Рефераты. Принципы и методы планирования

Система материальных балансов формируется по восходящей от первичных ресурсов до продукции конечного потребления и представляет собой четыре иерархических ряда:

ü    балансы продуктов конечного потребления;

ü    балансы орудий труда;

ü    балансы эндогенных ресурсов (внутренние);

ü    балансы экзогенных ресурсов (внешние).

В номенклатуру продуктов конечного потребления входят основные продукты питания и товары народного потребления, военная техника и важнейшие экспортные ресурсы.

Номенклатура остальных групп балансов формируется по принципу "графа целей": для производства конечной продукции ключевыми являются определенные виды материалов и техники, для производства которых требуются другие ключевые материалы и техника и т.д. Таким образом, межбалансовые связи доходят до экзогенных ресурсов, поступающих в экономику непосредственно из природной сферы.

Указанные типы балансов разрабатываются также в территориальном разрезе по основным потребителям или производителям материально-технических ресурсов.

Обобщающим итогом балансовых расчетов является баланс совокупных спроса и предложения, выполняемых в стоимостных измерителях. Через этот баланс осуществляется связь с балансом кредитных ресурсов, балансом доходов и расходов населения, предприятий и финансовым балансом государства, а через него с бюджетом.

Нормативный метод планирования − базируется на использовании норм и нормативов, которые предполагается использовать в плане и, соответственно, в методике расчета показателей плана. На основе этого метода рассчитывается себестоимость продукции, фонд оплаты труда, размеры платежей, определяются размеры оборотных средств, составляется план материально-технического снабжения. Определяются затраты по некоторым видам ресурсов. Если планируется изменение норм и нормативов в плановом периоде, то возможно применение поправочных коэффициентов.

Факторный метод планирования − отличается тем, что не опирается на заранее заданный перечень факторов, влияющих на изучаемые переменные, а, наоборот, при соблюдении определенных правил предосторожностей помогает обнаружить наиболее важные из этих факторов, причем скрытые. Факторный метод планирования позволяет выявить латентные обобщенные факторы, которые в достаточной для данного исследования степени объясняют изменения изучаемого показателя.

Метод экономико-математического моделирования − описывает экономические процессы и явления в виде экономико-математических моделей, основывается на принципе аналогии, т.е. возможности изучения объекта не непосредственно, а через рассмотрение другого, подобного ему и более доступного объекта, модели. В данном случае таким более доступным объектом является экономико-математическая модель.

Программно-целевой метод планирования − метод, при котором цели плана увязываются с ресурсами с помощью программ. Программно-целевой метод разрабатывается главным образом для долгосрочного планирования. Он представляет собой применение к планированию системного подхода и основан на формулировании целей экономического развития, их разделения на подцели дробного характера и выявлении ресурсов, необходимых для их согласованной реализации.

 В процессе планирования ни один из рассмотренных методов не применяется в чистом виде. В основе эффективного внутрифирменного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия и его внутренней и внешней среды. Системный анализ призван найти ответы на следующие вопросы о работе предприятия и его подразделений:

1.     Как выделить систему, деятельность которой мы собираемся планировать?

2.     В какой сфере и в каких условиях действует предприятие?

3.     Как организована фирма и как она функционирует в действительности?

4.     Какие политика и практика фирмы, ее стратегия и тактика действуют в настоящий момент?

5.     Какие главные стилевые предпочтения руководства фирмы?

6.     как работало предприятие в прошлом и как оно работает сейчас?

7.     Кем являются акционеры предприятия и сколько их по каждой категории?

8.     Что представляют собой конкуренты фирмы, какова их доля на рынке и как она изменяется?

9.     Какие законы и правительственные постановления и каким образом влияют на работу предприятия?

Полученные в ходе системного анализа ответы на подобные вопросы позволяют выявить все основные факторы, ограничивающие рост корпорации и мешающие его плановому развитию. Основные препятствия развитию наших предприятий в условиях свободных рыночных отношений обычно создаются как внутренними, так и внешними условиями. Выявление и выбор путей преодоления внутренних факторов должны стать основой планирования развития различных предприятий и фирм, совершенствования их организационных структур управления, повышения эффективности всех видов деятельности.

Практическая часть


Задание: Используя балансовый метод, составить финансовый план предприятия на квартал.

Условие:

Амортизационные отчисления – 1300 тыс. руб.;

Отчисления в ремонтный фонд – 292 тыс. руб.;

Прирост потребности в оборотных средствах – 3407 тыс. руб.;

Прирост кредиторской задолженности – 207 тыс. руб.;

Прибыль – 13800 тыс. руб.;

Ставка налога на прибыль - 24%;

Налог на имущество – 272 тыс. руб.;

Сумма прибыли, направляемая на содержание жилищного фонда – 2399,6 тыс. руб.;

Сумма прибыли, направляемая на приобретение оборудования – 5100 тыс. руб.;

Отчисления от прибыли в резервный фонд составляют 5 % чистой прибыли.


Решение

Финансовый план предприятия представляет собой сводную характеристику его финансового состояния, раскрывающую источники формирования капитала предприятия и средства его размещения и использования в текущем или плановом периоде. При планировании доходов и расходов каждое предприятие или фирма должно правильно определить рыночную стоимость своих активов и пассивов.

Балансовый метод [balance technique] — использование балансов для взаимного сопоставления ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и потребностей в них. С его помощью осуществляются увязка потребностей и ресурсов, соизмерение затрат и результатов, согласование и координация всех заданий и показателей плана, обеспечивается единство и сбалансированность всех частей и разделов плана. Балансовый метод служит важным инструментом выявления хозяйственных резервов, установления в плане и соблюдения в ходе его осуществления материально-вещественных, стоимостных и трудовых пропорций, соответствующих целям и задачам плана и обеспечивающих оптимальное и сбалансированное развитие экономики; тем самым балансовый метод используется для предупреждения и преодоления отдельных диспропорций в хозяйстве текущих планов.

Используя балансовый метод, составим финансовый план предприятия на квартал.

Разработка финансового плана предприятия предусматривает определение основных доходов и расходов, приходящихся на предстоящий период.

Рассчитаем неизвестные из условия статьи расходов:

1). Зная ставку, определим сумму налога на прибыль:


13800*0,24 = 3312 (тыс. руб.).


2). Тогда чистая прибыль предприятия определяется как разность между балансовой прибылью и общей суммой налоговых отчислений:


13800 −3312=10488 (тыс.руб.).


3). Согласно условию, отчисления от прибыли в резервный фонд составляют 5 % чистой прибыли. Получим:


10488*0,05 = 524,4 (тыс. руб.).


Решение оформим в виде таблицы 1.

Таблица 1

Финансовый план хозяйствующего субъекта на квартал

Доходы и поступления

Расходы и отчисления

показатели

тыс. руб.

показатели

тыс. руб.

Амортизационные отчисления

1300

Отчисления в ремонтный фонд

292

Прирост кредиторской задолженности

207

Прирост потребности в оборотных средствах

3407

Прибыль

13800

Налог на прибыль

3312



Налог на имущество

272



Сумма прибыли, направляемая на содержание жилищного фонда

2399,6



Сумма прибыли, направляемая на приобретение оборудования

5100



Отчисления от прибыли в резервный фонд

524,4

ИТОГО

15307

ИТОГО

15307

Финансовый план предприятия на квартал содержит доходы и расходы, которые имеют равновесное стояние своих значений.

Список использованных источников и литературы

1.       Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. − М.: Финансы и статистика, 1997. − 248 с.

2.       Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник. − 3-е изд., испр. − М.: ИНФРА-М, 2008. − 416 с. − (Высшее образование).

3.       Виханский О.С. Стратегическое управление. − М.: Гардарика, 1998.−296 с.

4.       Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учебник, изд. 2-е, испр. и доп. − М.: Академический проект, 2006. − 528 с. − («Gaudeambs»).

5.       Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. − М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

6.       Симунин Е.Н. Планирование на предприятии: Учебное пособие. / Е.Н. Симунин, В.М. Васильцова, Т.А. Симунина, Г.А. Краюшкина, В.С. Васильцов. − изд. 2-е. − Вологда: ВоГТУ, 2004. − 178 с.

7.       Ушаков И.И. Бизнес-план. − СПб.: Питер, 2007. − 224 с.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.