5. создание региональной системы оценки качества образования, направленной на адекватную и гласную оценку результатов работы образовательных учреждений;
6. приведение профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров на разных уровнях профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда и перспективами развития экономики;
7. модернизация системы мер адресной социальной поддержки и стипендиального обеспечения, обучающихся в образовательных учреждениях;
8. приоритетное развитие фундаментальной науки, сохранение и поддержка ведущих научных школ, содействие воспроизводству и повышению качества ее кадрового потенциала, включая подготовку кадров высшей квалификации;
9. информационная и социологическая поддержка образовательной политики.
Таким образом, деятельность Департамента образования и науки направлена на предоставление населению Югры качественных образовательных услуг, отвечающих современным требованиям и условиям социально-экономического развития региона в части обеспечения установленных действующим законодательством полномочий органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере образования.
Структура Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представлена в приложении 1.
Рассмотрим организационные основы деятельности каждого отдела Департамента.
1. Управление по обеспечению прав детей на образование состоит из трех отделов:
- отдел комплексного обеспечения соблюдения законодательства по обеспечению права на образование;
- отдел общего специального и дошкольного образования;
- отдел координации систем сопровождения и обеспечения безопасности детей;
- отдел организации деятельности по опеке и попечительству и охране прав детей.
Все отделы данного управления находятся под подчинением начальника управления, который, в свою очередь, подчиняется первому заместителю директора Департамента.
Основными функциями управления является обеспечение соблюдения законодательства по обеспечению прав детей на получение общего, специального и дошкольного образования, осуществление комплексных проверок образовательных учреждений, а также обеспечение безопасности детей.
2. Управление профессионального образования и науки состоит из двух отделов:
- отдел высшего профессионального образования и науки осуществляет контроль проверку и регулирование нормального функционирования высших учебных заведений;
- отдел начального и среднего профессионального образования, функцией которого является обеспечение работы и контроль за учебными заведениями начального и среднего профессионального образования.
За деятельностью данного управления следит заместитель директора Департамента – начальник управления.
3. Управление перспективного развития и координации программ обучения состоит из четырех отделов:
- отдел воспитательной работы и дополнительного образования, к нему относятся различные секции, кружки, школы искусств;
- отдел развития образования и реализации комплексных проектов;
- отдел информационно-аналитического обеспечения;
- отдел информатизации образования.
Все вышеперечисленные отделы находятся под управлением заместителя директора по перспективному развитию и координации программ обучения.
4. Управление финансово-экономического обеспечения включает в себя два отдела:
- отдел информирования и финансово-экономического обеспечения;
- отдел финансово-экономического мониторинга целевых программ и госзаказа.
Во главе – заместитель директора – начальник управления.
5. Управление бюджетного учета, отчетности и финансового контроля состоит из двух отделов:
- отдел бюджетного учета и отчетности;
- отдел финансового контроля.
Существует еще три невзаимосвязанных отдела, которые подчиняются помощнику директора Департамента, это:
- отдел государственной гражданской службы и кадров (занимается подбором персонала, учетом рабочего времени, отпусками, больничными, военной службой, увольнениями и т.д.)
- общий отдел;
- отдел государственно-правовых и договорных отношений.
Рассматриваемая организационная структура является линейно – функциональной ступенчато-иерархической структурой организации управления. При таком виде организации линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные подразделения. Структура в значительной степени отражает штатное расписание организации.
Преимуществом данной структуры управления является возможность получить высокую степень профессиональной специализации сотрудников; точно определить места и необходимые ресурсы (особенно кадров); способствует стандартизации, формализации и программированию процесса; а так же простота и привычность, четкость распределения функций управления между руководящим персоналом.
Таким образом, проанализировав действующую организационную структуру Департамента образования и науки Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, можно выделить ряд недостатков:
1. данная структура не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, которая непосредственно требуется по характеру выполняемой работы;
2. невозможность управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы;
3. дублирование функций управления в разных отделах, что приводит к росту затрат на содержание управленческого аппарата.
Для устранения выявленных недостатков структуры департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры необходимо спроектировать новую организационную структуру. Об этом подробно будет написано в следующей главе.
3.2 Проектирование новой структуры управления Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
В современных условиях процесс реструктуризации организации становится объективной необходимостью, обеспечивающий конкурентоспособность предприятия и его выживание. За последнее десятилетие практически ни одна ведущая корпорация в мире не смогла избежать рискованной и болезненной процедуры радикального реструктурирования. Промедление и попытка обойтись без серьезных изменений привели к исчезновению каждой четвертой компании из списка 500 ведущих корпораций мира.
При проектировании организационной структуры управления необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом требовалось выполнить следующие условия:
· решение одних и тех же вопросов не должно находиться в ведении разных подразделений;
· все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений;
· на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом подразделении.
Согласно классической теории организации, структура предприятия должна разрабатываться сверху вниз. Последовательность разработки организационной структуры схожа с последовательностью элементов процесса планирования.
Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.
Весь этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям[58]:
1. Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы.
2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними – заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
3. Регламентация организационной структуры – предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчёты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.
На основе вышесказанного предлагается новая структура Департамента образования и науки Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, которая представлена в приложении 2.
Рассмотрим подробно преобразования, которые были проведены относительно старой организационной структуры Департамента.
1. Управление по обеспечению прав детей на образование было переименовано в управление реализации государственной политики в сфере общего образования.
Был ликвидирован отдел организации деятельности по опеке и поручительству и охране прав детей в связи с наделениями данными полномочиями департамента труда и социальной защиты населения.
Отдел комплексного обеспечения соблюдения законодательства по обеспечению права на образование был совмещен с отделом координации систем сопровождения и обеспечения безопасности детей, был назван отделом обеспечения безопасности жизнедеятельности и перенесен в управление ресурсного обеспечения.
В общем, в управлении реализации государственной политики в сфере общего образования осталось два отдела:
- отдел общего образования, который раньше назывался отделом общего, специального и дошкольного образования;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12