Рефераты. Разработка управленческих решений в условиях психической напряженности p> ПАНИКА – крайний, неудержимый страх, сразу охватывающий человека или многих людей

ПАНИКА массовая – один из видов поведения толпы. Психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рациональной оценки ситуации, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совмесного противодействия. Взаимодействующая группа людей тем легче вырождается в паническую толпу, чем менее ясны или субъективно значимы общие цели, чем ниже сполоченность группы и авторитет ее лидеров.
Выделяют социально-ситуативные условия возникновения массовой паники, связанные с общей обстановкой психической напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидание тяжелых событий (землятрясение, война, военный переворот, и т.д.); общепсихологические условия (неожиданность, испуг, связанный с недостатком сведений о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способах противодействия); физеологические условия
(усталость, голод, опъянение и т.д.)

Как видно из вышеперечисленных определений, состояние паники описывается как состояние неконтролируемого «безотчетного» ужаса. У человека, впавшего в состояние паники, блокируется логическое мышление: он перестает рассуждать и действует либо на уровне эмоций (в случае индивидуальной паники), либо бессознательно повторяет действия людей, находящихся вокруг него. Именно в этом заключается главная опасность данной ситуации.

Все вышесказанное в этой главе является научным аспектом проблемы состояния паники, но анализ был бы недостаточно полным, если не учесть исторический аспект, который будет рассмотрен ниже.

Исторический аспект понятия «паники»

В данной главе приведен анализ мемуарной литературы — воспоминаний и наблюдений лиц, переживших или наблюдавших это явление. Одновременно здесь были широко использованы данные исследований историко-соцнологического характера, имеющие отношение к панике. Для выяснения некоторых вопросов были использованы произведения художественной литературы. Не будет лишним, прежде всего, выяснить, с чем связно такое наименование этого явления.

Слово «паника», обозначающее изучаемое явление, происходит от имени греческого бога Пана, популярного в греческой мифологии. Родиной культа
Пана является Аркадия, где Пану поклонялись как богу — покровителю пастухов, пастбищ и овец. Человек в эпоху детства человечества, писал
Горький руководствовался инстинктом самосохранения и голыми руками боролся с природой, со страхом, удивлением и восхищением перед ней, он создавал мифы, которые были его поэзией и содержали сумму всех его знаний о силах природы, его опыт, полученный в столкновениях с внешними враждебными силами. По мнению Маркса, всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, с действительным господством над этими силами природы. Миф представляет собой подчинение и преодоление посредством фантазии тех явлений, в борьбе, с которыми человек чувствовал себя бессильным, встать над которыми превышало его возможности.

Мифический облик Пана был создан для объяснения некоторых явлений именно такого ряда, перед которыми пастухи Аркадии чувствовали себя совершенно беспомощными.

Как справедливо указывают исследователи мифа о Пане, в жизни аркадийских пастухов самым страшным и убыточным было безумие стада. Пастух часто становился свидетелем того, как вследствие самой незначительной причины, особенно ночью, стада овец или коз, обезумев, бросались в воду, в огонь, как животные одно за другим прыгали в пропасть.

Известный исследователь животного мира Брэм так описывает это явление.
Каждый подозрительный шорох заставляет насторожиться все стадо. Молния, гром, ураган, плохая погода лишают его способности нормального поведения; обезумевшее стадо разбегается по степи, овцы падают в воду, в огонь или же совершенно неподвижно застывают на одном месте. В это время их заносит снегом, заливает дождем, они замерзают, гибнут от голода, но не делают никаких попыток укрыться или найти пищу. Так бессмысленно погибают не одно и не два, а тысячи животных.

По мнению Рошера, совершенно естественно, что греческие пастухи приписывали это поистине демоническое явление, гневу мифического бога пастухов и стад".

И в самом деле, легко понять, что греческие пастухи, которые находились на ступени «детства» общественного развития человечества, объясняли гневом злых сил то катастрофическое и губительное явление, для понимания возникновения которого они не находили никаких объективных и сколько-либо понятных причин. Источником непостижимых и страшных сил они считали Пана.

Греческие пастухи всячески пытались умилостивить Пана и этим спасти свои стада от его гнева - от безумия, которое, внезапно начинаясь, распространялось с молниеносной быстротой на всю обезумевшую массу и влекло ее к гибели.

Однако, если первоначально Пан был только богом пастухов и ему поклонялись как таковому, то в более поздний период (в частности, греко- персидских войн и после них), как об этом свидетельствует Геродот, Пан появляется в истории греческой религии уже в роли бога войны, которому поклоняется вся древняя Греция.

Современное развитие техники в определенных условиях более или менее обеспечивает такое отступление войск, особенно, когда их моральный дух высок, — при котором неприятель отдален от них некоторым расстоянием, во всяком случае таким, чтобы войска получили возможность обороняться от повторяющегося натиска противника на новых укрепленных позициях.

Следовательно, как справедливо указывают военные историки, отчаянное бегство с поля боя не является теперь обязательным и неизбежным результатом поражения. Но так было не всегда. «Прежде, — пишет Ардан-дю-Пик, — паника была обязательным результатом битвы и победившей оказывалась та сторона, которая могла дольше сопротивляться этому гибельному явлению».

Очевидно, грекам не раз приходилось на поле боя быть свидетелями проявлений безумного страха, охватывающего, большие массы людей. Для объяснения этих явлений их примитивная фантазия обращалась к мифическому образу Пана, управлявшему злыми силами, проявлением которых было безумие, овладевавшее человеческой массой, подобно стадам овец в горах. Естественно, что в их воображений причиной состояния, аналогичного безумию животных, был тот же Пан. Пан превратился в бога войны.

Таким образом, нет ничего удивительного в том, как отмечают историки, что на низшей ступени развития военного искусства масса побежденных, совершенно обессиленная и лишенная способности сопротивляться, находящаяся от победителя-врага только на расстоянии копья и кинжала, стоящая перед опасностью полного истребления, отдавалась беспредельному страху и, обезумев, бежала с поля битвы. Такова была природа боя на ранних ступенях развития военного искусства.

Геродот пишет, что признание Пана богом войны, поклнение ему во всей
Греции было связано с победой, одержаной греками над персами в Марафонской битве, когда персов охватила безумная паника. В своей «Истории» он так описывает битву у Марафона. «Ещё до выхода из города военачальники послали в Спарту известного гонца афинянина Фидопоса. Недалеко от горы Парфенона ему, как он сам говорил, повстречался Пан. По его словам, Пан прямо обратился к гонцу и поручил спросить афинян, почему они перестали поклоняться ему, тогда как он так милостив к ним: много раз помогал и готов помочь в будущем. Так как афиняне успешно закончили войну и уверились в достоверности сказанного, они у подножия Акрополя воздвигли жертвенник Пану и с этих пор каждый год поклонялись ему, совершая жертвоприношения, сопровождаемые процессиями с факелами».

Таким образом, явления, достаточно известные по своим пагубным последствиям, одинаково охватывавшие стада и массы людей, согласно мифологии греков, вызывались демоническим страхом, внушаемым Паном.
Безумный страх распространялся совершенно безотчетно, отнимая у своих жертв разум, способность рассуждать и толкая их на гибельный путь. Такой страх называется паническим.

Приведенный миф прежде всего свидетельствует о том, что это явление было подмечено еще на ранней ступени истории. Оно представлялось тогда настолько обособленным и несводимым к другим явлениям, что приобрело мифический характер. «Паника так же стара, как и история», — справедливо заключают историки. Очевидно, под паникой подразумевается явление, сопровождающее большие массы людей и изначально присущее им. Вместе с этим, несомненно, достойно внимания и то обстоятельство, что, согласно греческому мифу, паническое состояние людской массы отождествляется с состоянием, наблюдавшимся неоднократно в стадах животных. В упомянутом мифе о Пане внимание, между прочим, привлекает и то, что, согласно ему, «возбудитель панического ужаса» находится не только в массе, но и в отдельных людях. Пан как «дух гор» давал знать о себе заблудившемуся путнику тем, что ночью возбуждал у него чувство безотчетного страха, когда «на его зов, ничто не откликалось, кроме отзвука гор».

Как справедливо отмечает Пфайф, находящийся в состоянии безотчетного ужаса человек, веривший в Пана как возбудителя страха, очевидно, действительно чувствовав специфический панический страх, будто бы внушенный Паном. Вопрос же проявления индивидуальной паники без такой веры, как переживание общепсихологической категории в ряду видов страха, характерных для человека, рассматривается ниже.

Индивидуальная и массовая паника

Прежде чем попытаться определить сущность паники и объяснить это явление, следует описать и точно установить само явление. Необходимо знать, какое явление в жизни индивида или массы называется паникой, каковы его чисто описательные черты, каковы изменения в психической жизни массы или индивида, имеющие место при панике.

В зависимости от числа людей, охватываемых паникой, различают индивидуальную панику и массовую.

Индивидуальная паника. Этот термин не употребляется по отношению к конкретно определенным случаям. В одном случае, согласно старому мифу, им обозначается безотчетный страх в предчувствии неизвестной опасности, который охватывает, скажем, заблудившегося в горах или лесу путника. В другом случае этим термином обозначается страх, вызванный воображаемой причиной; например, когда в ожидании опасности человек принимает шуршание листьев за шум шагов и убегает, т. е. в таких случаях сила страха не оправдывается причиной, вызвавшей его. Этим термином обозначается также сильный ужас - безграничный страх, который овладевает индивидом.

В боевой ситуации случается, что командир еще до окончательного установления характера ситуации, до того, как возникнет объективная основа, т. е. будет исчерпана сила действия материальных и духовных факторов, признает бой проигранным и прекращает борьбу. В истории войн известно множество таких случаев. Обычно особенностью «панического состояния» считается оценка командиром характера протекания предстоящего боя не на основе реальных показателей, а исходя из особого «панического состояния», котором он находится, из преувеличенных данных собственного воображения, когда вместо поучения и разумного анализа он поддается самовнушению.

Под массовой паникой подразумевают панику, которая овладевает большой массой людей (толпой, войсковой частью и т.д.).

Назовем конкретные случаи индивидуальной и массовой паники.

Додиньяк приводит пример так называемой индивидуальной паники из книги
Rousset, Conquete de Agerie «28 сентября 1845 года, во время войны французов против эмира Алжира Абд-эль-Кадера, поручик Марен, бывший унтер- офицером зуавов, получил распоряжение перевести из Тлемуена в Айн-Темушен
200 бойцов для усиления гарнизона последнего. Это были в основном поправившиеся после ранения солдаты. Им оставалось пройти еще 6 километров пути, когда Марен остановил свой отряд перед кофейней и заметил, что к ним приближается группа всадников, среди которых он увидел самого Абд-эль-
Кадера.

Марен растерялся. Несомненно, он был под впечатлением поражения французов у Сиди-Брагима, имевшем место 26 сентября. Вместо того, чтобы приступить к организации обороны, он кинулся к эмиру и сообщил ему, что он сдается, если эмир дарует жизнь ему и его подчиненным. Абд-эль-Кадер, не ожидавший ничего подобного, согласился с предложением Марена и с важным видом наблюдал за тем, как 200 французов складывали оружие у его ног».

Приведем случаи массовой паники, имевшие место в немецких войсках во время первой империалистической войны, например, эпизод боя под Гумбиненом во время операций в Восточной Пруссии (1914 г.), описанный Куртом Хессе в работе „Der Feldherr Psychologos" (1922 г.).

«7-й корпус немцев начал наступление. Дивизия (35-я) левого фланга этого корпуса наступала против центра и левого фланга 25-й дивизии русских, а правым крылом — против 27-й русской дивизии. Оттеснив передовые части русских дивизий, командование 35-й дивизии считало, что уже добилось успеха, но совершенно неожиданно попало под сильный огонь невидимого противника. Пробиться сквозь этот огонь было невозможно. Множество солдат и офицеров погибло... Этот первый бой произвел настолько сильное впечатление, что дивизию охватила страшная паника. Не слушались никаких распоряжений.
Даже река Роминта не смогла остановить части, охваченные паникой». В таком паническом состоянии части 35-й дивизии обратились в бегство и отдалились от поля боя на 15 километров. После этого бригада 36-й дивизии была переброшена с левого фланга дивизии против 27-й русской дивизии, но этот маневр успеха не имел.

Первое наступление бригады, начатое в 8 часов, окончилось неудачей.
Новое наступление, предпринятое в 11 часов, также провалилось. Последнее наступление началось в 2 часа 30 минут. Участник его, военный писатель
Хессе, командовавший в это время взводом, так описывает это событие.
«Командир корпуса послал 21-ый запасной полк для поддержки замирающего наступления. Чем ближе подходил полк к линии боя, тем больше беглецов попадалось ему навстречу. Беглецы уговаривали солдат полка повернуть назад, уверяя, что противник силен и всех их ждет гибель. Несмотря на это, солдаты
21-го полка подошли к линии боя. В непосредственной близости от нее молодой поручик приказал двигаться перебежками. Это было его последнее приказание.
Через две, три перебежки весь полк залег. Люди чувствовали, что смерть опустошает их ряды. Спустя некоторое время ими овладел страх перед невидимым противником. Начавшееся разложение усилилось и, наконец, берет верх над самой сильной дисциплиной -«прусской дисциплиной». Вначале побежали отдельные солдаты, потом неудержимой волной двинулась вся боевая линия. Ничто уже не могло остановить эту исступленную массу.

Паника греков у Лариссы (1897 г.). В результате трех-дневных бесплодных боев против турок 1 апреля в бассейне реки Лариссы греки оказались окруженными с обоих флангов и были вынуждены отступить. К несчастью, отступление началось в полночь, когда в войсковых частях царил страшный беспорядок. Этот случай описывает один из очевидцев: «Мы вместе с несколькими иностранными офицерами оставили Тырново. В пути встретили корреспондентов, которые также направлялись в Лариссу.

Вскоре мы увидели пехотные войска греков. На лицах солдат было написано страшное отчаяние. Вдалеке в огне пожаров полыхали деревни.
Солдаты всех родов оружия смешались между собой. Среди них были дети и женщины. Всюду царил ужас. Со всех сторон слышалась ругань командного состава. Дисциплины не было и в помине. Вдруг раздался крик: «Турки справа!». Толпа взревела: «Спасайтесь, турки слева». Солдаты, гарожане, женщины, дети, повозки, лошади, ослы, волы — все это двинулось подобно урагану. Многие падали и уже не могли подняться: их растаптывала обезумевшая толпа. Опрокинутые повозки увеличивали беспорядок.

Повернули и нашу повозку. В этой неразберихе мы, конечно, потеряли друг друга. Вдруг кто-то поднял стрельбу. Никто не знал, в кого стреляли и зачем. Солдаты, пораженные ужасом, стреляли даже в своих. Беспорядок длился полчаса. Затем раздалась команда прекратить стрельбу, но никто ее не слушал. Стрельба затихла сама собой.

С большим трудом выбрались мы на дорогу, усеянную трупами солдат, детей, женщин, животных. Там и сям лежали оторванные руки, ноги, головы.
Слышались стоны умирающих. Повсюду на дороге валялись оружие и патроны.

Убегавшие солдаты цеплялись за всадников, чтобы как можно скорее выбраться из этого ада. Несколько офицеров безуспешно пытались восстановить порядок. С револьверами в руках они кричали бегущим: «Стойте, стрелять будем!». Но обезумевшая от страха толпа увлекла их за собой. Другие офицеры в панике бежали вместе с солдатами. Мост, ведущий в Лариссу, забили повозки, орудия, животные, люди. Городские улицы были полны солдат. Эти последние ничком вплились на землю и не слушали никаких приказаний офицеров.

Жители города в два часа узнали весть об этом поражении и так же в совершеннейшем беспорядке бросились из города.

Взошла луна. Люди начали успокаиваться. К рассвету паника стихла, ее сменил страх перед грядущим».

Глава /

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

В УСЛОВИЯХ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Проанализировав выше состояния психической напряженности и паники, как одной из возможных ее состовляющих, можно приступить к исследованию главной цели данной работы: изучению специфики управленческих решений.

Для конкретного анализа решений далее будут взяты следующие объекты управленческой деятельности.

Типичным примером психического напряжения является операционная напряженность оператора, который в силу субъективных причин в данное время не способен вовремя обработать весь поток поступающей к нему информации и постоянно действует «догоняя график»

Объектом для характеристики паники в данной работе взята наиболее характерная этого состояния социальная группа – толпа (группа людей с различными целями и интересами, которые по независимым от них причинам собрались в данном месте в данное время). На мой взгляд, это два из наиболее часто встречаемых примеров.

Все управленческие решения, обусловленные состоянием психической напряженности можно разделить на 4 категории:

УР, позволяющие управлять человеком, находящимся в соотоянии ПН

В этой категории решения практически отсутствуют потому что, если оператор находится в состоянии психической напряженности, он в большинстве случаев недоброкачественно выполняет поставленную перед ним задачу.
Наиболее целесообразным в этой ситуации было бы заменить его. Однако, если эта замена невозможна, то необходимо а) попытаться ликвидировать причину б) оказать моральную и физическую поддержку

УР, позволяющие не допускать состояния ПН

В этой категории отражены следующие решения а) моделирование типовых напряженных ситуаций, вызывающих страх как у самого учасника модели, так и у людей, за которых он ответственен.
Отработка действий по преодолению состояния напряженности б) страхование людей и их ответственности за возможные результаты их деятельности в) отработка профессиональных навыков организаторской деятельности

УР, не допускающие состояния паники

Сущносьт данных решений состоит в том, что бы а) не допускать собрания большого числа людей (организования толпы) б) устранить источник информации, способный вызвать панический страх у группы людей

УР, направленные на управление толпой, находящейся в состоянии паники

Особенность психологического механизма паники, в часности механизма заражения состоит в бессознательном принятии определенных образцов поведения. Если в ситуации паники находится человек, способный предложить определенный образ поведения, то он обладает «властью» над толпой и способен либо управлять ею, либо полностью прекратить состояние паники.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. НАЕНКО Н.И. «Психологический анализ состояний психической напряженности» Москва, изд. Московского университета 1970г.

2. НАЕНКО Н.И. «Психическая напряженность» Москва, изд. Московского университета 1976г.

3. MIKULINCER M. «Экспериментальное изучение состояния беспомощности в ситуации, вышедшей из под контроля и обучение способам выхода из этого состояния» New York, 1985г.

4. WEINER E. «Проблема преодоления страха и стрессовой ситуации путем уклонения от принятия решения» New York, 1986г.

5. ПРАНГИШВИЛЛИ А.С. «Исследования по психологии установки» Тбилиси,

«Мецинереба» 1967г.

6. СМИРНОВ Э.А. «Влияние паники на управленческие решения»

7. АНДРЕЕВА Г.М. «Социальная психология» Москва, «Наука» 1994г.

8. КАРПЕНКО Л.А. «Психология» Словарь Москва, «Полииздат» 1990

9. ДЬЯЧЕНКО М.И. « Готовность к действию в напряженных ситуациях»

Минск, 1985г.



Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.