Рефераты. Роль прогнозирования и планирования в системе управления

Перспективное планирование - планирование на период упреждения, близкое длительности одного отдельно взятого из циклов товара (изделия), а именно циклов разработки, рыночного или жизненного циклов, и имеющее в качестве объекта планирования предприятие в целом, действующее на одном сегменте рынка.

Текущее планирование - планирование в пределах одного из этапов жизненного цикла или сферы деятельности одного из производств, контуров управления или подразделения предприятия. План предприятия сферы сервиса, обобщающий множество текущих планов подразделений, тоже будем называть текущим[3].

Оперативно-календарным называется планирование с периодом упреждения, не превышающим длительность одной из фаз одного этапа жизненного цикла, рассматривающее в качестве объекта планирования элемент подразделения организационно-производственной системы или элемент изделия. Планы подразделений и организационно-производственной системы, обобщающие множество оперативно-календарных планов, тоже назовем оперативно-календарными.

Такая последовательность выполнения различных элементов (типов методов прогнозирования — планирования) единого комплекса работ по прогнозированию и планированию деятельности предприятия сферы сервиса определяется необходимостью принятия решений по достижению целей организации и последовательностью раскрытия неопределенностей оценки возможных состояний внешней рыночной среды и собственно организационно-производственной системы при подготовке этих решений. В результате выполнения этого комплекса работ должен обеспечиваться баланс распределения ресурсов и усилий между теми из них, которые направляются на обеспечение развития и обеспечение выполнения текущей деятельности предприятия.

Нарушение этапности комплекса работ «прогнозирование-планирование», пропуск отдельных этапов этого процесса приводит к тому, что на входе этапа, следующего за пропущенным этапом, увеличивается доля неопределенных условий и, как следствие, по нашему мнению, может:

1) нарушаться баланс между стратегической, перспективной, текущей, оперативной деятельностью предприятия сферы сервиса;

2) снижаться эффективность принимаемых решений;

3) повышаться риски в управлении.

Поисковое прогнозирование состоит в определении желаемых состояний в будущем (целей организационно-производственной системы) и вероятностей их достижения (снимается неопределенность в знаниях о внешней среде).

Нормативное прогнозирование состоит в определении путей (сценариев) достижения желаемых состояний в будущем (целей организационно-производственной системы), уточнении перечня ресурсов для реализации конкретного пути достижения поставленных целей в соответствующих количествах по каждому виду ресурса.

Таким образом, определив основные категории прогнозирования и планирования, представляется возможным в качестве основных отличий прогнозирования от планирования назвать следующие:

1) прогнозирование осуществляется в условиях с большой долей неопределенности или случайности;

2) объектом прогнозирования чаще всего являются совокупность организационно-производственной системы и внешней среды;

3) прогнозирование в большей степени ориентировано на исследование развития внешней среды организационно-производственной системы, рассматривает предприятие или его элемент как некую целостность, носит системный характер;

4) прогнозирование позволяет определить:

— возможные состояния внешней среды;

— перечень и вероятности достижения возможных целей

5) при прогнозировании в связи с большим периодом упреждения и неопределенностью используются более общие межотраслевые расчетные или экспертные нормы;

6) прогнозирование в большей мере носит информационный, консультативный характер, принятие решения необязательно.

Планирование отличается от прогнозирования тем, что:

1) планирование осуществляется в детерминированных условиях планирование в большей степени относится к процессу управления организационно-производственной системы, который может быть представлен четырьмя взаимосвязанными функциями: планирования, организации, мотивации, контроля;

3) планирование в большей степени имеет декомпозиционный, функциональный характер в соответствующих сферах;

4) планирование осуществляется после принятия решения по:

— составу множества целей функционирования;

— выделяемым ресурсам (времени, средствам и т.д.);

— путям и критериям достижения поставленных целей;

— нормативам расходования ресурсов;

5) при планировании используются менее обобщенные, более конкретные, точные, например цеховые опытные, опытно-статистические, нормы;

6) планирование носит не информационный, а директивный характер. Проектирование - создание конкретных образцов будущего, конкретных деталей разработанных программ.

 

2.2 Особенности прогнозирования сложных систем в сфере сервиса


Описание (анализ), объяснение (диагноз) и прогноз (предсказание) составляют три основных элемента каждой научной дисциплины. При разработке управленческих решений в сфере сервиса классификация методов теории прогнозирования на практике позволяет, по нашему мнению:

1) обеспечить достоверность прогноза;

2) минимизировать затраты времени и средства на выбор и обоснование метода прогнозирования;

3) открывать возможность прогнозирования по аналогии.

Возможны несколько классификаций, а, следовательно, и подходов к выбору метода прогнозирования. В качестве важнейших факторов классификации, на наш взгляд, могут выступать следующие:

1) иерархический уровень предполагаемого способа решения проблемы - изменение функций, структуры, параметров;

2) наличие или отсутствие необходимой информации, а также характер располагаемой информации: интуитивная (неосознанная), предметная, количественная;

3) характер внешних условий: детерминированные, случайные, неопределенные;

4) тип используемого при прогнозировании критерия: линейный (моно) критерий или векторный критерий;

5) время упреждения и реализации прогноза.

При классификации по уровню глубины проблемы (предполагаемой степени изменения объекта прогнозирования за время упреждения) выделяют методы: функционального, структурного, параметрического прогнозирования и комплексные методы.

При классификации по типу информации, используемой при прогнозировании, можно выделить следующие:

прогнозирование (интуитивная информа-прогнозирование (предмет-экспертное);

• функционально-логическая информация);

• структурное прогнозирование (блок-схемы, графы);

• математическое прогнозирование (использует знание математических зависимостей между параметрами и статистические данные о параметрах);

• прогнозирование по аналогии (данные всех типов);

• комплексное прогнозирование (данные всех типов).

При классификации по периодам упреждения различают: оперативный, среднесрочный, краткосрочный, дальнесрочный и долгосрочный прогнозы.

Различают прогнозы во времени, а также в плоскостях функционального и территориального членения объектов прогнозирования. Оперативно-календарное планирование охватывает низшие уровни иерархии функционального и территориального членения объектов планирования от рабочего места до предприятия. Степень охвата уровня иерархии непрерывно трансформируется. Причины трансформации: политические, экономические и технологические.

Оперативный прогноз рассчитывается на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта наблюдения, т.е. количественные и качественные структурные характеристики остаются неизменными.

Краткосрочный прогноз рассчитывается на перспективу количественных изменений, а долгосрочный - на перспективу количественных и качественных изменений.

Среднесрочный прогноз охватывает перспективу между краткосрочным и долгосрочным прогнозами.

При классификации по целям прогнозирования выделяют следующие подходы к разработке прогнозов: целевой, поисковый и нормативный[4].

Целевой прогноз - это целеполагание желаемых состояний, отвечает на вопрос, что именно желательно и почему. Такой прогноз состоит в том, что указывается наиболее желательное состояние. При таком прогнозе происходит построение по определенной шкале оценочной функции распределения предпочтительности по категориям: нежелательно, менее желательно, более желательно, рационально. Эта функция позволяет оценивать итоговый результат. Перед тем как определить меру предпочтения, разрабатывают прогнозы возможных состояний процесса или явления в будущем. Это прогноз целей или совокупности целей. Сложность прогноза состоит в том, что цель всегда находится вне системы. А правильность выбора цели определяет успех или неуспех всего предприятия. Напомним, что цель - это то, ради чего создается система. Сложная система реализует некоторое множество целей, находящихся в однозначном соответствии с условиями функционирования. Цель может быть формализована в виде критерия, который, в свою очередь, конструируется на базе параметров эффекта, являющихся чаще всего латентными (т.е. ненаблюдаемыми) переменными[5].

Поисковый прогноз состоит в определении объективно существующих тенденций развития путем анализа исторических тенденций. Этот вид прогнозирования основан на использовании принципа развития из настоящего в будущее. Он позволяет установить возможное состояние объекта в определенные моменты времени в будущем исходя из предположения о продолжении в будущем тенденции развития наблюдаемого объекта в прошлом. Этот прогноз дает ответ на вопрос, что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций. Этот прогноз может быть основой для стратегического планирования[6].

Нормативный прогноз определяет пути и сроки достижения возможных состояний и явлений, принятых в качестве целей.

Решение прогнозной задачи должно обеспечивать выполнение этой цели (достижения заданного состояния) — совокупности альтернативности средств в заданные сроки. В этом смысле ориентация прогноза во времени может происходить от будущего к настоящему. Сам процесс прогнозирования начинается от конечного желаемого состояния и заканчивается настоящим состоянием. Методическая основа этого прогноза схожа с методической основой динамического программирования. Но в отличие от динамического программирования нормативный прогноз не предусматривает обязательной оптимизации процесса[7].

Заключение


По нашему мнению, можно выдвинуть гипотезу о У-образном влиянии прогнозирования — планирования на успех в управлении при изменении степени относительной обеспеченности предприятия сферы сервиса ресурсами. В соответствии с этой гипотезой предполагается, что влияние прогнозирования-планирования на успех в сфере сервиса возрастает при уменьшении или возрастании (удалении от точки, соответствующей «единице») степени относительной обеспеченности ресурсами.

При уменьшении степени относительной обеспеченности ресурсами (относительной недостаточности средств — значения меньше единицы) влияние прогнозирования-планирования на успех в сфере сервиса и управления возрастает, так как любой просчет в планировании расходования ресурсов может стать критическим и привести к невозможности реализации проекта в целом по причине нехватки ресурсов.

В случае превышения степенью относительной обеспеченности ресурсами значения, равного единице (относительная избыточность средств), влияние прогнозирования — планирования на успех в сфере сервиса и управлении возрастает потому, что необходимо спланировать расходование ресурсов таким образом, чтобы обеспечить синергический эффект непропорционально большого повышения Эффективности деятельности, повысить конкурентоспособность товара, обеспечить большие конкурентные преимущества для деятельности предприятия. В противном случае средства могут быть израсходованы нерационально, что, наоборот, приведет к снижению эффективности деятельности предприятия сферы сервиса.

Список литературы


1.                 Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. Школьный справочник. – Ярославль: «Академия развития», 2003. – 256 с., ил.

2.                 Гершова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. – 468с.

3.                 Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. Изд. 2-е, дополненное. Нью-Йорк, 1967 г. Пер. С англ. Под ред. Ю.В. Гаврилова и Ю.Т. Печатникова. М., «Советское радио», 1971, 648 стр.

4.                 Менеджмент организации: Учебное пособие/ Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акберин Р.З. и др. – М.: Инфра-М. 1997. – 432 с.

5.                 Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М.Максимцов, А.В.Игнатьева, М.А.Комаров и др.; Под ред. М.М.Максимцова, А.В.Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. – 343 с.

6.                 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 1995. – 704 с.

7.                 Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Дашков и К, 2005. – 164с.

8.                 Попов С.А. Стратегическое Управление. Москва: Инфра – М., 1999, с. 63.

9.                 Системное управление организацией. Пер. С англ. Под ред. С.П. Никанорова, С.А. Батасова. М., «Советское радио», 1972, стр. 456.

10.             Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. А.Г. Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. – 432с.

11.             Телор Фредерик Уинслоу. Менеджмент. - М., 1992 г.


[1] Менеджмент: Учебник для вузов/ М.М. Максимцов,  А.В. Игнатьева, М.А. Комаров и др.; Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. С. 180-182.

[2] Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и терминах. Школьный справочник. – Ярославль: «Академия развития», 2003. С. 118-119.

[3] Системное управление организацией. Пер. С англ. Под ред. С.П.Никанорова, С.А.Батасова. М., «Советское радио», 1972. С. 152.

[4] Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Дашков и К, 2005. С. 180-181.

[5] Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. А.Г.Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. С. 113-114.

[6] Менеджмент организации: Учебное пособие/ Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акберин Р.З. и др. – М.: Инфра-М. 1997. С. 139.

[7] Гершова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. С. 130-131.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.