Несмотря на постоянный рост, Гейтс никогда не поддавался искушению снизить качество команды Microsoft, особенно в группах разработчиков продуктов. Он знал, что привлечение лучших программистов облегчит приход других такого же уровня. Другие компании ставят новым сотрудникам испытательный срок, Microsoft же предпочитает провести внимательное наблюдение еще до принятия на работу. Такая страховка с самого начала позволяет избежать дополнительного ущерба, включая моральный, который происходит, когда кто-то должен быть уволен из-за того, что не справился с работой.
Кредо компании при приеме людей на работу состоит в том, что посредственный работник хуже неудачного контракта. Мы нормально относимся к тому, если кто-нибудь не приходит на работу, объясняет Гейтс свои предпочтения при приеме на работу сотрудников, “но если у нас посредственный человек, значит, у нас большие проблемы”.
Проблема состоит в том, что от посредственного человека трудно избавиться, но он занимает место, которое мог бы занимать кто-то талантливый. Для того, чтобы это избежать, в начале своей деятельности Гейтс настаивал на том, чтобы нанимать меньшее количество сотрудников, чем то, которое реально требовалось. Его формула = n-1, где n – это количество нужных людей.
Это простое правило несло в себе совершенно ясное понимание – нанимай только самых лучших людей, так как в свою команду ты никогда не получишь всех, кого хочешь. До сих пор в Microsoft нет никакого “балласта”,и Гейтс сам занимается привлечением особо способных людей, зачастую лично проводя с ними интервью.
Знаменитое трудолюбие Гейтса находит выражение в культуре Microsoft, которое можно определить как “работать, работать и еще раз работать”. Уже много лет Гейтс рассматривает отпуска как признак слабости. Лагерь Microsoft в Редмонде приспособлен к тому, чтобы дать возможность работникам работать допоздна. Для них нормально заказывать пиццу прямо в офис, чтобы не переставать работать во время еды. Компания даже раскошеливается на безалкогольные напитки и кофе.
У Гейтса также имеется особый подход к менеджерам. Он считает себя незаурядным менеджером по работе с персоналом ( несмотря на то, что некоторые считают его агрессивную и иногда нетерпеливую манеру общения “жестким менеджментом” ). Как у технического эксперта, у него мало времени для того, чтобы выполнять функции “главного менеджера”, поэтому он ожидает, что работники Microsoft будут сочетать в себе менеджерские способности с другими областями специализации.
“Искусство менеджмента состоит в том, чтобы продвигать людей по службе, не делая их менеджерами”, - сказал он однажды. С тех пор он изменил это утверждение, уточнив, что это касается больше всего технической среды. Тем не менее его взгляды остаются неизменными.
Microsoft всегда предоставляла своим работникам долгосрочный доступ к акциям – почти весь состав получает право приобрести в будущем акции Microsoft по фиксированной цене. С помощью акций Гейтс сделал миллионерами больше людей, чем какой-либо другой предприниматель в истории. Многие из тех, кто продолжает работать в компании, уже давно больше, чем миллионеры.
Учиться выживанию
В Microsoft Гейтс создал ненасытную обучающуюся машину. По его мнению, обучение – это признак “умной организации”, элемент, обеспечивающий постоянное совершенствование ее внутренних процессов. Это также лучший способ избежать самодовольства и защита от ошибок. Гейтс преуспел, превращая в капитал ошибки других.
Особый талант Гейтса заключается в избегании капканов, в которые другие, как правило, попадаются, и в использовании возможностей, вытекающих из собственных ошибок. В индустрии, в которой многие сильные упали лицом в грязь, достижения Гейтса впечатляют.
Способность быстро вводить новых людей в организацию была ключевым фактором для развития компании. Благодаря созданию систем документации знаний новые сотрудники имели постоянный доступ к тому, что их коллеги уже освоили. Поскольку сравнительно небольшое количество людей ушло из Microsoft к его прямым конкурентам, риск того, что ценная информация может покинуть Кампус, минимален. Одна из причин, по которым Гейтс предпочел устроить Кампус Microsoft в Редмонде, а не в Силиконовой долине, по его словам, состояла в том, что это тесное сообщество “не смогло бы долго хранить там наши секреты”.
В Microsoft Гейтс создал систему, в которой разные ответвления организации поддерживают постоянную связь со своими коллегами. Он страстный приверженец того, что называют “петли обратной связи”, и они выстроены во всем, чем занимается Microsoft. Как можно было ожидать от одной из ведущих компьютерных фирм в мире, Microsoft отличается очень сложной электронной инфраструктурой. Каждый сотрудник организации может общаться со всеми остальными посредством e-mail, включая самого Гейтса.
Наличие петель обратной связи в Microsoft вызывает некое беспокойство у его соперников. Одна из сфер их особого внимания – это вопрос так называемой “Китайской стены” между командами разработчиков операционных систем и разработчиков приложений. Обладание операционной системой, являющейся нормой в индустрии, дает разработчикам приложений из Microsoft большое преимущество перед другими компьютерными компаниями. Теоретически Microsoft должен был продолжать поддерживать уровень в этой сфере разделением секций операционных систем и приложений. Это искусственное разделение назвали “Китайской стеной”. Все же конкуренты всегда твердили, что она полна дыр и что разработчики приложений из Microsoft обладают внутренней информацией об операционных системах, недоступной для разработчиков из конкурентных фирм, и наоборот.
Существует еще один ключевой фактор, удерживающий Microsoft на вершине индустрии. Гейтс всегда хотел тестировать продукты на клиентах. Бета-версии программ компании предлагаются клиентам, готовым поддерживать обратную связь, для того чтобы спрогнозировать действия нового программного обеспечения. Таким образом, разработчики компании получают настоящую реакцию людей, которые будут использовать готовую версию программы. Клиенты, принимающие участие в бета-тестировании, сообщают разработчикам в Редмонде о недочетах или затруднениях, которые они находят, и высказывают мнение о практичности продукта.
Таким образом, клиент становится частью процесса обратной связи еще до того, как продукт выпущен на рынок, - это ускоряет признание новых продуктов на рынке. Это также является важным фактором скорости, с которой Microsoft может разрабатывать и сбывать на рынке новые приложения.
Критики возражают, что, выпуская приложения до того, как они были протестированы,
Microsoft в сущности использует своих наивных клиентов для тестов. Однако все же многие компании, принимавшие в этом участие, рассматривают этот процесс как полезный источник предварительной информации о будущих разработках Microsoft и даже как возможность повлиять на конечный продукт.
Многие компании, работающие в области высоких технологий, безусловно заинтересованы в будущих продуктах Microsoft, так как программное обеспечение и системы, которые они выпускают, согласованы со стандартом Microsoft. Для них выгодно получать от разработчиков предварительную информацию о направлениях развития технологии – факторе, от которого сильно зависит успез их собственных будущх продуктов.
Не ожидай никаких благодарностей
Если существует урок, который Билл Гейтс освоил с трудом, то это тесная связь между славой и подлостью. Ты не можешь ожидать, что, став самым богатым человеком в мире, не наживешь себе врагов. В компьютерной индустрии у Гейтса их больше, чем тех, кого он сам считает врагами. К тому же он привлек интерес федеральных антитрестовских властей, которые в течение многих лет вели расследование предполагаемых действий
Microsoft против своих конкурентов. Чему же он научился?
1. Не допускай, чтобы тебя задевала чужая зависть. Самый поразительный аспект известности Билла Гейтса – это ее негативность. Почему-то для большого чмсла людей Гейтс, как никакой другой бизнесмен прежде, ассоциируется с мрачными махинациями большого бизнеса.
2. Используй внимание СМИ для сбыта своих продуктов на рынке. Microsoft известность его основателя идет на пользу. Посещение Гейтсом других стран привлекает такое же внимание, как посещение главы правительства. Политики любят фотографироваться в его компании. Это дает Гейтсу свободный доступ в коридоры власти.
3. Не мирись с дураками. Гейтс прожил всю свою жизнь среди очень умных людей. Он не выносит глупых вопросов. Критики утверждают, что его социальные качества нуждаются в некоторой полировке.
4. Дружи с богатыми и известными людьми. Когда Гейтс и корифей в инвестировании Уоррен Бафет объявили о том, что берут отпуск и вместе уезжают в Китай, многие СМИ посчитали, что это, должно быть, какой-то странный рекламный трюк. Комментаторов удивляло, что двое самых богатых в мире людей могут интересоваться чем-то другим, кроме своих гор денег. Гейтс и Бафет стали хорошими друзьями. Некоторая часть популярности Бафета достается и Гейтсу.
5. Отдай все, но не сейчас. По поводу наследства Гейтс объявил, что оставит каждому из своих детей не больше десяти миллионов долларов.
Встань на позицию провидца
Билл Гейтс – это бизнес-лидер нового типа. С годами он постоянно демонстрировал, что он стоит ближе всего к тому, что можно назвать пророком компьютерной индустрии. Его глубокое понимание технологий и уникальный способ обобщения данных наделяет его особой способностью определять будущие тенденции и направлять стратегию Microsoft. Это внушает благоговение почитателям Microsoft и вызывает чувство страха у соперников.
Гейтс осуществляет еще одну роль в Microsoft. Он - хранитель культуры и ценностей компании. Некоторые компании, как, например, Merril Lynch, буквально увековечила свои ценности в камне (компания вывешивает свои основополагающие принципы во входном фойе всех своих зданий).
В последние годы он пошел на шаг дальше, написав книгу о будущем технологий – “Путь вперед”. Это немного рискованная стратегия, но Гейтс, очевидно, чувствует себя обязанным быть достойным своего имиджа компьютерного провидца. Только время покажет, преходящи ли были идеи президента Билла. Гейтс говорит, что он платит своим людям для того, чтобы они “сидели и думали”. Но даже в большей степени, чем программисты Microsoft, сам Гейтс рассматривает свою роль как “пророка компании”. Он освободил себя от более светских аспектов ведения бизнеса, считая, что его работа – прогнозировать будущее.
Гейтс говорит на языке компьютерных программистов. Этот язык перешел в его повседневную жизнь. В этом одновременно одна из его сильных сторон как руководителя и его большая слабость. В разговорах с коллегами-технарями это дает ему легкость общения с ними, что позволяет ему вдохновлять сотрудников Microsoft на достижение новых высот. Однако отрицательная сторона его “компьютерного” словаря – непонимание, возникающее, когда он пытается общаться с более широкой публикой.
Другой пророк Силиконовой долины, Энди Гроув из Intel, выдумал фразу: “Выживают только параноики”, которую он даже поставил в качестве названия своей книги. Но на его месте спокойно мог бы быть и Билл Гейтс. “Чем больше возрастает мой успех, тем более уязвимым я себя чувствую”, - заметил однажды он.
Весьма показательно для природы компьютерной индустрии то, что два столь успешных бизнес-лидера описывают кредо бизнеса как непрекращающуюся паранойю. Это не должно удивлять, принимая во внимание скорость перемен на их рынках. Оба они признаются в том, что в их бизнесе перемены – это данность. Чем больше ты получаешь признания, тем более уязвимо твое положение. Проблема лидера на рынке индустрии, находящейся в состоянии перманентной революции, состоит в том, что один день ты можешь быть хозяином положения, а на следующий день можешь оказаться выброшенным вон и без средств только потому, что не уследил за каким-то изменением в процессе. Необходимость определять изменения в парадигме наиболее очевидна в компаниях, работающих с высокими технологиями. Прежде всего именно такого типа смена парадигмы застала IBM врасплох и привела к тому, что она преподнесла Microsoft на блюдечке весь рынок операционных систем, и эта позиция оказалась главной позицией на компьютерном рынке. Поэтому от страха сесть не на того коня Microsoft временами ведет себя так, как будто в ней множество лиц занимается несколькими разными и даже конфликтующими друг с другом технологиями. Перед Гейтсом – как его главной опорой и человеком, вызвавшимся на роль провидца, - стоит незавидная задача – сканировать горизонт в поисках следующего большого предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4