Рефераты. Профессиональная мотивация студентов-менеджеров

Глава 2. Эмпирическое изучение динамики профессиональной мотивации у студентов – менеджеров

2.1 Организация и методы исследования


После изучения теоретических основ нашей проблемы – динамики профессиональной мотивации у студентов – менеджеров – мы провели эмпирическое изучение по выявлению особенностей профессиональной мотивации.

Основной задачей нашего исследования являлось выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности у студентов Белгородского Государственного Университета факультета управления и предпринимательства. В исследовании принимали участие студенты группы 110601 (3 курс) и 110806 (1 курс).

Возрастной состав испытуемых от 17 до 23 лет. Общее количество составило 35 человека, из них 6 парней, 29 девушек.

Исследование проводилось в рабочей обстановке, во время перерыва. Перед выполнением тестов был проведен краткий инструктаж о правилах выполнения тестов.

В данном исследовании применялся опросник на выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности.

Этот опросник был выбран нами из-за удобство использования - тесты удобны, просты и практичны. Четкие, лаконичные вопросы – простые и понятные ответы.

Данная методика состоит из ряда утверждений, каждое их которых имеет 3 различных окончания. Необходимо из трёх вариантов окончания выбрать наиболее верный. Далее в бланке ответов, розданные испытуемым, отыскивается соответствующий ответ и отмечается, обводя его кружком. Отвечая на вопросы, не следует стремиться произвести заведомо приятное впечатление, т.к. важен не конкретный ответ, а суммарный бал по серии вопросов.

Методика предназначена для изучения мотивов профессиональной деятельности. Среди них условно выделены четыре основные группы:

1)                мотивы собственного труда (МСТ). Студенты с данной группой мотивов характеризуются рациональным использованием рабочего времени для выполнения конкретных задач, соблюдением трудовой дисциплины, увлеченностью процессом труда и его результатами.

2)                мотивы социальной значимости (МСЗ) характеризуют стремление студентов к согласованной работе в коллективе, их заинтересованность, инициативность, требовательность в совместной деятельности в целях достижения социально значимых результатов, осознанность общественного значения избранной профессии.

3)                мотивы самоутверждения в труде (МСУТ) означают, что студенты стремятся к более полному выявлению и использованию своих личностных возможностей в профессиональной деятельности.

4)                мотивы профессионального мастерства (МПМ). формируют у студентов применить знания для повышения качества работы и получения дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков.

Исследования по выявлению ведущих мотивов профессиональной деятельности можно проводить и с одним испытуемым и с группой.

Результат, который получился и есть ведущий мотив профессиональной деятельности.


2.2 Результаты изучения динамики профессиональной мотивации у студентов – менеджеров

В результате проведенного нами исследования в группах были подсчитаны баллы, приведенные в таблице 2.1. (см. Приложение 1)

По данным таблицы видно явное преобладание одной группы мотивов профессиональной деятельности – мотивы самоутверждения в труде. Они доминирует у 21 тестируемого. У студентов 1 курса этот показатель встречается у 8 человек, а у студентов 3 курса – у 13 человек.

На втором месте стоят мотивы социальной значимости. Они преобладают у 9 учащихся. Из них 5 человек – студенты 1 курса и 4 человека - студенты 3 курса.

Мотивы профессионального мастерства доминируют у 3 студентов: 1 курс – 3 человека, 3 курс – 1 человек.

И, наконец, мотивы собственного труда встречаются только у 2 студентов: 1 курс – 1 человек, 3 курс -1 человек.

В результате исследования выявились следующие процентные соотношения:

Таблица 2.2.

                                               № группы

Мотивы

Кол-во человек

Группа 110601

Группа 110806

Мотивы собственного труда

5,26%

0,39%

Мотивы социальной значимости

6,92%

31,25%

Мотивы самоутверждения в труде

68,42%

50%

Мотивы профессионального мастерства

5,26%

18,75%

Рис. 2.1. Гистограмма значимости мотивов профессиональной деятельности

Данные гистограммы наиболее ярко показывают преобладание у студентов обоих курсов мотив самоутверждения в труде.

Профессиональна ориентация динамична, изменчива и представляет непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все плюсы и минусы предлагаемой работы) в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места.

Профессиональная мотивация формируется в результате целенаправленной деятельности школы, вуза и коллективов, в которых приходится работать выпускникам школ, вузов и других учебных заведений. При рассмотрении проблем, связанных с профессиональной мотивацией, вопрос о влиянии мотивации на успешность деятельности является одним из основных. Общепризнано, что от выраженность профессиональных мотивов зависит эффективность деятельности.


2.3 Рекомендации по оптимизации профессиональной мотивации у студентов – менеджеров


Общий смысл формирования оптимизации профессиональной мотивации состоит в том, что преподавателям желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному.

Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в вузе, группе; участие студента в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества преподавателя и учащегося, помощь преподавателя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение преподавателем студентов к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи преподавателя; ролевые игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение преподавателем поощрения и порицания.

Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения студента учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Работа преподавателя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, должна включать в себя следующие виды воздействий:

• актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;

• создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);

• коррекция дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения студента как к уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

Также немаловажно какими личностными качествами обладает преподаватель и насколько он сам заинтересован в преподаваемом предмете.

Рекомендации по оптимизации общения со студентами:

• никогда не оскорбляйте студента за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него с высоты своего авторитета;

• прежде, чем ругать учащегося за неумение, необходимо попытаться понять причину его затруднений;

• преподаватель должен объединяться вместе со студентом против объективных трудностей, стать его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем;

• не стоит забывать, что без помощи профессионала полноценного овладения профессией у студента не произойдет;

• необходимо показывать студенту искреннюю заинтересованность в нем. При оказании помощи выбирать доверительный стиль общения.

Выводы.

Из результатов проведенного нами исследования видно, что как у студентов первого курса, так и у студентов 3 курса доминируют мотивы самоутверждения в труде, т.е. в процессе перехода с одного курса на другой, мотивы профессиональной деятельности остаются неизменными. Это связано с тем, что профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или соответствующих центрах профориентации.



Заключение

Высокая отдача от работников возможна лишь в том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут положительно относиться к выполняемой работе. Это возможно лишь тогда, когда процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень трудовой мотивации.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности.

Из результатов проведенного нами исследования видно, что как у студентов первого курса, так и у студентов 3 курса доминируют мотивы самоутверждения в труде, т.е. в процессе перехода с одного курса на другой, мотивы профессиональной деятельности остаются неизменными. Это связано с тем, что профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или соответствующих центрах профориентации.



Список использованной литературы


1)                Баткаева, И.А. Мотивация трудовой деятельности / И.А. Баткаева. – М.: ГАУ, 1996. – 134 с.

2)                Бодди, Д. Основы менеджмента / Д. Бодди, Р. Пэйтон / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1999. – 816 с.

3)                Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. - М., 1972.

4)                Валеев, Т.И. Формирование структуры профессиональной мотивации студентов ПФФК УдГУ / Т.И. Валеев. - Ижевск , 2003. – 54 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.