Как было ранее замечено, показателем
зрелости и эффективности коммуникативных процессов в коллективе является
социально-психологический климат. Благоприятный социально-психологический
климат в ТФОМСе, в основном, характеризуется на данный момент следующими
положениями:
1. Ценности и отношения в коллективе
соответствуют, главным образом, ценностям и задачам общества, то есть социально
одобряются, и одновременно соответствуют ценностям и задачам организации.
2. В межличностных отношениях развиты
взаимное доверие и уважение друг к другу.
3. Существует достаточная взаимная информированность
по значимым вопросам.
Благоприятный
социально-психологический климат необходимо поддерживать постоянно. Упущение
этого условия приводит к огруппнению мышления, при котором служащие постепенно
группируются протестуя против сложившейся ситуации.
Необходимые меры, которые должен
принимать руководитель, чтобы недопустить группового мышления следующие:
1. Быть беспристрастным, не занимать
предвзятую позицию.
2. Просить подчиненных подходить к
проблеме критически, поощрять возражения и сомнения.
3. Отвести одному или нескольким
участникам роль жесткого и принципиального критика.
4. Время от времени делить группы на
части, собирать их по отдельности и вместе.
5. Заранее рассмотреть и вычислить
разнообразные пути решения проблемы.
6. Выработав предварительное решение,
собрать собрание еще раз и спросить о сомнениях.
7. Пригласить некоторых лояльных
служащих в качестве экспертов со стороны, чтобы оспорить взгляды групп.
8. Поощрять членов группы делиться
соображениями с доверенными лицами и сообщать об их реакции.
9. Создание независимой группы для
решения этой проблемы.
В ТФОМСе ЕАО есть незначительные
проявления неблагоприятного социально-психологического климата, который нередко
проявляется в неформальных коммуникациях, а также в отсутствии взаимной ответственности
и взаимовыручки. Также можно отметить недостаточную инициативу со стороны
служащих и отсутствие творческого отношения к труду.
Методы решения этих проблем были
описаны выше, стоит только добавить следующие:
1. Поощрение инициативы со стороны
служащих (премирование, награды, информирование о деятельности отличившегося
работника на собрании Правления ТФОМСа).
2. Постоянное слежение за уровнем
социально-психологического состояния коллектива: проявление заинтересованности
состоянием дел каждого работника, утренние посещения всех отделов организации
(быть у всех на виду).
Руководитель должен обладать высокой
степенью коммуникативной культурой.
В основе коммуникативной культуры лежат
общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с
признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность,
тактичность, скромность, точность, предупредительность.
Вежливость – это выражение уважительного
отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях,
в интонации голоса, мимике и жестах.
Корректность – умение держать себя в рамках
приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно
корректное поведение в спорах, когда появляются новые конструктивные идеи,
проверяются мнения и убеждения.
Тактичность также одно из важных
составляющих коммуникативной культуры. Чувство такта – это прежде всего чувство
меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека,
поставить его в неловкое положение
Скромность в общении означает
сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей.
Точность также имеет большое значение
для успеха деловых отношений. Без точного выполнения данных обещаний и взятых
обязательств в любой форме жизнедеятельности дела вести трудно.
Предупредительность – это стремление первым оказать
любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.
Также руководитель с высоким
уровнем коммуникативной культуры должен учиться владеть:
• эмпатией – умением видеть мир глазами
других, понимать его так же, как они;