ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
3 ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
3.1 Цель проведения исследования
3.2 Содержание проблемы, её актуальность и важность
3.3 Парадигма и рабочая гипотеза решения проблемы
3.4 Обеспечение исследования ресурсами
3.5 Предполагаемый результат и эффективность исследования
4 ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современных условиях развития экономики качество решений, принимаемых в процессе управления, непосредственно зависит от исследовательского подхода к управлению, т.е. умения видеть истоки проблемы и определять их последствия. Менеджер сталкивается не только с производственными проблемами в процессе деятельности объекта управления – фирмы или предприятия, но и с проблемами, возникающими в процессе управления.
Представление внешнего или внутреннего окружения позволяет выявить благоприятные возможности среды, помогающие организации использовать свои сильные стороны, нейтрализовать слабые и подготовиться к встрече с угрозами, проистекающими из внешней среды. Таким образом, анализ внешнего окружения и внутренней среды позволяет уточнить преимущества и благоприятные возможности, которые лягут в основу стратегического планирования в качестве решающих критериев выбора стратегической альтернативы.
Анализ среды представляет собой исследование внешнего окружения организации, включая выявление факторов конкуренции. Он позволяет сделать заключения относительно потенциала роста и прибыльности отрасли, определить линию организационного поведения, обеспечивающую бескризисное развитие в отдаленной перспективе.
Основные отрасли промышленности Архангельской области - лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, которые дают 40% промышленного производства и обеспечивают значительную часть всех заготовок леса, лесоматериалов, бумаги и целлюлозы в России.
Цель контрольной работы – систематизирование теоретических знаний и применение их при составлении программы исследования систем управления.
ОАО “Архангельский ЦБК” является одним из крупнейших целлюлозно-бумажных предприятий не только в России, но и в Европе. Он представляет собой многофункциональный промышленный комплекс, располагающий современной инфраструктурой, отлаженной системой сбыта и снабжения, а также эффективной системой корпоративного управления, отвечающей самым высоким отраслевым стандартам.
В задачи данной контрольной работы входит:
1.Краткая характеристика предприятия;
2.Анализ внутренней и внешней среды ОАО “Архангельского ЦБК”;
3.Составить программу исследования.
Анализ внешней среды - это процесс, посредством которого разрабатываются стратегии, определяющие внешние по отношению к организации факторы, чтобы выделить возможности и угрозы для фирмы.
Материалы анализа внешней среды дают организации время для прогнозирования возможностей и для составления плана действий на случай непредвиденных обстоятельств, а так же время для разработки системы раннего предупреждения на случай угроз, чтобы нейтрализовать эти угрозы или свести ущерб от них к минимуму.
Для правильной оценки работы предприятий в условиях рыночной экономики необходимо проводить постоянное и всестороннее исследование среды, в которой компания собирается осуществлять свою деятельность. Для этого проводится анализ PEST – оценка политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технических (Technical) факторов.
Policy [политические факторы]
- интеграция российского бизнеса в Европу
- защитные меры правительства [протекционизм] по отношению к представителям иностранного бизнеса
- снижение объемов производства деловой древесины и пиломатериалов в Архангельской области обусловлено увеличением поставок на европейский рынок лесоэкспортеров Финляндии, Швеции, стран Балтии.
- сильное государственное влияние на деятельность коммерческих структур на территории Российской Федерации,
- законодательство об охране окружающей среды;
- антимонопольное законодательство;
- государственное регулирование;
- политические условия в иностранных государствах;
- отношения правительства с иностранными государствами.
- изменения в правилах импорта и экспорта сырья, оборудования, технологий и готовой продукции,
- изменения в налоговой политике государства,
- отсутствие четкой государственной политики и стратегии развития серьезно тормозит развитие лесной отрасли. В ноябре 2002 года правительство РФ одобрило основные направления развития отечественного ЛПК, началась разработка нового Лесного кодекса.
- совместные усилия исполнительной и законодательной власти, а также изменение финансовой ситуации для экспортеров позволили в последние два года несколько стабилизировать положение в лесной отрасли.
Economy [экономические факторы]
- экономическая стабильность в стране – фактор, от которого зависит процесс развития бизнеса на международном рынке
- единая валюта в странах Европейского Экономического Союза
- деятельность транснациональных компаний и глобализация
- Курсы обмена валют определяют стоимость рубля по отношению к стоимости денежных единиц других стран. Изменения в курсах обмена валют непосредственно влияют на конкурентоспособность продукции организации, т.к. она экспортирует товары на мировой рынок.
- Темп экономического роста влияет на возможности и угрозы, для организации. Когда происходит рост в экономике, увеличиваются расходы потребителей, что вызывает конкурентное давление на организацию из-за быстрого роста числа предприятий в лесопромышленном комплексе.
- Снижение темпов экономического роста и сокращение потребительских расходов также приводят к росту конкурентного давления, вызванного стремлением предприятия остаться в отрасли в условиях угрозы кризиса.
Social factors [социальные факторы]
- особенности менталитета в разных странах
- историческая неприязнь между народами некоторых стран – барьер для развития международных экономических отношений
- Социальные и культурные факторы формируют стиль нашей жизни, работы, потребления и оказывают значительное воздействие на предприятие.
- Новые тенденции создают тип потребителя и, соответственно, вызывают потребность в других товарах и услугах, определяя новые стратегии организации. Например, - возросшая обеспокоенность западных потребителей состоянием окружающей среды, на которую ОАО “АЦБК” ответил снижением использования в производстве хлора.
Technology [технологические факторы]
- нахождение конкурентных преимуществ на рынке за счет развития технологической базы предприятия
- всемирная борьба за экологическую чистоту производства
- несоответствие стандартов и различие процессов сертификации продуктов компаний в разных странах
- В настоящее время мощности АЦБК по варке целлюлозы освоены на 97%. Комбинат не способен самостоятельно провести необходимую реконструкцию производств, а износ его оборудования достигает 78%.
Вывод: ОАО “АЦБК” оперирует на международном рынке и, следовательно, имеет место сильная зависимость от внешних, макроэкономических факторов. В период экономической нестабильности в России наблюдались спады спроса на продукцию компании.
Большое значение имеют политические и правовые факторы. Лесной кодекс РФ был Принят Государственной Думой 22 января 1997 года, и в данный момент ведутся его доработки. Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Факторы внутренней среды рекомендуется анализировать по таким составляющим, как:
1) структура организации;
2) ресурсы;
3) культура организации.
Структура.
В структуре АЦБК существует четыре основных производства: целлюлозы, картона, бумаги и ДВП. Основное производство связано с варкой целлюлозы и выпуском из нее такой продукции, как товарная целлюлоза, картон и бумага.
Универсальность технологий, используемых на АЦБК, дает возможность производить как хвойную, так и лиственную целлюлозу.
Ресурсы.
Управление. Органами управления общества являются:
- Общее собрание акционеров;
- Совет директоров;
- Генеральный директор (единоличный исполнительный орган);
Страницы: 1, 2