· передача полномочий должна осуществляться в соответствии с ожидаемым результатом. Подчиненный должен обладать достаточными полномочиями для достижения требуемого результата;
· передача полномочий должна осуществляться по линиям управления, с тем чтобы каждый подчиненный знал, кто конкретно его уполномочил, перед кем он несет ответственность;
· руководитель принимает решения в пределах своих полномочий.
· передаются лишь полномочия, ответственность не передается
Искусство передачи полномочий зависит в основном от причин субъективного характера и включает в себя следующее: восприимчивость к новым идеям; готовность передать решение незначительных вопросов низшему звену управления; готовность доверять низшему звену управления; стремление осуществлять лишь общий контроль (а не почасовой, ежедневный).
Организационная структура – это скелет предприятия, который должен «обрастать мускулатурой», то есть положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями.
Создание отделов (подразделений) путем группирования аналогичных производственных функций и служащих позволяет добиться более эффективного управления, необходимой гибкости руководства компанией в период расширения ее хозяйственной деятельности.
Методы распределения обязанностей по отделам[11]:
1. по принципу деления на равные по размеру группы. Этот метод применяется, когда профессиональные работники одинаковы, а для достижения какой-либо цели необходимо определенное число людей.
2. по функциональному признаку. Это наиболее распространенный способ создания отделов по производству, маркетингу, кадрам, финансовым вопросам и т. д. Их число зависит от потребностей самой организации.
3. по территориальному признаку. Этот способ наиболее распространен в случаях, когда предприятие осуществляет свою деятельность на территории разных районов.
4. на основе выпускаемой продукции. Этот способ в настоящее время получает все большее распространение на крупных предприятиях, расширяющих ассортимент производимой продукции.
5. на основе интересов потребителя. В тех отраслях, где покупатель является ключевым фактором, его интересы оказывают решающее влияние на структуру организации. Это особенно характерно для службы сервиса.
В крупных по масштабам деятельности компаниях используются все или некоторые из вышеприведенных способов.
При формировании структур управления во внимание принимаются следующие вопросы[12]:
· стратификация, т.е. сколько может потребоваться уровней управления;
· формализация, то есть насколько формальным должно быть взаимодействие. Чем более бюрократичен стиль, тем более формальной и системной должна быть внутренняя структура;
· централизация, то есть иерархия доведения принятых решений, все ли вопросы должно решать высшее руководство;
· сложность организационной структуры, то есть насколько сложным должно быть управление с организационной точки зрения.
В приложении приведен пример положения об отделе маркетинга, который был разработан на основе материала и рекомендаций, представленных в книге Волковой К.А. «Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции».
Пример носит иллюстративный характер, и, естественно, при разработке положения об отделе маркетинга для конкретного предприятия необходимо учесть особенности предприятия: стратегические цели, задачи, организационную структуру управления, сферу деятельности, количество видов бизнеса, финансовые, трудовые ресурсы и много другое. Кроме особенностей предприятия должны быть учтены действующее законодательные и нормативные документы.
Данное положение об отделе маркетинга рассчитано на достаточно большое предприятие с большим ассортиментом продукции, широким охватом рынков сбыта и большими объемами продаж. Такому предприятию необходим отдел маркетинга с большим количеством работников, что связано с проблемой четкой организованности и слаженности работы коллектива.
Так как предприятие оперирует достаточно большими суммами, риск убытков очень велик и неправильная работа отдела маркетинга может привести к большим потерям. Для этого в Положении четко определяются цели и задачи отдела (пункт 2).
Так как ассортимент товара велик в пункте 3 «Структура отдела маркетинга» выбран товарно-функциональный принцип управления. Весь персонал отдела разделен на две группы: первая отвечает за проведение маркетинговых исследований, анализа и планирования маркетинговой деятельности, вторая - за продвижение товара и доведения его до потребителя. Такое деление представляется целесообразным с точки зрения четкости распределения функций и отсутствия дублирования обязанностей. Каждая группа подчиняется своему руководителю. Так как сферы деятельности групп не пересекаются, то возможность возникновения разногласий между руководителями групп сводятся к минимуму.
Также в данном положении четко сформулированы функциональные обязанности (должностные инструкции) работников отдела маркетинга. Вместе с тем дается четкое распределение обязанностей по выполнению отдельных функций маркетинга, что конкретизирует должностные инструкции работников.
В итоге можно заключить, что данное положение об отделе маркетинга содержит объем информации, достаточный для слаженного и продуктивного функционирования отдела маркетинга.
Структура организации, ее иерархия скрывают в себе глубочайший смысл. Корни этого вопроса уходят далеко в фундаментальные разработки экономической теории, маркетинга и теории отраслевых рынков, а эти основополагающие исследования признаны учеными всего мира.
Эволюция организационных форм управления последовательно отражала основную тенденцию развития организации общественного производства – углубление разделения и кооперации труда, усиление его специализации, ускорение научно-технического прогресса и его роли в производстве, повышение разнообразия и сложности условий, в которых функционируют производственно-хозяйственные организации.
Построение организационной структуры управления, адекватной объективным условиям, - это творческая задача, которая отнюдь не сводится к использованию типовых структур (или систем) управления, оправдавших себя в некоторых достаточно ограниченных условиях хозяйственной деятельности. Это не означает отрицания возможности и необходимости классификации структур управления как предмета исследования и проектирования, но требует системного подхода учеными всего мира.
В заключении важно подчеркнуть, что экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия XX в. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими.
Можно не сомневаться в том, что в ближайшем будущем мы столкнемся с большим разнообразием структур, каждая из которых будет отвечать потребностям конкретной организации.
1. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования. Учебное пособие. - М.: ГАУ, 1999 – 201 с.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2001 – 189 с.
3. Волкова К.А. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции. - М.: Экономика, 2002 – 275 с.
4. Глухов В.В. Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие. - СПб.: Специальная литература, 2003 – 452 с.
5. Дейнеко О.А. Методологические проблемы науки управления производством. - М.: Наука, 1970.
6. Егоршин А.П. Управление персоналом. - СПб.: Пресс, 2003 – 244 с.
7. Исаева Е.Д. Проектирование организационной структуры управления. - СПб.: Праимевро, 2000 – 89 с.
8. Максимцов М.М. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 1999 – 397 с.
9. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента. - М.: Дело ЛТД, 2001 – 470 с.
10. Основы теории оптимального управления: Учеб. Пособие для экон. вузов / В.Ф.Кротов, Б.А.Лагома, С.М.Лобанов и др. Под ред В.Ф.Кротова. - М.: Высшая школа, 2002 – 488 с.
11. Радугин А.А. Основы менеджмента. - М.: Центр, 1999 – 296 с.
12. Райсс М. Оптимальная сложность управленческих структур. Проблемы теории и практики управления. СПб.: Праимевро, 2003 – 118 с.
13. Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Менеджмент организации. Учебное пособие - М.: Инфо-М, 2002 – 367 с.
14. Тейлор Ф. Основы научного менеджмента. - М.: Прогресс, 1999 – 311 с.
ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА
УТВЕРЖДАЮ
(наименование предприятия,
(руководитель предприятия
организации, учреждения)
ПОЛОЖЕНИЕ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6