Развивать у своих подчинённых уверенность в себе, в своих силах. «Критика подобна голубям», если она не по существу, не несёт в себе предложений по улучшению той или иной ситуации. Как много у нас начальников, грубых и нетактичных, допускающих оскорбление сотрудников в присутствии коллег. Похвала и признание крайне необходимы любому человеку. Это наделяет смыслом его работу, его жизнь. Потребность человека в признании и причастности, например, к общему делу, у Абрахама Маслоу, аналогичны потребностям роста у Клейтона Альдерфера. Очень важно, использовать одобрение, взаимопомощь, похвалу, развивая уверенность людей в своих силах, повышая их самооценку.
Третьим и одним из важных принципов является воспитание последователей. Нет незаменимых должностей и людей. В компаниях, где серьёзно относятся к обучению персонала, всегда на замену есть квалифицированные люди. Ротация персонала – средство, обогащающее в процессе труда опыт и результат, как сотрудника, так и всей компании в целом, так как открывается новое видение по решению тех или иных поставленных задач, с позиции рассмотрения её новым человеком на новом месте и под новым углом зрения. Гарднер подчёркивает: « Если у лидера есть желание развивать людей, он найдёт способ, как это сделать. Эксперты всё чаще советуют: «привлекайте сотрудников к принятию решений», «делегируйте полномочия»,
« передавайте ответственность», « расширяйте их кругозор», « производите регулярную ротацию». Главное здесь – установка на реальное содействие успеху других людей» [3; с. 85].
Партнёрское отношение к сотрудникам содержит в себе четвёртый принцип. Используя позитивный настрой, модель общения « Я хороший, ты - хороший» можно добиться полноценного взаимодействия с людьми. Коллектив должен чувствовать, что от него зависит настоящее и будущее и компании, так и будущее каждого взятого в отдельности человека. Успех компании напрямую зависит от успехов её членов. « Следует сформировать у сотрудников широкое понимание бизнеса, чтобы они знали не только своё непосредственное направление деятельности, но и работу компании в целом: цели, ключевые факторы успеха, корпоративную культуру, конкурентную политику и способы получения прибыли. Только так сотрудники почувствуют, что их участие в деятельности компании реально и они свободны в выражении своих мыслей и идей, даже выходящих за рамки их должностных или выполняемых в команде обязанностей [Его же]. Сотрудники должны ждать встречи с руководителем, руководитель – лидер должен быть всегда положительно настроен и нести оптимизм.
Специалисты по управлению часто упоминают четыре принципа Никколо Макиавелли, которые, по мнению Р. Ходжеттса, оказали влияние на развитие менеджмента, хотя были созданы в эпоху Возрождения: 1) авторитет, или власть лидера, коренится в поддержке сторонников; 2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) лидер - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.
Резюмируя, можно сказать, что аксиомы лидерства Роба Гоффи и Гэрета Джонса, и главные принципы Марвина Бауэра и Макиавелли частично соприкасаются во взгляде на вопрос, какое отношение должно быть у лидера к коллективу и каким он должен быть сам.
Какие качества делают человека пригодным к лидерству? Что в нём есть такого особенного? Что значит эффективно управлять?
Среди первых исследований вопросов поведения лидера характерно положение, что лидер имеет врождённые черты для результативного руководства, в любой ситуации он обладает и проявляет эти качества, то есть поведение его строиться в зависимости от его окружения, от ситуации, складывающейся в тот или иной момент деятельности. Поэтому «исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от нелидеров» [5; с. 468]. Довольно большой список выявленных качеств был составлен и присоединял всё новые и новые качества, добавляемые новыми исследователями. В 1948 г. Ральф Стогдилл и 1959г. Ричард Манн попытались суммировать известные ранее сведения и на их основе сгруппировать наиболее значимые качества. Стогдилл приводит пять основных, таких как: уверенность в себе, ум или интеллектуальные способности, господство или преобладание над другими, активность и энергичность, знание дела. Но они не дают объяснения появления лидера. Многие люди, обладающие этими качествами, так и не сумели стать лидерами. Стогдилл сделал вывод, с которым бы согласились учёные-бихевиористы, что « человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств» [13; с.542].
Английские консультанты по управлению Майк Вудкок и Дейв Фрэнсис на первый план выдвигали фигуру индивидуального менеджера, его личность и судьбу. В списке способностей для эффективного управления они приводили: способность управлять собой, разумные личные ценности, чёткие личные цели, упор на постоянный личностный рост, навык решать проблемы, изобретательность и способность к инновациям, высокая способность влиять на окружающих, знание современных управленческих подходов, способность руководить, умение обучать и развивать подчинённых, способность формировать и развивать эффективные рабочие группы. Они считали, что достаточно выявить ограничения (их они приводят их одиннадцать), сдерживающие потенциал и результаты работы « системы», то есть организации в целом, преодолеть их, и выработать правильные действия для эффективного управления. «Наша теория предлагает в качестве быстрейшего и наиболее практичного способа осуществления ускоренного саморазвития изучение, осознание и преодоление ограничений, препятствующих успеху и личному росту» [7; с. 20].
Марвин Бауэр, в своей книге « Курс на лидерство» определяет качества, которые необходимы руководителям в управлении бизнесом. Среди них: честность, как способ завоевания доверия коллектива, справедливость, скромность, умение слушать, восприимчивость к новому, способность чувствовать людей и ситуации, инициативность, здравый смысл, широта взглядов, гибкость и адаптивность, способность принимать качественные и своевременные решения, способность мотивировать, оперативность, собственноличный пример.
Говарду Бехарму, одному из руководителей компании Starbuks принадлежат слова: «Наш бизнес - это люди, которым мы подаём кофе, а не кофе, который мы подаём людям» советует помнить 10 принципов лидерства и использовать в своей работе.
«Всегда носить свою шляпу - залог успеха» [4; с. 17].
Первый принцип звучит: Самосознание - всегда носить одну и ту же шляпу. Сказать иначе - быть самим собой, с самим собой в ладу, «найти свою шляпу». В любой ситуации всегда есть выбор. Конечно, постоянно необходимо лидеру меняться, но оставаться только в своей шляпе.
Это утверждение перекликается с ранее приведённым утверждением Роба Гоффи и Гэрета Джонса.
2. Понимание целей: делать то, что правильно, а не то, что хорошо для карьеры. Любить свою работу и стремиться в высшей цели.
« Какие бы трудности не вставали у вас на пути, - пишет Говард Бехар, - компания платит вам за то, чтобы вы знали, как с ними справиться. Если не знаете, вам всё равно платят за то, чтобы вы это знали, - так что придётся узнать».
3. Самостоятельность: тот, кто подметает пол, вправе выбрать веник. Позволяйте себе и другим творчески мыслить и принимать самостоятельные решения, удовольствие от работы будет расти с каждым днём.
4. Чуткость: забота должна быть неподдельной.
5. Умение слышать правду: у стен есть голос. Прислушивайтесь, что говорят сотрудники, клиенты, и даже к тому, что не высказывается вслух.
6. Откровенность: только правда звучит правдоподобно.
7. Активность: мыслить как человек действия, действовать как человек мысли.
«Найдите лучшее соотношение энтузиазма, целеустрёмлённости и постоянства» [Там же].
8. Противостояние трудностям: мы, прежде всего люди. Люди должны быть всегда на первом месте.
9. Авторитет: спокойный и негромкий голос посреди оглушительного шума.
Интересен взгляд на честность Макиавелли. «…Людям свойственно стремиться быть честнее, чем они есть на самом деле, как и казаться лучше, чем они есть. Но если правитель выдает желаемое за действительное, то он добровольно хочет обманываться. Между тем, как живут люди, и тем, как они должны жить, дистанция огромная. Чаще всего терпит крушение честный правитель, ибо он мерит людей на свой аршин, т.е. представляет их лучше, чем они есть. В отличие от него умный правитель изучает то, что есть в действительности», - пишет Кравченко в своей работе.
Современные авторы Роб Гоффи и Гэрет Джонс, предлагают идею о том, что быть лидером - значит быть собой. Они излагают мнение совершенно противоположное теории черт личности. « Эффективный лидер – это тот, кто знает свои индивидуальные особенности, которые могут быть ему полезны как лидеру, и пользуется ими с умом. Лидеру нужно выявить свои отличительные особенности, несущие смысл для его последователей» [6; с. 23].
Три важнейших свойства должны быть у подлинного лидера: его слова никогда не расходятся с делом, он проявляет связность в исполнении своих ролей (у него есть всегда истинное лицо, сколько бы ролей он не выполнял), он находится в согласии с собой, и, следовательно, непротиворечив и неподделен.
Когда мы встречаемся с тем или иным руководителем, мы сразу бессознательно отмечаем его манеру держаться, говорить, наблюдать, манеру вести себя в обществе при формальном и неформальном общении. Не так часто мы отмечаем, что этот человек мастер своего дела, что мы хотели бы смотреть на этого человека и жадно впитывать то, как он умеет всё делать, как он умеет привлечь и увлечь людей за собой, кем бы и чем бы он не руководил. Способов привлечь к себе внимание достаточно. Кто-то безупречен в вопросах этики и предпочитает свой стиль одежды, например, носит длинные волосы, яркий галстук и прекрасно знает родной язык, кто-то гордится своим происхождением, и умеет использовать шутку и резкое словцо с подчинёнными, но заботится о своих коллегах не меньше, ставя на первое место их работу и личные заботы. Но далеко не все могут использовать свои привлекательные, особенные качества в выгодном для себя свете и в нужное время.
Чтобы познать себя требуется ко времени достаточно желания, на это может уйти вся жизнь человека. В бизнесе же надо оставаться собой в любой ситуации, иметь способность оценить текущий момент и принять решение, своё решение.
Поэтому, первое, что необходимо руководителю, нужно выяснить, в какой обстановке проявляются его отличительные особенности, какие черты нравятся окружающим.
Второе. По мере того, как будут накапливаться знания о себе постараться никому не подражать, работать над своим « Я», и вести себя, соответственно выработанных для себя этих самых отличий. « Мы отмечали, что вовсе не обязательно обладать полным и даже глубоким знанием себя. Такое знание приобретается и оттачивается по мере того, как лидер трудится и общается со своими последователями. Вот в чём, вероятно, разница между осведомлённостью о себе и знанием себя. Со временем лидеры понимают, что работает на них, но им вовсе не обязательно понимать, как и почему именно, до тех пор пока они достигают желаемого. Да и, по нашему опыту, мало кто изучил себя настолько глубоко» [7; с. 24].
Мы каждый день имеем дело с продуктами компании Microsoft, и не можем не признавать такую яркую личность, как Билл Гейтс. Его имя становится нарицательным, когда мы говорим об увлечённых информатикой и программированием людях. Особенность этого человека в том, что он компьютерный гений, фанат, знаток своего дела. Многие отмечают его странное поведение в обществе, его некую чокнутость, но это не мешает ему без слов сообщать нам нечто важное о себе и компании Microsoft. Это уже стиль, приём, которым со временем он научился искусно пользоваться.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5