Если претендента принимают на работу, издается приказ о приеме и заключается с ним трудовой договор.
При отказе в работе необходимо провести беседу с этими претендентами. Назвать их положительные качества, высокие оценки, полученные при тестировании, и т.д. Попытаться определить сферу деятельности, где они могли бы работать более эффективно и добились бы лучших результатов. Отказ в приеме на работу мотивировать несоответствием у претендента только отдельных параметров, не затрагивающих достоинство человека, например: (малый опыт работы, отсутствие специального образования и т.д.).
Закончить беседу на положительной оценке претендента и с сожалением, что сотрудничество с ним не состоялось. Человек, которому отказали, должен уходить не с чувством личного оскорбления, что его не поняли, не оценили его достоинств.
3.2 Мероприятия по совершенствованию квалификационного уровня кадрового состава
Повышение квалификации необходимо для обеспечения роста профессионального мастерства рабочих, повышения их знаний, совершенствования навыков и умений выполнять более сложные работы.
Повышение квалификации возможно через:
- направление работников на курсы повышения квалификации;
- получение дополнительного образования в высших и средних специальных учебных заведениях;
- обмен знаний и опытом.
Повышению уровня квалификации персонала будет способствовать внедрение следующих мероприятия:
1. Направить работников на курсы повышения квалификации в специализированные учебные центры.
2. Пригласить на предприятие специалиста, который будет проводить практическую работу с персоналом без отрыва от производства с целью совершенствования их трудового потенциала.
Повышение квалификации рабочих – один из основных факторов совершенствования управления персоналом предприятия. Общее повышение исследуемого показателя способствует не только экономии численности работников, но и значительному повышению производительности труда. Это является интенсивным фактором развития производства, что в свою очередь способствует росту не только трудового, но и экономического потенциала предприятия.
Нововведением, которое предлагается ввести на предприятии, является усовершенствованная система аттестации персонала.
Предлагается следующий порядок проведения аттестации:
1 Разработка процедуры аттестации.
2 Доведение до сведения аттестуемых описание процедуры аттестации.
3 Проведение самой аттестации.
4 Определение результатов аттестации.
На первом этапе устанавливаются цели аттестации – текущая оценка работы сотрудника, выдвижение в резерв кадров, итоги испытательного срока, аттестация на присвоения очередного звания (категории).
Рекомендуется разработать классификаторы специальностей и классификаторы рабочих мест. Примерный перечень показателей для оценки квалификации служащих приведен в таблице 10.
Таблица 10 -Примерный перечень показателей для оценки квалификации
№
Показатели, характеризующие квалификацию служащего
Категории служащих
руководители
специалисты
др. служащие
1
Образование
+
2
Стаж работы по специальности
3
Профессиональная компетентность
3.1 Знание необходимых нормативных актов, регламентирующих развитие отрасли
3.2 Умение оперативно принимать решения по достижению поставленных целей
3.3 Качество законченной работы
3.4 Способность адаптироваться к новой ситуации и принимать новые подходы к решению возникающих проблем
3.5 Своевременность выполнения должностных обязанностей, ответственность за результаты работы
3.6 Интенсивность труда (способность в короткие сроки справляться с большим объемом работы)
3.7 Умение работать с документами
3.8 Способность прогнозировать и планировать, организовывать координировать и регулировать, а также контролировать и анализировать работу подчиненных
3.9 Способность в короткие сроки осваивать технические средства, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работы
4
Производственная этика, стиль общения
5
Способность к творчеству, предприимчивость
6
Участие в коммерческой деятельности
7
Способность к самооценке
Рекомендуется проводить оценку рабочего места, так как она является основой для оценки труда рабочего, с которым сравниваются результаты труда.
Предлагается внедрение многосторонней деловой оценки персонала, которая достигается за счет применения так называемых «оценочных листов», которые заполняются всеми участниками процесса деловой оценки.
«Оценочные листы» заполняются всеми сторонами-оценщиками (коллеги, непосредственное руководство, подчиненные, сотрудники смежных подразделений, имеющие рабочие контакты с оцениваемым сотрудником). Все заполненные бланки поступают к непосредственному руководителю оцениваемого сотрудника. Руководитель дает собственное заключение по представленным оценкам и знакомит с ним сотрудника, затем передает в службу управления персоналом. В свою очередь, данная служба должна зачислять в кадровый резерв на выдвижение сотрудников, получивших высшие баллы в течение последних двух-трех плановых оценок. Этот метод является нетрадиционным, и получил название метод «3600 аттестация».
Предлагается внедрить на предприятии инновационный метод оценки персонала – метод управления по задачам. Данный метод заключается в совместном (сотрудник и его начальник) определении ключевых целей сотрудника на определенный период и определении, после истечения аттестационного периода степени выполнения каждой задачи и всего плана в целом. В данном случае усиливается мотивация, (он знает, по каким критериям будет оцениваться), повышается эффективность его работы, однако минусом метода является оценка только ключевых задач, что ограничивает объективность оценки.
Следующее направление – расчет уровня квалификации (К) работников и выявление работников, нуждающихся в повышении квалификации.
Для оценки К принимается единый набор признаков для всех категорий работников: уровень специального образования и стаж работы поспециальности.
По уровню образования все работники распределяются на две группы:
I гр. — имеющие среднее специальное образование;
II гр. — имеющие высшее или незаконченное высшее (IV — V курс вуза)
образование.
В соответствии с тем, в какую из указанных групп попадает работник, ему присваивается количественная оценка по этому признаку, величина которой составляет 1 или 2.
В зависимости от стажа работы по специальности работники распределяются на четыре группы по каждому уровню образования (Таблица 11).
Таблица 11 - Таблица определения коэффициента (К)
Оценка уровня квалификации (К) определяется по формуле:
К = ОБ + СТ
З
где ОБ - оценка образования (ОБ = 1,2);
СТ - оценка стажа работы по специальности (СТ = 0,25; 0,50;0,75; 1,0);
3 - постоянная величина, соответствующая сумме максимальных оценок по образованию и стажу работы.
Пример. Расчет уровня квалификации (К).
Работник - экономист 1-й категории Павлов А.И. имеет:
- образование - высшее;
- стаж работы в должности экономиста - 12 лет.
По образованию он относится ко второй группе, по стажу работы для работников с высшим образованием - также ко второй группе, что соответствует значению 0,50. Следовательно, уровень квалификации равен:
К = (2 + 0,50)/3.= 0,83
Уровень квалификации Павлова А.И. составляет 0,83.
Предлагается, для каждого сотрудника предприятия вести ежегодно подобный расчет. Цель - достижение уровня (К) равного единице. При необходимость следует отправлять работников на обучение.
При определении численности работников организации, направляемых на обучение, следует исходить из сложившегося мнения, чтo работники, не меющие требуемого уровня образования и зaнимaющиe должность руководителя менее 5 лет, а также имеющие необходимое образование и стаж менее 3 лет, должны повышать квалификацию один раз в 3 года. Те работники, которые имеют необходимый ypoвень образования и стаж руководителя более 3 лет или стаж работы в отрасли более 5 лет без высшего и среднего специального образования, могут повышать квалификацию реже - примерно один раз в 6 лет. Эта зависимость выражается следующим соотношением:
Пуч, = f (q, р),
где Пуч - периодичность обучения;
q — доля работников по стажу;
р - доля работников по образованию.
Таким образом, в трехгодичную группу слушателей входят руководители, имеющие стаж работы на руководящих должностях:
1) до трех лет (q < 3) и с высшим или средним специальным образованием (Рве);
2) до пяти лет (q < 5) без высшего и среднего специального образования (Рбвс).
Тогда периодичность обучения для этой группы выражается зависимостью:
Пучз = f (q < 5 Рбвс, q < 3 Рве).
В шестигодичную группу слушателей входят руководители, имеющие стаж работы на руководящей должности:
1) свыше трех лет (q > 3) и высшее или среднее специальное образование (Рве);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12