Риск-менеджмент ЮУПИ
Содержание
Введение
1. Риски в деятельности аудиторской компании
Деятельность и цель аудита
Аудиторский риск
2. Политика управления имущественными рисками предприятия
Основные причины возникновения внешних и внутренних рисков
Организация системы риск-менеджмента на предприятии
Управление рисками
3. Описание рисковой ситуации на примере ООО "Милана"
Расчеты выявленных рисков по выбранному виду предпринимательской деятельности
Заключение
Список литературы
Приложение
Современный бизнес тесно связан с рисками. И это не удивительно, поскольку предпринимательство, - основа бизнеса, по своей природе очень рискованное занятие. Об этом убедительно свидетельствует статистика банкротств в любой стране с рыночной экономикой.
Актуальна проблема риск-менеджмента и для России. Для руководства отечественных предприятий проблемы риск-менеджмента являются достаточно новыми. Ситуация осложняется имеющейся путаницей в определении основополагающих понятий риск-менеджмента.
Прежде всего, это касается собственно категории "риск". Среди множества определений риска, которые можно найти в литературе, в самых разных вариациях обыгрывается сочетание таких понятий, как неопределенность, вероятность, событие, ущерб. Диапазон определений простирается от довольно простых, утверждающих, что риск - это "событие, или группа родственных случайных событий, наносящих ущерб объекту, обладающему данным риском" и до более сложных.
Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчетности.
Аудиторские организации в ходе проверок не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях.
Достоверность - такая степень точности показателей отчетности, при которой квалифицированный пользователь отчетности оказывается в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
Существенность - это свойство информации, которая делает ее способной влиять на экономические решения разумного пользователя такой информации.
Аудитор обязан принимать во внимание две стороны существенности в аудите: качественную и количественную.
Качественная формируется на основании профессионального суждения аудитора.
Количественная - аудитор должен установить превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения количественных критериев - уровень существенности.
Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
Методы расчета уровня существенности устанавливаются аудиторской организацией самостоятельно.
В старом стандарте предлагалась следующая методика расчета показателя уровня существенности, настоящее время многие аудиторские компании используют именно эту методику.
Наименование базового показателя
Значение базового показателя
Доля, в%
Значения, применяемые для расчета уровня существенности
1
2
3
4
Балансовая прибыль
5
Валовый объем реализации без НДС
Валюта баланса
Собственный капитал
10
Общие затраты предприятия
Уровень существенности рассчитывается следующим образом:
1. По итогам финансового года заполняется столбец 2, как правило в единицах отчёта.
2. От этих показателей берутся доли (3 столбец) и заполняется столбец 4. Допускается, что часть показателей в таблицу не удастся включить. Например, отсутствует прибыль, или какой либо показатель, по мнению аудитора не характерен для данного предприятия.
3. Анализируются числовые значения столбца 4. Если какие-либо значения сильно отличаются от остальных, то эти значения могут быть отброшены.
4. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую можно для удобства округлить, но не боле чем на 20% в ту или иную сторону.
Этот показатель будет уровнем существенности.
Аудиторские организации обязаны разработать и документально закрепить порядок нахождения уровня существенности.
Целесообразно оформлять это внутрифирменным стандартом.
Расчет уровня существенности осуществляется на этапе планирования, т.е. еще до проверки.
В аудите выделяют два основных риска: предпринимательский риск и риск аудитора, хотя встречаются и другие риски.
Предпринимательский риск аудитора заключается в том, что аудиторская компания или индивидуальный аудитор может потерпеть неудачу вследствие конфликта с клиентом даже при положительном заключении. Он зависит от следующих факторов:
конкурентоспособности аудитора или аудиторской организации;
недружественной рекламы деятельности аудитора или аудиторской организации;
вероятности судебных исков по отношению к аудитору;
финансового состояния клиента;
компетентности администрации и учетного персонала клиента
сроков проведения аудита и т.д.
Риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать не выявленные существенные ошибки и (или) искажения после подтверждения ее достоверности, или вероятность ошибочного признания факта, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в ней нет.
Залогом успешной работы аудиторской организации является умение предвидеть риски, связанные с профессиональной деятельностью; правильно установить их предельно допустимый уровень; определить направления по нейтрализации. Выбор и использование соответствующих методов оценки вероятности наступления рискового события по отдельным видам аудиторского риска должны быть закреплены во внутрифирменных стандартах аудиторской фирмы.
Аудиторский риск определяется как вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки. Аудиторы понимают невозможность полного устранения риска, поэтому они установили приемлемый, с их точки зрения, его уровень - 5%. Это значит, что пять из ста подписанных аудитором заключений могут содержать неверные выводы по спорным вопросам. Соответственно 95% - это доверительная вероятность. Иногда в профессиональной литературе уровень доверия, равный 95%, называют “магической цифрой аудиторского риска". Установление данного показателя на более низком уровне может оказать отрицательное влияние на конкурентоспособность предприятия, поскольку при более низком риске низка надежность данных бухгалтерской отчетности и фактические (потенциальные) акционеры теряют к ней доверие.
Аудиторский риск состоит из трех компонентов:
1) Внутрихозяйственный риск (ВХР) - выражает вероятность возникновения ошибки в бухгалтерском счете, статье баланса, однотипной группе хозяйственных операций, отчетности экономического субъекта в целом при сложившемся способе ведения финансово-хозяйственной деятельности до ее проверки системой внутрихозяйственного контроля. Характеризует степень подверженности существенным нарушениям счета бухгалтерского учета, статьи баланса, однотипной группы хозяйственных операций и отчетности в целом.
2) Риск средств контроля (РК) - выражает вероятность того, что существующая ошибка, превышающая допустимую величину, не будет обнаружена системой внутрихозяйственного контроля. Характеризует степень надежности систем бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля.
3) Риск необнаружения (РН) - выражает вероятность того, что выполнение всех аудиторских процедур и надлежащий сбор доказательств не позволят обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину. Является показателем эффективности и качества работы аудитора, зависит от порядка проведения конкретной аудиторской проверки, от квалификации аудитора степени его предыдущего знакомства с деятельностью проверяемого предприятия.
Аудитор обязан изучать эти риски в ходе работы, оценивать их и документировать результаты оценки. При оценке рисков аудитор обязан использовать не менее трех следующих градаций:
а) высокий;
б) средний;
в) низкий.
Однако, на практике, как правило, применяют иную градацию. Риск устанавливается либо в процентах, либо десятичной дробью в интервале от 0 до 1, что не нарушает требований законодательства, так как в данном случае число градаций больше трех.
В общем виде приемлемый (допустимый) аудиторский риск (ПАР) характеризуется моделью:
ПАР = ВХР х РК х РН
Приемлемый аудиторский риск не должен превышать 5%.
Одним из способов получения значения аудиторского риска является система тестирования. Существует обратная зависимость, взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском. Аудитор обязан отражать порядок расчета аудиторского риска в рабочей документации. Кроме того, аудиторской организацией должна быть разработана система расчета риска и закреплена документально.
Существование рисков как неотъемлемой части предпринимательской деятельности привело к необходимости разработки конкретных методов и приемов их выявления при принятии и реализации управленческих решений. Предприятия работают в различных условиях конкурентной среды, имея разную внутреннюю среду, уровень производственного потенциала, кадровый состав и т.д. В связи с этим у каждого предприятия возникают риски, непосредственно присущие только данной компании и связанные со спецификой производственной, технологической, коммерческой, финансовой и других видов деятельности. Важно своевременно их выявить и определить вероятность наступления, время наступления, а также возможный ущерб.
Страницы: 1, 2, 3