Итак, социально-психологические
методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные
группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в
дозированном и дифференцированном применении тех или иных приёмов из перечисленных
выше.
Нестабильность экономического состояния предприятия, финансовые трудности,
несвоевременная выплата заработной платы, длительные простои, конечно, не
способствуют поддержанию хорошего социально-психологического климата, т.к.
руководитель значительно больше времени вынужден уделять не человеческому
общению и функциям управления персоналом, а непосредственно производству,
маркетингу, финансам, т.е. другим функциям. [6]
Примером
социально-психологических методов управления может служить удовлетворение и
стимулирование персонала. Чтобы сохранить хороших работников, следует следить,
чтобы они были счастливы и довольны, стараться их стимулировать для лучшего
выполнения ими работы, что, в свою очередь, принесёт пользу компании.
Владелец малого
бизнеса может сохранить своих работников и сделать их довольными, например,
создав благоприятную рабочую обстановку. Следует продумать, достаточны ли
отопление, вентиляция, освещение? Работники будут недовольны, если они должны
работать в жарком, душном помещении. Также необходимо подумать о планировке
помещения: имеет ли каждый работник своё собственное рабочее место, является ли
оборудование офиса современным и лёгким в эксплуатации, могут ли работники
удобно сидеть за своими столами на стульях, которые не будут вызывать болей в
спине и т.д. Особенно надо подумать о рабочей обстановке, если на предприятии
работают инвалиды. Для слепых и слабовидящих работников необходимо, чтобы
коридоры и проходы не имели препятствий. Для работников с ослабленным зрением
письменные документы должны быть увеличены с помощью ксерокса, любые знаки и
объявления написаны ясно и четко.
Глухие или
слабослышащие работники будут рады использованию такого оборудования, как
мигающие лампочки, наушники или усилители. Для работников, которые ходят с
трудом или прикованы к креслам-каталкам, нужно предусмотреть пандусы с перилами
на определенной высоте, широкие дверные проемы; чистые нескользкие полы;
обозначения, инструкции, палки, выключатели и ручки на удобной высоте, а также приспособленные
туалеты и ванные комнаты. Этот список ни в коем случае не является исчерпывающим.
Наилучший способ решить, как удовлетворить потребности инвалида, — это
поставить себя на его место. Например, почему бы не провести рабочий день в
кресле-каталке, чтобы обеспечить хорошую рабочую обстановку для инвалида.
Если
рассмотреть опыт зарубежных стран в управлении персоналом предприятия, то
японский стиль управления кадрами отличает проявление уважения к человеку,
формирующееся за счёт системы пожизненного найма, незначительной дифференциации
продвижения по службе, а также систематического обучения и вовлечения персонала
в управление. Система пожизненного найма ценна созданием у персонала ощущения
того, что «все в одной лодке». При этом для персонала существует много
возможностей продвижения наверх и повышения заработной платы. Но дифференциация
работников незначительна, поэтому они считают добросовестную работу выгодной. С
другой стороны, акцент на обучение и расширение возможностей участия в управлении
улучшает понимание роли своего труда. Эти факторы приводят к высокой
производительности, восприимчивости к нововведениям и, в конечном счёте, к
высокой конкурентоспособности на мировых рынках.