Рыночные последователи – фирмы, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 1,1 до 3. Эта группа фирм проводит политику следования за отраслевым лидером, не рискует, но и не проявляет пассивности. Фирмы этой группы особенно осторожно и взвешенно принимают решения, касающиеся их деятельности на рынке. Они копируют деятельность лидера, но действуют более осмотрительно и рассчитывают на меньшие ресурсы. Они, как правило, подвержены атакам со стороны рыночных претендентов.
Фирмы, действующие в рыночной нише. Расчетный коэффициент конкурентоспособности этой группы лежит в диапазоне от -6,9 до 1. Фирмы этой группы обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности фирмы максимально зависят от клиентов и опираются на них.
Банкроты – фирмы с коэффициентом конкурентоспособности от -10 до –7. Эти фирмы принимают режим внешнего управления и проводят мероприятия по выходу из банкротства или проводят расчеты с кредиторами и ликвидируются [24].
2. Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «БМФ»
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика
Предприятие ОАО «Биробиджанская мебельная фабрика» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчётный или иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки. Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и нормативными актами Российской Федерации, настоящим уставом.
Предприятие действует на основании хозяйственного расчёта и самофинансирования и несёт ответственность, установленную законодательством Российской Федерации за результаты своей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и выполнение обязательств перед собственником имущества, поставщиками, потребителями, бюджетом, банками и другими юридическими и физическими лицами.
Отношения Предприятия с другими предприятиями, организациями, органами муниципального управления и гражданами регламентируется законодательством Российской Федерации, взаимовыгодными договорами и настоящим Уставом.
Место нахождения предприятия: 679016, г. Биробиджан, ул. Шолом-Алейхема 40.
Целями создания предприятия являются производство мебельной продукции, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Деятельность ОАО «БМФ» строится на принципах экономической самостоятельности, самофинансирования и самоокупаемости.
Предприятие устанавливает цены на все виды производимых работ, услуг, выпускаемую и реализуемую продукцию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Предприятие самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности, полученной прибылью, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты обязательных платежей и налогов.
Биробиджанская мебельная фабрика выпускает следующий ассортимент продукции: мебель домашняя деревянная, мебель домашняя деревянная по спецификации заказчика, мебель кухонная домашняя деревянная, мебель кухонная домашняя модульная, мебель кухонная домашняя для небольших кухонь, мебель мягкая модульная, софы, диваны, банкетки с мягкой обивкой, кресла с мягкой обивкой, кресла мягкие с откидной спинкой домашние.
Конкуренты ОАО «БМФ»: ООО «FOMA», Дальмебель, ООО «Рассвет», ООО «Славянка», ООО «Шанс».
Поставщики сырья и материалов: ООО «Древко» (Комсомольск на Амуре), ООО «Все для мебели» (Хабаровск), ООО «Карринг» (Хабаровск), ООО «Твимекс» (Чита).
Рисунок 2.1 - Структура управления ОАО «БМФ»
Структура управления ОАО «БМФ» является линейно-функциональной. Это сочетание линейной и функциональной организационных структур, построенной на основе вертикальной иерархии управления и базирующейся на строгой подчиненности низшего звена высшему и функциональной структуры, построенной на основе группировки персонала по широким задачам, которые они выполняют.
2.2 Динамика основных экономических показателей
Для общей оценки динамики основных экономических показателей организации следует сгруппировать статьи баланса в отдельные специфические группы по признаку ликвидности (статьи актива) и срочности обязательств (статьи пассива).
Проведём общую оценку динамики активов предприятия, получаемую путём сопоставления темпов прироста активов с темпами прироста финансовых результатов.
1. Темпы прироста активов
IА=(А1-Ао)/ Ао*100%, (2.1)
где А1,Ао- величина активов предприятия в предыдущем и отчётном периодах.
IА=(38187-37259)/37259*100%=2,49%
Темп прироста активов, равный 2,49%, говорит о том, что сумма активов предприятия увеличилась на 2,49%. Данное явление говорит о том, что предприятие инвестирует средства в активную часть капитала, а значит увеличивает объемы производства (в том числе может выпускать новые виды продукции), либо приобретает новое технологичное оборудование с целью снижения затрат на производство.
2. Темп прироста выручки от продаж
IВР=(ВР1-ВР0)/ВР0*100%, (2.2)
где ВР1,ВР0-выручка от продаж в предыдущем и отчётном периодах (руб.)
IВР=(40266-32513) /32513*100%=23,85%
Увеличение выручки от продаж на 23,85% является положительной тенденцией, т.к. предприятие увеличивает масштабы своей деятельности. Также рост выручки от продаж подтверждает правильность и необходимость инвестирования средств в активную часть.
3. Темп прироста чистой прибыли
IЧП=(ЧП1-ЧП0)/ ЧП0*100%, (2.3)
ЧП1,ЧП0-чистая прибыль в предыдущем и отчётном периодах (руб.)
IЧП=(15594-13149)/13149*100%=18,59%.
Прирост чистой прибыли составил 18,59%, а значит предприятие сможет реинвестировать или вложить в ценные бумаги для извлечения экономической выгоды больше прибыли по сравнению с прошлым 2007 годом, а значит предприятие будет развиваться большими темпами.
Для наглядности и удобства анализа представим данные расчеты в виде таблицы 2.1.
Таблица 2.1 - Сравнение динамики активов и финансовых результатов, тыс. руб.
Показатель
Текущий период, тыс. руб.
Предшествующий период, тыс. руб.
Темп прироста показателя, %.
1.Средняя величина актива
38187
37259
2,49
2.Выручка от продаж
40266
32513
23,85
3.Чистая прибыль
15594
13149
18,59
Из таблицы 2.1 видно, что темпы прироста выручки от продаж выше темпов прироста активов на 21,36%, что говорит о положительной рентабельности активов, так как при небольшом (2,49%) изменении активов выручка от продаж увеличилась в большем объеме.
Рассмотрим динамику и структуру статей актива баланса, для этого элементы актива баланса представим в виде таблицы.
Таблица 2.2 – Структура и динамика статей актива баланса, тыс. руб.
Актив баланса
2007 год
2008 год
Абсолютное отклонение, тыс. руб.
Темп роста, %.
Сумма, тыс. руб.
% к итогу
1.Имущество-всего
100
928
102,49
1.1Иммобилизованные активы
15496
41,59
14662
38,4
-834
94,62
1.2 Оборотные активы
21763
58,41
23525
61,6
1762
108,1
1.2.1Дебиторская задолженность
6927
7506
19,66
579
108,36
1.2.2 Денежные средства
418
1,12
631
1,65
213
150,96
1.2.3 Запасы
13454
36,11
1208
108,98
1.2.4 Налог на добавленную стоимость
964
2,59
521
1,36
-443
54,05
Темпы роста иммобилизованных (внеоборотных) активов (94,62%) ниже темпов роста оборотных активов (108,1%), что говорит об опережающем росте доли оборотных средств в структуре основных фондов, а значит предприятие делает акцент на производящее оборудование и избавляется от неиспользуемых внеоборотных фондов, что в свою очередь положительно повлияет на фондоотдачу и фондорентабельность. Высокий темп роста абсолютно ликвидных денежных средств (150,96%) и дебиторской задолженности (108,36%) говорит об увеличении платёжеспособности и ликвидности предприятия.
Рассмотрим структуру и динамику статей пассива баланса по признаку срочности обязательств, для этого сведем их в таблицу.
Таблица 2.3 – Структура и динамика статей пассива баланса, тыс. руб.
Пассив баланса
1. Источник имущества-всего
34911
35582
671
101,92
1.1 Собственный капитал
13794
39,51
14933
41,97
1139
108,26
1.2 Заёмный капитал
21117
60,49
20649
58,03
-468
97,78
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12