Рефераты. Принципы самоменеджмента

Принципы самоменеджмента

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Сущность, цели и функции самоменеджмента

1.2 Концепции самоменеджмента

1.3 Слагаемые эффективного самоменеджмента

2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

2.1 Этика и социальная ответственность менеджера

2.2 Эффективное использование рабочего времени

2.3 Организация выступлений

2.4 Организация совещаний и приемы ведения деловых бесед

3. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

3.1 Особенности самоменеджмента в зарубежных странах

3.2 Самоменеджмент в России

3.3 Практические приемы самоменеджмента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время менеджмент стал одним из важнейших атрибутов новой жизни нашей страны. Менеджмент в широком смысле – это управление организациями любой формы в условиях рынка и сопутствующего ему гражданского демократического общества. Выделившаяся из широкой области менеджмента как науки и искусства управления тема самоменеджмента является весьма актуальной в настоящий момент времени. Появление самоменеджмента как такового продиктовано объективно складывающейся управленческой средой в стране, ускоренными темпами жизни и усиливающимся давлением внешней среды управления, также можно отметить влияние постоянно обновляющихся технологий управления, методик, открытий в сфере психологической науки. Каждому человеку вообще и в особенности тому, кто готовит себя к работе организатора-менеджера или уже является таковым, в первую очередь, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию направленных и выполнимых задач. Даже в ситуации цейтнота можно благодаря последовательному планированию времени и использованию методов научной организации труда лучше осуществлять свою деятельность, каждый день выделяя резерв времени (в том числе и для досуга) для действительно руководящих функций.

Нельзя не принять во внимание тот факт, что изменения в повседневной жизни и в управленческой сфере в частности повышают требования к управленческому персоналу, его профессионализму, обучению и переподготовке. Организации не могут взять на себя развитие всех навыков у всех менеджеров. Как отметили М. Вудкок и Д. Френсис [4, с. 26], это привело бы к истощению ресурсов организации и подрыву ее стабильности. Поэтому поддержание своего постоянного роста и развития становится необходимостью каждого менеджера. Эту задачу и должен выполнять самоменеджмент.

Самоменеджмент изучает способы и технологии повышения эффективности управленческой деятельности руководителя. В его круг входит огромное количество направлений, связанных с планированием, использованием рабочего времени, проведением совещаний, способам самоконтроля и самомотивации и т.д. В данной работе акцент делается на изучении этики менеджера, правильном и действенном использовании рабочего времени, даются рекомендации по проведению выступлений, совещаний. Представляется, что данные вопросы будут занимать центральное место в планировании управленческой карьеры.

В настоящей работе рассмотрены различные концепции самоменеджмента, такие как подход Зайверта [5, с. 7-4], на основе которого излагается сущность и функции самоменеджмента; исследована теория ограничений М. Вудкока и Д. Френсиса; дается анализ отечественных теорий; акцентируется внимание на концепции, направленной именно на карьеру, которая разработана немецкими авторами Швальбе. Слагаемые эффективного самоменеджмента раскрываются в работе К. Кинана «Самоменеджмент» [8, с. 38-49]. Этика и социальная ответственность менеджера проанализированы на основе исследований заслуженного деятеля науки России и профессора В.А. Абчука. Методы эффективного использования рабочего времени, организации выступлений и деловых совещаний подробно описаны Шейновым, Робинсом и Шипуновым. Далее в работе дается рассмотрение практического подхода к самоменеджменту, его недостатков и достоинств в зарубежных странах и России, дано описание применения приемов самоменеджмента на практике. Внимание уделено именно приему так называемого рефрейминга, психологическому методу решения проблем, а также даны советы, помогающие справляться управленцу справляться с негативной информацией.

Объектом исследования является менеджмент как наука и искусство управления в современном мире. Предмет исследования – это проблема самоменеджмента как нового направления в традиционном менеджменте.

Структура данной работы включает в себя такие разделы, как: современные научные взгляды на сущность самоменеджмента (рассмотрены в отдельном порядке сущность, цели и функции самоменеджмента, концепции самоменеджмента, слагаемые эффективного самоменеджмента); основные составляющие самоменеджмента (дается изложение описания этики и социальной отвественности менеджера, эффективного использования рабочего времени, организации выступлений и проведения совещаний и приемов ведения деловых бесед); в практической части работы охарактеризованы особенности самоменеджмента в зарубежных странах, освещается самоменеджмент в России и значительный акцент сделан на практических приемах самоменеджмента.

Цель исследования – осуществление помощи в закреплении навыков и приемов эффективного самоменеджмента. Цель достигается за счет ряда задач, выполнение которых предусматривает:

- обоснование понятие сущности и механизма функционирования самоменеджмента;

- анализ современных зарубежных и российских концепций самоменеджмента;

- выявление слагаемых эффективного самоменеджмента;

- описание этики и социальной ответственности менеджера;

- рекомендации по эффективному использованию рабочего времени;

- советы, применимые к организации выступлений, а также к проведению совещаний и приемам ведения деловых бесед;

- применение методов самоменеджмента на практике.



1. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Сущность, цели и функции самоменеджмента


Начало научного осмысления проблемы самоменеджмента в отечественной управленческой и социологической литературе можно отнести к середине 90-ых годов. В одной из первых публикаций на эту тему В. Карпичевым была предпринята попытка «введения в проблему» самоменеджмента, выдвинуты на обсуждение некоторые контуры модели самоменеджмента. Несколько ранее понятие «самоменеджмент» было введено в научный оборот Л. Зайвертом, руководителем Института рационального использования времени в Германии. Интерес к этой проблеме не случаен. Он обусловлен логикой развития управленческих знаний.

Самоменеджмент как новое направление в современном менеджменте возник в ответ на изменения в управленческой ситуации в мире:

возрастание масштабов и динамизм изменений в предпринимательстве и бизнесе требуют от менеджеров освоения новых подходов и навыков управления, борьбы с возможностью собственного отставания, непрерывности саморазвития;

нарастание неопределенности, давления и напряженности в различных формах жизнедеятельности организаций и связанных с этим стрессов требуют от менеджеров умения управлять собой;

превращение творческого потенциала работника в самый ценный капитал организации выдвигает требование сохранения и развития этого потенциала, в том числе и самими работниками;

исчерпание возможности многих традиционных школ и методов управления ставит менеджеров перед необходимостью освоения современных управленческих приемов переоценки своего потенциала и работы над его развитием.

Очень важным фактом является то, что потребность в мотивации творческого потенциала каждого работника и невозможность удовлетворить ее в рамках традиционного менеджмента и усилиями самих организаций вызвали к жизни процесс социологизации и психологизации менеджмента, на волне которого и возникло направление самоменеджмента, открывающее перспективы для исследования и практической реализации индивидуальной деловой карьеры.

Теперь необходимо определить сущность самого понятия «самоменеджмент». Самоменеджмент – это последовательное и направленное применение испытанных методов работы в повседневной практике для оптимального, осмысленного использования своего времени.

Соответственно основная цель самоменеджмента – максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

На самоменеджмент возлагается выполнение определенных функций, в виде которых представлено ежедневное решение разного рода задач и проблем. Функции находятся в определенной взаимозависимости и, как правило, реализуются в определенной последовательности.

Подобный процесс самоменеджмента представлен как своего рода круг правил, наглядно демонстрирующих связи между отдельными функциями самоменеджмента (рисунок 1)

Для каждой функции разработаны рабочие приемы и методы ее реализации, а также ожидаемый результат в виде выигрыша во времени. Все они составляют технику самоменеджмента.

Как видно из схемы, изображены два круга, включающие функции самоменеджмента, – внутренний и внешний.


самоменеджмент деловой этика












Рисунок 1.1 – Круг правил


Во внешнем круге обозначены пять правил:

1 – постановка целей (анализ и формирование личных целей);

2 – планирование (разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности);

3 – принятие решений (принятие решений по предстоящим делам);

4 – реализация и организация (составление распорядка дня и организация личного трудового процесса для осуществления поставленных задач);

5 – контроль (самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости – корректировка целей)).

Во внутреннем круге размещена функция 6 – информация и коммуникация (поиск и обмен информацией, осуществление коммуникационных связей, необходимое на всех фазах процесса самоменеджмента).


1.2 Концепции самоменеджмента


Первая концепция, рассматриваемая в данной работе, разработана Л. Зайвертом. Он выделяет 6 вышеуказанных функций самоменеджмента (постановка целей, планирование, принятие решений, реализация и организация, контроль, информация и коммуникация). Составлены методические рекомендации по использованию приемов и методов реализации каждой из этих функций.

К преимуществам самоменеджмента Зайверт относит:

1.                 выполнение работы с меньшими затратами;

2.                 лучшая организация труда;

3.                 лучшие затраты труда;

4.                 меньше спешки и стрессов;

5.                 больше удовлетворения от работы;

6.                 большая мотивация труда;

7.                 повышение квалификации;

8.                 меньшая загруженность работой;

9.                 меньше ошибок при выполнении своих функций;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.