Несколько лет назад я думал, что расти – это обязательно идти вперед, двигаться по служебной лестнице. Но рост может продолжаться, даже если должность не меняется. Когда компания растет, расширяет сферы влияния, ты растешь вместе с ней. И не важно, что ты уже не первый год занимаешь пост с прежним названием. Главное – твой внутренний рост! А о нем многие просто забывают. Если ты не развиваешься личностно, то не растешь и карьерно. [1].
Нет необходимости подробно останавливаться на значении проблемы коллектива, или, как говорят на Западе, команды. Коллектив – мощный стимул трудовой активности, приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создает творческую атмосферу. Не зря говорят, что человек счастлив тогда, когда он с хорошим настроением идет на роботу и с хорошим настроением возвращается домой. Совместное решение производственных вопросов уменьшает стрессовые ситуации, повышает инновационный потенциал сотрудников; в группе лучше решаются смежные проблемы, сглаживаются возможные последствия нечеткого распределения обязанностей и неправильного руководства, конфликты на межличностном уровне. Основа успеха любой современной коллективной деятельности тесно связана с организационными факторами и, прежде всего, с используемыми отношениями в системе «руководитель – подчиненый».
Американские исследователи Блейк и Мутон выделяют пять типов взаимоотношений в коллективе:
Невмешательство: низкий уровень заботы руководителя и о производстве и о людях. Руководитель много делает сам, не делегирует своих функций, не стремится к серьезным достижениям. Главное для него – сохранить свою должность.
Теплая компания: высокий уровень заботы о людях, стремление к установлению дружеских отношений, приятной атмосферы, удобного для сотрудников темпа работы. При этом руководителя не особенно интересует, будут ли при этом достигнуты конкретные и устойчивые результаты.
Задача: внимание руководителя полностью сосредоточено на решении производственных задач. Человеческий фактор либо недооценивается, либо просто игнорируется.
Золотая середина: руководитель в своей деятельности стремится оптимально сочетать интересы дела и интересы персонала, он не требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством.
Команда: наиболее предпочтительный тип взаимоотношений в коллективе. Руководитель стремится максимально учитывать интересы производства и интересы коллектива, объединению деловитости и человечности на всех уровнях отношений.
Основополагающее значение для формирования чувства уважения к своему руководителю, имеет уважение чужого достоинства. Нравственно-психологической основой этого принципа является аксиома, согласно которой ни один человек не чувствует себя достаточно комфортно без положительной самооценки. Следовательно, руководитель обязан видеть в каждом подчиненном не должность, а личность, проявлять доброжелательность и терпимость, с уважением относится к его личной жизни, но при этом избегать советов в этой области. Желательно всегда помнить, что «сильный никогда не унижает» и, следовательно, недопустимо повышать голос на своего сотрудника, навешивать ярлыки типа «лентяй», «бездельник», «тупица» и т.д. Если подчиненный ошибся и совершил проступок, он, как правило, понимает свою вину и адекватно воспринимает наказание, но если начальник при этом заденет его самолюбие, он не простит этого. Следовательно, при разборе ситуации необходимо разделять человека и поступок: критиковать конкретные действия, а не личность провинившегося. Важно помнить, что уважают только тех руководителей, которые хвалят всех, а выговаривают с глазу на глаз; никогда не жалуются на своих сотрудников и, если надо, берут их вину на себя; своевременно и открыто признают свои ошибки.
Несмотря на личные симпатии и антипатии, руководитель обязан предъявлять ко всем подчиненным одинаковые требования, ко всем относится ровно, никого не выделять. Недопустимо читать нотации и поучать персонал.
Типичная ошибка молодых руководителей – стремление стать «своим» среди подчиненных. Лучше все же сохранять дистанцию, разделять личное и служебное, не допускать панибратства. В противном случае приказ как форма распоряжения будет неэффективен. Руководитель не имеет морального права скрывать от своих сотрудников важную для них информацию. Вместе с тем он обязан пресекать сплетни и доносы. [4]
В этом вопросе однозначного решения быть не может, сколько людей, столько и мнений. Приведу несколько примеров.
Денис Шмыков, генеральный директор компании «Молочный кит». Я подбираю людей с нестандартным мышлением, творческих личностей. Но при этом заставляю решать из стандартные задачи. Я не боюсь, что творческим людям могут наскучить стандартные задачи. Ведь у них есть возможность решать их нестандартными способами. Для меня принципиальное значение имеет профессионализм, так как для меня главное – ориентирование на результат. Я целиком и полностью за людей, которые работают в плюс фирме. И личные качества человека отходят на второй план. Я скорее возьму стервозного, сволочного человека, который является профессионалом в своем деле, чем человека с прекрасным характером, который смотрит тебе в рот и толком ничего не умеет. Проблема уживчивости с коллективом меня не беспокоит.
Павел Нагибин, директор компании «НАГ». Для меня самое главное – моя внутренняя убежденность, что у человека получится. Если человек настроен на эффективную работу, то его квалификация, образование, опыт работы и прочие составляющие по большому счету, не так важны. Если он чего-то не знает или не умеет, то обязательно научится. Он нацелен на успех и развитие. Но одного желания работать все равно не достаточно. Я беру на работу людей честных и увлеченных, кто меня не обманет. Просто потому, что не хочу, чтобы мои сотрудники мне лгали или откладывали работу в долгий ящик из-за того, что она им наскучила.
Вадим Овчинников, директор туристического агентства «ТЕССИС-ЕКАТЕРИНБУРГ». Для меня очень важно личное общение. За десять-пятнадцать минут я узнаю о человеке все, что мне нужно: добрый ли он, правильно ли говорит, знает ли он свой край, чем он увлекается. Это позволяет мне понять, сможет ли человек стать гидом-экскурсоводом и могу ли взять его в команду или нет. Я хорошо разбираюсь в психологии людей и поэтому на собеседовании стараюсь создать нестандартные условия. Все мои вопросы – это ловушки, которых человек не замечает. Я его все время пытаюсь подловить, чтобы посмотреть на его реакцию. В этом смысле, естественно, для меня большое значение имеют жесты. По движениям рук можно прочитать, что у человека на уме, говорит ли он сейчас правду или обманывает. Я подбираю людей по ощущениям: если человек мне не нравится, он не сможет войти в нашу команду.
Павел Медведев, генеральный директор компании «Звезда». Приходящий в нашу команду человек должен соответствовать по своим убеждения духу всей фирмы. Это сложно сформулировать в идее какого-то конкретного набора качеств или принципов. Здесь просто важно доверять интуиции, ощущениям – «нравится» – «не нравится». Это как любовь – объяснить невозможно. Чтобы успешно сотрудничать с человеком и я, и коллектив изначально должны принимать его целиком и полностью. Должно быть ощущение, что это наш человек. У него должен быть такой же темп мышления. Как у тебя. Он должен понимать тебя с полуслова. Еще мне не нужны люди, которые стремятся попасть на все готовенькое, которые не любят напрягаться. А мне нужны люди, которые готовы бороться за место под солнцем. Это люди с жестким характером, которые стараются сегодня добиться большего, чем вчера. Они не ищут теплого места, трудные задачи «заводят» их. А спокойная жизнь для них скучна.
Виктор Немкин, директор ООО «Брокеркредитсервис». Я не сторонник мнения: «Государство – это я». Поэтому под себя сотрудников никогда не подбираю. Компания состоит не из одного человека. Если просто набрать группу людей – это еще не значит, что они станут работоспособной командой. Именно поэтому вопрос коллектива для нас всегда один из важнейших. Тот, кто является профессионалом в своем деле, но при этом не может ужиться с коллективом, в нашей команде долго не продержится.
Генри Форд. Главное правило в подборе кадров: сотрудник должен уметь выполнять свою работу. И все. Личные качества кандидатов на тот или иной пост Форда, мягко сказать, интересовали мало. Бизнесмену были важны профессиональные качества, поскольку он был уверен в том, что на работу люди ходят, чтобы работать, а не общаться. Форд был внутренним противником внутренних коммуникаций между отделами и частных собраний. Постоянно расширяя штат технических специалистов, он стремился свести к предельному минимуму количество сотрудников, занимающихся бумажной работой. [1]
В заключение своей работы я хочу вспомнить мудрость, сказанную Конфуцием: «Лидеру лучше находиться в умиротворенной атмосфере центра, вокруг которого все вертится. И не в коем случае ни наоборот». Если в будущем я стану руководителем, то постараюсь следовать принципам:
· Руководитель не должен все взваливать на себя.
· Не учить каждого в отдельности «пинать мяч», а выработать единый стиль командной игры.
· Отвечать за взаимодействие сотрудников.
· Не оказывать давление на подчиненного, тогда каждый сотрудник станет немного руководителем.
· Стремиться подобрать команду, а не подчиненных.
· Видеть в подчиненных людей, иначе можно остаться без команды.
Хочу напомнить, что 16 октября все прогрессивное человечество отмечает День Шефа. Праздник был основан в 1958 году Патрицей Хароски, секретаршей из Иллинойса (США), которая сгорая от желания угодить своему любимому шефу, решила ввести в практику вручение подарков первому лицу компании в традицию. Наконец-то подарки стали получать не только сотрудники, но и руководители. Причем, что особенно приятно, от души. Дата праздника была выбрана не случайно. 16 октября – день рождения отца Патриции. Ее отец и шеф – это одно лицо.
1. Журнал «Бизнес и жизнь», сентябрь 2006 г.
2. Журнал CHIEF, №4 (32), 2007.
3. www.fastpad.ru
4. freereferats.ru.
[1] Анатолий Бахтин - с 2004 года –генеральный директор треста «Уралсталькострукци» Карьерный путь в этой компании начинал в 1988-ом мастером участка. Уже тогда он поставил себе амбициозную цель - когда-нибудь возглавить предприятие. По пути к заветной должности был коммерческим директором УСК и директором завода ЖБИ. Итого 16 лет стажа на одном предприятии.
[2] Николай Пряшников начал карьеру в 19 лет с должности торгового представителя в компании «Московская сотовая связь». Продавал мобильные телефоны. Сейчас руководит бизнесом ОАО «ВымпелКом» в российских регионах. Окончил Московский автодорожный институт. В 1996 году получил финансовое образование во Всесоюзном заочном финансово-экономическом институте Получил степень магистра делового администрирования в1998 году. Предки Пряшниковых, купцы Оловянишниковы, были поставщиками императорского двора.
Страницы: 1, 2