Актуальность темы исследования. Возможность процесса реформирования муниципальных образований составляет возможность формирования в них соответствующих рыночных механизмов, в значительной степени зависящих от достаточной финансовой базы. Вместе с тем, без инвестиционной деятельности муниципалитетов, без четко налаженного их взаимодействия с органами государственной власти регионов трудно рассчитывать на эффективное решение этой проблемы.
Основными причинами дефицита финансовой базы является низкая рентабельность, и даже убыточность большинства предприятий и, как следствие, снижение доходной базы местных бюджетов, нерациональное использование имеющихся финансовых и материальных ресурсов, слабая заинтересованность и ответственность органов местного самоуправления в увеличении доходов.
Экономический кризис резко снизил уровень доходов и увеличил финансовую нагрузку на местные бюджеты. При этом передаваемые на местный уровень полномочия, как правило, не сопровождаются передачей соответствующих доходных источников. Практически отсутствует налогово - бюджетная самостоятельность органов местного самоуправления в рамках четких и прозрачных взаимоотношений с вышестоящими бюджетами, и как следствие, стимулы для создания благоприятных условий экономического развития и привлечения инвестиций.
Различные аспекты формирования инвестиционной стратегии развития освещены и разработаны в работах многих российских ученых - экономистов: Антоновой Н.В., Маршаловой А.С., Новоселова А.С. и др.
Однако, несмотря на повышенный интерес к проблеме формирования инвестиционной стратегии, многие аспекты этой сложной проблемы являются недостаточно разработанными. В частности мало внимания уделяется формированию инвестиционной стратегии малых городов.
Актуальность проблемы формирования инвестиционной стратегии малых городов и недостаточная ее изученность определили цель исследования.
Цель работы заключается в разработке методических основ формирования инвестиционной стратегии и рекомендаций по управлению инвестиционным процессом в малых городах.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) выявить роль инвестиций в развитии малых городов и исследовать теоретическую базу формирования инвестиционной стратегии развития малых городов;
2) определить наиболее значимые факторы и условия, определяющее инвестиционное развитие малых городов;
3) сформулировать инвестиционную стратегию развития муниципального образования города Серпухова;
4) определить приоритетные направления инвестиционной политики в малых городах;
5) разработать рекомендации по управлению инвестиционным процессом в малых городах.
Объектом исследования являются инвестиционные процессы, протекающие на уровне малых городов РФ.
Предметом исследования являются организационно - экономические отношения, возникающие в процессе формирования инвестиционной стратегии развития малых городов.
Информационную базу исследования составляют официальные данные Федеральной службы государственной статистики РФ, сообщения экономической, финансовой, юридической прессы, аналитико - статистические обзоры развития экономики в малых городах РФ, постановления Главы администрации г. Серпухов.
Научная новизна заключается в уточнении видов и источников инвестиций в современных рыночных условиях экономики, а также в разработке методических основ формирования инвестиционной стратегии малых городов на основе оценки инвестиционной привлекательности.
Практическая значимость - предложенные в работе методические рекомендации по формированию инвестиционной стратегии развития города позволят разработать мероприятия по управлению и мониторингу инвестиционного процесса, контролировать и регулировать приток капитала, что позволит организовать эффективное распределение ресурсов города.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 38 наименований, и содержит 80 страниц основного текста.
Инвестиционная деятельность играет важную роль в экономическом развитии страны , ее отдельных городов. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост города, занятость населения и составляет существенный элемент базы, на которой основывается экономическое развитие общества.
Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки в города.
Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним.
Поэтому, очень важным является понимание взаимосвязи таких понятий, как инвестиционный климат и инвестиционная политика. Под инвестиционным климатом будем понимать условия, которые определяются для инвестиционной деятельности в отдельной стране, регионе или муниципальном образовании в результате формирования взаимосвязанного комплекса законодательно- нормативных, организационно- экономических, социально- политических и др. факторов. Согласно анализу, проделанному в, инвестиционный климат выступает объектом инвестиционной политики, которая представляет собой совокупность мер организационного и экономического воздействия органов управления на всех уровнях власти, направленных на создание оптимальных условий для вложения инвестиций. С одной стороны, он определяет стартовые условия для разработки инвестиционной политики города, а с другой - является ее результатом.
Первичное состояние инвестиционного климата, под воздействием инвестиционной политики переходит в новое состояние. Эффективность инвестиционной политики измеряется степенью изменения инвестиционного климата в более благоприятную сторону. В свою очередь, более благоприятное состояние инвестиционного климата влияет на инвестиционную политику в сторону ее дальнейшего совершенствования.
Инвестиционная политика может получать свое развитие по четырем направлениям. Первое- это создание имиджа инвест- территории. Второе- это прямые инвестиции. Третье- это внебюджетные инвестиционные ресурсы. Четвертое- это создание экономических стимулов для привлечения инвестиций. Все это вместе взятое и формирует, благодаря инвестиционной политике благоприятный инвестиционный климат. Реализация комплекса мер позволяет повышать уровень благоприятности инвестиционного климата.
Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами представляет собой совокупность инструментов и методов.
Согласно законодательным нормам, управление инвестиционной деятельностью осуществляется в следующих формах:
государственные инвестиционные программы (инвестирование государством средств в отрасли промышленности, науки, образования);
прямое управление государственными инвестициями;
введение системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот. Для привлечения в экономику страны частных и иностранных инвестиций необходимо введение для них льготных ставок налогов и таможенных пошлин;
предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий.
Такие средства должны предоставляться не только государственным предприятиям, но и частным производителям товаров и услуг, а также сфере образования, малому и среднему бизнесу:
проведение финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуск в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
контроль за соблюдением правил обязательной сертификации;
антимонопольные меры, приватизация объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства.
Использование иных форм и методов регулирования инвестиционной деятельности допускается только по решению Правительства РФ.
Говоря о методах государственного регулирования инвестиционной деятельности можно выделить пассивные и активные.
Использование пассивных методов связано с информированием участников воспроизводственной деятельности об условиях производства, реализации и потребления продукции в народном хозяйстве. Они включают также обоснование перспектив социально- экономического развития страны, определение степени инвестиционной активности.
Набор активных методов связан с использованием более действенных рычагов воздействия государства на экономические процессы.
Существуют следующие виды активного вмешательства государства в инвестиционный процесс [28]:
1)создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей. В первую очередь речь идет о формировании благоприятной инвестиционной среды, а также в проведении выгодной для инвесторов налоговой и амортизационной политики, защите внутреннего и внешнего инвестора, льготном налогообложении предприятий, действующих в приоритетных отраслях экономики;
2) прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах, разработка бюджета развития как части Федерального Бюджета страны, обеспечение «локомотивного» характера государственных инвестиций;
3) участие государства в создании инфраструктуры объектов как основы эффективного частного предпринимательства.
Государство должно принимать более активное участие в формировании инвестиционной политики в стране. Для этого государственные органы используют как методы прямого участия государства в инвестировании экономики, так и методы косвенного воздействия на этот процесс путем поощрения предпринимателей (налоговые льготы, приоритеты в получении государственных заказов и пр.).
Для целей поддержания высокой инвестиционной активности государство регулярно разрабатывает инвестиционную программу. Эта программа представляет собой важный инструмент прямого воздействия государства на инвестиционный процесс.
Государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.
К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим.
К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты.
Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.
Набор работающих инструментов государственного регулирования инвестициями, достаточно ограничен. Каждый из них проявляется наиболее эффективным в какой-то ситуации. При этом каждый из них не всегда срабатывает в тех или иных условиях. Поэтому необходимо знать какие институты, в каких конкретных обстоятельствах будут работать, а какие окажутся неэффективными. В подобной ситуации оказался бы ценен исторический опыт государственной политики регулирования инвестиций, который указывает на существование моделей, объединяющих несколько инструментов. Согласно одной из точек зрения можно выделить три модели инвестиционной политики, которые избирают основным принципом тот или иной аспект стимулирования инвестиций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10