Рефераты. Принципы составления технического задания

 

3.5 Цель процесса концептуального моделирования


Цель процесса концептуального моделирования заключается в предоставлении заинтересованным сторонам модели (общего видения) программной системы (или группы взаимосвязанных систем), выполняемых ею функций, описания информационного пространства и взаимодействия с другими внешними АИС.

Этим процессом проводится обследование области деятельности, в которой будет функционировать программная система, анализ уровня информатизации данной области, выясняются необходимость и цели создания или модификации системы. Также проводится изучение нормативно-правового пространства и организационной структуры, осуществляющей управление данной областью. При необходимости разрабатываются предложения по их актуализации. На основе полученных знаний строится модель функционирования АИС.

Данный процесс может быть инициирован указаниями президента и правительства, изданием нормативно-правовых документов, или требованием заказчика АИС.

За действия в рамках этого процесса отвечает поставщик. Ему необходимо оформить проект концепции и подготовить документы, необходимые для ее согласования. Структура концепции системы - согласно приложению 3.

Оформление, согласование и утверждение концепции осуществляются в соответствии с:

a) законом Республики Молдова о нормативных актах Правительства и других органов центрального и местного публичного управления № 317-XV от 18.07.2003 г. („Monitorul Oficial al Republicii Moldova” № 208-210/783 от 03.10.2003 г.);

b) Постановлением Правительства о порядке проведения юридической экспертизы и государственной регистрации ведомственных нормативных актов №1104 от 28.11.1997 г. („Monitorul Oficial al Republicii Moldova” № 6-7/10 от 21.01.1998 г.).

3.6 Результаты процесса концептуального моделирования

В результате успешной реализации процесса концептуального моделирования:

a) определены цель и назначение моделируемой АИС;

b) изучены нормативно-правовая база, организационная структура управления и разработаны предложения по их актуализации;

c) определены функциональность, информационные объекты и потоки, пути интеграции с другими системами;

d) концепция оформлена, согласована и утверждена заказчиком.

3.7 Цель процесса прикладного моделирования


Цель процесса прикладного моделирования заключается в уяснении назначения программной системы, степени автоматизации действий заказчика или АИС, способов и методов получения, обработки и хранения информации и/или выполнения программных услуг. Этим процессом создается описание варианта предлагаемого поставщиком программного продукта, указываются возможные изменения инфраструктуры пользователя, обеспечивающие выполнение необходимых бизнес–процессов, при необходимости делается предварительный расчет его стоимости или затрат на реализацию и эксплуатацию.

Описанный вариант программного продукта поставщик предлагает заказчику в виде бизнес–предложения, краткое содержание которого определено в приложении 1.

Заказчик анализирует предложенный вариант программного продукта, утверждает бизнес–предложения и передает их поставщику для дальнейшей работы по сбору требований и анализу.

 

3.8 Результаты процесса прикладного моделирования


В результате успешной реализации процесса прикладного моделирования:

a) изучена предметная область;

b) определены и согласованы цели, назначение и основная функциональность программной системы;

c) разработан единый словарь терминов;

d) определены заинтересованные стороны, а также взаимодействующие организации и сторонние АИС;

e) определены бизнес-процессы и бизнес–роли программной системы;

f) разработаны предварительная архитектура программной системы и схема движения информации;

g) утверждены артефакты и передаются для дальнейшей работы.

 

3.9 Цель процесса определения требований заинтересованного лица


Цель процесса определения требований заинтересованного лица заключается в определении требований к программной системе, которая должна предоставлять услуги, требуемые заказчиком.

Этим процессом определяются требования заказчика, которые анализируются и преобразуются в приемлемые требования к программной системе. Требования заказчика должны включать потребности и желания всех сторон, заинтересованных в жизненном цикле программной системы. Требования заказчика выражают предполагаемое взаимодействие программной системы с заинтересованными лицами и являются эталоном, по которому проверяется функциональность программного продукта и его способность предоставлять услуги.

Для этих целей заказчик выделяет в проект своего полномочного представителя и наделяет его функциями принятия решения. Степень участия заказчика в разработке может оговариваться в договоре или плане руководства проектом.

Также этим процессом уточняются заинтересованные лица или группы заинтересованных лиц, причастных к программной системе в течение ее жизненного цикла и выражаются потребности, желания и ожидания заинтересованных лиц вместе с ограничениями, накладываемыми этими лицами и условиями эксплуатации.

 

3.10 Результаты процесса определения требований заинтересованного лица


В результате успешной реализации процесса определения требований заинтересованного лица:

a) детализированы бизнес-процессы, определены бизнес-функции процессов и создана модель артефактов;

b) оговорены требуемые характеристики программной системы и инфраструктура пользователя, в которой она будет использоваться;

c) определены ограничения программной системы и ее элементов;

d) достигнута постоянная отслеживаемость требований заинтересованного лица;

e) определена основа для анализа требований к программной системе;

f) обеспечена основа для ведения переговоров и согласования поставки услуг или продукта.

 

3.11 Цель процесса анализа требований


Цель процесса анализа требований к программному обеспечению заключается в преобразовании требований заинтересованного лица в техническое видение требуемого программного продукта. Этим процессом создается представление о будущей программной системе, которая должна удовлетворять потребностям заинтересованного лица без описания какого-либо конкретного воплощения.

В требованиях к программной системе или услугам, с точки зрения разработчика, оговаривается, что должна делать программная система (услуга), чтобы удовлетворить требованиям заинтересованного лица. Эти требования могут быть функциональными, количественными или качественными.

На основании анализа требований заинтересованного лица разработчик с участием заказчика разрабатывает техническое задание.

В техническом задании разработчик обязан установить оговоренные требования к разрабатываемой программной системе, включая спецификации качественных характеристик. Требования, задаваемые в техническом задании, не должны ограничивать разработчика в поиске и реализации наиболее эффективных решений, но могут оговаривать применяемые технологии и методологии разработки. Структура технического задания указана в приложении 4.

Техническое задание согласовывается с руководителями организаций (подразделений), участвовавших в его разработке, и утверждается заказчиком.

Заказчик обязан принять меры к адаптации инфраструктуры пользователя и приспособить его деятельность к разрабатываемой программной системе, т.е. принять решение относительно бизнес-процессов, подлежащих автоматизации и бизнес–ролей, участвующих в процессе. Эти действия также могут включать адаптацию штатной структуры, разработку организационно-распорядительной документации, организацию необходимых помещений, приобретение оборудования, организацию учебы сотрудников и т.д.

 

3.12 Результаты процесса анализа требований


В результате успешной реализации процесса анализа требований:

a) утверждены модель бизнес-процессов и функциональность системы, а также установлены требуемые характеристики программной системы;

b) определены проектные ограничения и квалификационные требования к программной системе, а также требования к реализации проекта;

c) установлена основа для постоянного контроля реализации требований заинтересованного лица;

d) внедрена система управления изменениями;

e) обеспечена основа для адаптации инфраструктуры пользователя к требованиям программной системы;

f) определены требования к техническим средствам и сетевым решениям;

g) утверждены артефакты и переданы для дальнейшей работы.

 

3.13 Цель процесса структурного проектирования


Цель процесса структурного проектирования заключается в разработке технического решения, которое удовлетворяет требованиям к программной системе.

Решения структурного проектирования определяют полный набор технически и коммерчески жизнеспособных системных элементов, из которых конфигурируется программная система. Это является основой для проверки соответствия реализуемой программной системы, а также для планирования и выработки стратегии сборки и тестирования.

Этот процесс охватывает действия и задачи разработчика. Разработчик управляет этим процессом на уровне проекта, создает инфраструктуру процесса и приспосабливает его к требованиям проекта.

Решения этого процесса оформляются в техническом проекте. Технический проект необходим для трансформации требований технического задания в описание реализации конкретных модулей или элементов программной системы. Технический проект служит средством общения между лицами, участвующими в проектировании и реализации программной системы.

На основании описанных в техническом задании бизнес-процессов и разработанных моделей разработчик должен создать технический проект, описывающий структуры более низкого уровня для компонентов программной системы. Необходимо разработать архитектуру программной системы и ее структурную схему с ассоциациями между элементами, определить интерфейсы, внешние по отношению к системе и между компонентами самой системы. Краткое содержание технического проекта — в соответствии с приложением 1.

Технический проект согласовывается с менеджером разработки и утверждается руководителем должностных лиц, участвующих в разработке технического проекта.

На основании результатов данного процесса определяется стратегия воплощения программной системы, детализирующая план разработки.

 

3.14 Результаты процесса структурного проектирования


В результате успешной реализации процесса структурного проектирования:

a) определена архитектура программной системы и ее элементов;

b) для проектируемого системного элемента оговорены методы и технология реализации в виде описания спецификаций, диаграмм, схем, процедур и т.д., которые удовлетворяют оговоренным требованиям заказчика;

c) проектное решение приведено в соответствие с взаимодействующими программными системами и элементами систем;

d) определена основа для проверки соответствия (тестирования) программных элементов;

e) определена основа для приобретения или сборки и интеграции программных элементов;

f) определена последовательность реализации функций программной системы;

g) утвержден технический проект.


 

Итоги


После составления ТЗ, его необходимо еще раз внимательно изучить и обсудить с консультантом. Только после урегулирования всех спорных вопросов между сторонами, можно подписывать договор про внедрение системы.

Компании часто недооценивают или переоценивают способности консультантов, и в этом случае техническое задание есть тем инструментом, который регулирует ожидания от проекта. Пользу от этого получают обе стороны - и предприятие, которому нужен результат, и консультанты, которые реализуют проект.

Составление технического задания - процесс сугубо индивидуальный в каждом конкретном случае, поэтому требует внимательного подхода к его выполнению.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.