фонда оплаты труда на уровне 2009 года.
б) проведение обучения персонала
Соблюдение требований заказчика к продукции ТОО
а) исследование рынка
б) выявление требований потребителей
а) заключение долгосрочных договоров потребителей
б) отчет по анализу рынка
в) проведение опросов потребителей в удовлетворенности качества продукции
Рассматривать качество продукции
Усилить контроль за выпускаемой продукцией в процессе ее производства
Разработать графики комплексной проверки качества выпускаемой продукции
Поддерживать благоприятный морально-психологический климат в ТОО
Разработка социальной политики предприятия
Повышенное внимание к персоналу
Обеспечивать подразделения ресурсами и условиями труда
а) улучшение инф-ры
б) увеличение объемов производства
в) внедрение новых технологий
а) увеличить объем производства и услуг к 2011 году на 10%
б) обновление компьютерного парка на 20%
Краткий вывод: в целом проведенный мной анализ соответствовал политики предприятия и был благосклонно принят главным инженером по метрологии ТОО «Дормаш».