Рефераты. Применение принципов Э. Деминга к таможенной деятельности

Совместное коммюнике IAF-ISO Проведение сертификации по ИСО 9001:2008 в аккредитованной сфере ИСО (Международная организация по стандартизации) и IAF (Международный форум по аккредитации) согласовали план действий, реализация которого обеспечит плавный переход к сертификации на соответствие ИСО 9001:2008 в аккредитованной сфере. ИСО заявляет, что в ИСО 9001:2008 не вводится никаких новых требований. Стандарт ИСО 9001:2008 содержит разъяснения к существующим требованиям ИСО 9001:2000 и основан на восьмилетнем опыте внедрения стандарта во всем мире, подтвержденным, на сегодняшний день, примерно миллионом сертификатов, выданных в 170 странах мира. Внесенные изменения также призваны улучшить совместимость с ИСО 14001:2004. Согласованный план в отношении сертификации на соответствие ИСО 9001:2008 в аккредитованной сфере заключается в следующем: Сертификация на соответствие ИСО 9001:2008 в аккредитованной сфере не должна осуществляться до публикации стандарта ИСО 9001:2008 в качестве международного стандарта. Сертификат на соответствие требованиям ИСО 9001:2008 и/или его национального эквивалента может быть выдан только после официальной публикации стандарта ИСО 9001:2008 (должна состояться до конца 2008 года) и после наблюдательного или ресертификационного аудита на соответствие ИСО 9001:2008.

Срок действия сертификатов ИСО 9001:2000 Через год после опубликования ИСО 9001:2008 все сертификаты в аккредитованной сфере (первичные или выдаваемые при ресертификации) должны выдаваться только на соответствие ИСО 9001:2008. Через двадцать четыре месяца после опубликования ИСО 9001:2008 все действующие сертификаты соответствия ИСО 9001:2000 признаются недействительными.

Именно поэтому в настоящее время в Российской Федерации действует система сертификации, абсолютно одинаковая с международными стандартами серии ISO 9001:2008 версии 2008 года.

Характерно, что по состоянию на сегодняшний день более чем в 100 государствах эти стандарты признаны в качестве национальных. Очевидно, что создание благоприятных условий для полного и эффективного выполнения лицами, пересекающими государственную границу, таможенных правил, а главное, осуществление таможенным персоналом таможенного оформления и таможенного контроля, построенного на проверенных инструментах управления качеством предоставляемых услуг, является одной из гарантий обеспечения экономической безопасности страны. Решение поставленных на современном этапе перед таможенными органами задач требует улучшения систем управления таможенными процессами (далее СУТП). Иными словами, таможенные органы, осуществляя свои функции, обязаны обеспечить соответствующее качество собственного труда и при этом создать условия, способствующие ускорению товарооборота. При этих задачах любой руководитель желал бы иметь в своем распоряжении такую систему управления, которая в случае каких-либо нарушений в работе автоматически приводила бы к выявлению причин этих нарушений, а также к самокорректировке и самосовершенствованию.

Подобные системы управления существуют, например, в отраслях народного хозяйства и сфере обслуживания в принципах систематического улучшения трудовых процессов Э. Деминга, воспроизводящих модели управления качеством результатов труда. Указанные принципы будут приведены ниже и оцениваться в привязке к таможенному оформлению и таможенному контролю. Исходя из целей и поставленных перед таможенными органами задач, на современном этапе руководители таможенных органов всех уровней в перспективе должны осознать, что освоение системы управления качеством результатов труда по МС ИСО серии 9001 - это, прежде всего: – документированность, прозрачность, а также ответственность за реализацию всех рабочих процедур в любой сфере деятельности; – обеспечение авторитета и делового имиджа предприятия или организации.

Преимущества указанной системы управления заключаются в следующем:

– соответствие унифицированным международным требованиям;

– комплексность функций и процедур;

– наличие механизма самосовершенствования, который позволяет

бесконечно улучшать СУТП.

Внедрение системы управления таможенными органами по критерию качества труда обеспечит сознательную дисциплину и заинтересованность персонала, тщательную проработку технологии таможенных процессов, систематическое повышение квалификации персонала, оперативное реагирование на отклонения от требований действующих нормативных правовых актов, систематическую корректировку технологий, инструкций, информационного обеспечения, структур, штатов, технологического оснащения, взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности и т.д. Как уже было сказано выше, в целом – это дополнительные гарантии экономической безопасности страны.

Характерно, что внедрение СУТП не требует дополнительных материальных и финансовых затрат, а также дополнительных штатных единиц. Все элементы указанной системы включаются в положения о структурных подразделениях таможенных органов, должностные инструкции и регламенты должностных лиц. Однако требуется серьезная и кропотливая работа с персоналом и мотивацией его труда, с тем чтобы была возможность запустить в работу механизм самосовершенствования системы. Далее рассмотрим принципы Э. Деминга с позиций таможенной деятельности.

2. ПРИНЦИПЫ Э. ДЕМИНГА. ИХ ОЦЕНКА

Итак, существует задача обучения персонала для работы в системе. Что нужно сделать, чтобы обеспечение качества результатов труда было основано на максимальном вовлечении в процессы формирования качества непосредственных участников процесса труда, как преодолеть сопротивление должностных лиц необходимым нововведениям, как заинтересовать их в сознательном улучшении собственной работы? Это вопросы, в решении которых нуждается любой руководитель.

Э. Деминг дает на них ответы, которые кратко сформулированы в четырнадцати принципах. Вот эти принципы с "привязкой" к действующей СУТП:

1. Сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуги стало постоянным. Ваша конечная цель – стать конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места.

Очевидно, что в таможенном деле существует необходимость совершенствовать таможенные процедуры и воспитывать у персонала таможен постоянное стремление к этому.

2. Усвойте новую философию. Мы живем в новую экономическую эпоху.

Управляющие должны осознать свою ответственность и взять на себя руководство, чтобы добиться перемен. Новая философия жизни, которую должен усвоить персонал таможни, заключается в изменении отношения чиновника к участникам внешнеэкономической деятельности, да и к любым лицам, пересекающим таможенную границу РФ. Надо встать на позицию партнерства, основанного на разумном, доброжелательном выполнении своей государственной функции при обеспечении максимального удобства своему клиенту и безусловного выполнения требований таможенного законодательства. Руководство таможенного органа должно помогать персоналу в освоении этой философии, создавая соответствующие условия.

3. Исключите зависимость от контроля при достижении качества. Устраните необходимость в массовом контроле, сделав при этом качество неотъемлемой характеристикой товара.

Реализация этого принципа также актуальна в таможенном деле. Контроль за качеством выполнения таможенных функций лишь констатирует случившийся факт и с точки зрения улучшения качества является, в сущности, мерой запоздалой и неэффективной. Рутинная стопроцентная проверка с целью улучшения качества труда, пожалуй, равноценна включению некачественной работы в план и признанию того, что процесс не обладает теми возможностями, которые требуются в соответствии с таможенным законодательством. Руководитель, осуществляя контроль, должен в большей мере следить за стабильностью процесса. Для реализации этого принципа руководителю таможенного подразделения необходимо постоянно готовить должностных лиц к самоконтролю и постепенно сделать его основной формой контроля качества таможенных процедур.

4. Прекратите практику предоставления заказов на основании ценовых показателей. Вместо этого сведите к минимуму совокупные затраты. Старайтесь иметь одного поставщика для каждого из комплектующих, работайте с ним на основе долгосрочных отношений, взаимного доверия и лояльности.

Данный принцип Э. Деминга реализуется в таможенном деле через организацию учета затрат на выполнение таможенных функций. Здесь необходим точный учет руководителем затрат на выполнение таможенных функций и процедур и анализа.

5. Постоянно и неизменно совершенствуйте систему производства и обслуживания, чтобы повышать качество и производительность и таким образом постоянно снижать затраты.

Фактически пятый принцип - логическое продолжение действий по четвертому принципу. Эти действия являются действиями руководителя таможенного органа (структурного подразделения) по постоянному и неизменному анализу отклонений от технологий, обеспечивающих таможенные процессы, а также по разработке действенных мер по приведению этих технологий в нормативное состояние.

6. Создайте систему подготовки кадров на рабочих местах.

Профессиональная подготовка в таможенных органах должна носить систематический постоянный характер. Во многом это объясняется постоянно изменяющейся нормативной правовой базой в сфере таможенного дела, а порой и противоречивостью отдельных правовых актов. Данная учеба по подготовке кадров в таможне должна быть построена на анализе отклонений от технологий таможенных процессов и разработке предложений по предотвращению этих отклонений.

7. Создайте систему эффективного руководства. Целью инспектирования должна быть помощь людям, станкам и устройствам работать лучше. Контроль за администрацией нуждается в пересмотре, так же как и контроль за производственными рабочими.

Руководство в таможенных органах РФ – это организация, планирование и регулирование процессов, связанных с решением всевозможных задач, поставленных перед Федеральной таможенной службой. Основой эффективного управления в таможенных органах до сих пор считается жесткий контроль. Э. Дэминг, в отличие от традиционных форм контроля, предлагает исключить элемент угрозы наказания, заменив его элементом доброжелательной помощи, включающей в себя выяснение причин невыполнения поставленных задач и (что бывает очень важным в процессе деятельности таможенных органов) создание условий для выполнения их в последующем. Думается, что такой подход к управлению таможенными процессами с учетом неукоснительного выполнения всех других принципов Э. Дэминга, можно только приветствовать, поскольку причинами неудач, даже у высокопрофессиональных кадров таможенных подразделений, является выражение страха в том, что я:

– боюсь потерять работу из-за реорганизации таможенного органа;

– мог бы работать лучше, если бы знал, что произойдет завтра;

– боюсь выдвинуть идею – если я это сделаю, меня сочтут предателем;

– боюсь, что по результатам аттестации меня понизят в должности;

– боюсь, что не всегда найду ответ на вопрос начальника;

– боюсь работать в полную силу своих возможностей в коллективе, т.к. кто-то другой благодаря моему вкладу может быть оценен выше, чем я;

– работаю в системе, которая не позволяет мне реализовать мои

возможности;

– не осмеливаюсь спросить о том, что хотел бы лучше понимать причины

отдельных таможенных процессов, связанных с профессиональной деятельностью;

– не имею достаточно времени, чтобы внимательно проанализировать свою работу.

И другие выражения страха, которые необходимо в себе подавлять – и это уже восьмой принцип.

8. Уничтожьте страх, чтобы дать эффективно работать на компанию.

Администрации таможни необходимо устранить страх, прежде всего у самих себя, и всеми силами содействовать устранению его у своих подчиненных. Это, наряду с выполнением других принципов, обеспечит более эффективную работу таможни.

9. Разрушьте барьеры между отделами. Работники исследовательских, конструкторских, торговых и производственных отделов должны работать как одна команда, предвидеть возникновение проблем при производстве и использовании продуктов и услуг.

Существует определенная локальная самостоятельность служб и отделов в таможенных органах. Показательно, когда руководитель таможенного подразделения при решении своих задач зачастую не беспокоится, как принятые решения повлияют на работу других подразделений и как это скажется в перспективе на работе всего таможенного органа. В таможенном деле крайне важно, чтобы все подразделения таможни (служба организации таможенного контроля, экономический и правоохранительный блоки) работали как одна команда, имеющая общую цель.

10. Откажитесь от лозунгов, проповедей и заданий для рабочих, призывающих к нулевому браку и достижению новых уровней производительности. Подобные проповеди вызывают только противодействие, поскольку в большинстве случаев низкое качество и низкая производительность обусловлены системой и существуют вне власти рабочего.

Злоупотребление призывами к лучшей работе, лозунгами и увещеваниями в любом структурном подразделении таможни, скорее всего, является достаточно распространенным недостатком руководства. В большинстве своем это не приводит к положительным результатам, т.к. понятно, что качество работы зависит не от исполнителей, а от системы, в которой они работают. Этот принцип очень актуален для таможни.

11. Исключите нормы (квоты) на производстве. Измените руководство. Откажитесь от объективистских методов управления. Откажитесь от управления, ориентирующегося на цифры, на количественные показатели.

В таможне необходимо отказаться от установления для исполнителей количественных норм, выполненных за смену, таких, например, как обеспечить:

– обработку определенного количества таможенных деклараций;

– взимание определенной суммы таможенных пошлин;

– выявление определенного количества административных правонарушений в области таможенного дела и т.п.

Установление подобных норм мешает таможеннику работать свободно, сковывает его действия и в результате приводит к ошибкам и необходимости неоднократно переделывать работу, теряя рабочее время и тем самым снижая производительность труда. Методы управления, отличные от установления каждому таможеннику "стахановских" контрольных показателей на каждый рабочий день (смену), в большей степени способствуют активизации трудовых процессов.

12. Устраните препятствия, которые не позволяют кадровому рабочему, администрации и инженерным работникам гордиться своим мастерством.

Ответственность инспекторов должна быть изменена. Они должны отвечать не за цифры, а за качество. Это означает, кроме всего прочего, отказ от ежегодной аттестации и объективистских методов управления.

На современном этапе поднять престижность профессии таможенника представляется достаточно затруднительным. В чем же причины? Рассмотрим некоторые примеры:

– текучесть кадров, которая сводит на нет работу с ними;

– несовершенство оценки должностных лиц и аттестации по результатам их труда (аттестация в таможенных органах не требует ни от кого решения человеческих проблем, она лишь ранжирует работников, контролируя результаты их труда, но не занимается проблемами совершенствования системы);

– управление происходит только на основе имеющихся цифр и процентов без должного внимания к проблемам, с которыми сталкивается должностное лицо в процессе службы;

– отсутствие возможности предоставить жилье должностным лицам при ротации кадров;

– зачастую негативное отношение участников внешнеэкономической деятельности ввиду противоречивой нормативной правовой базы, а также отсутствия в системе руководства и планирования соответствующей ориентации должностных лиц таможенных органов на качество обслуживания и т.п.

13. Внедрите обширную программу повышения квалификации и самосовершенствования.

Понятно, что таможенным органам нужны не просто хорошие люди, а люди, которые становятся лучше благодаря образованию и самосовершенствованию. Продвижение должностных лиц таможни по службе должно происходить в условиях состязательности в их знаниях.

14. Сделайте так, чтобы каждый в компании участвовал в программе преобразований. Преобразования – дело каждого.

Необходимо констатировать, что Федеральная таможенная служба не стоит на месте. Создана Концепция развития таможенных органов Российской Федерации до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 г. №2225-р). В этих условиях важнейшей задачей руководителей таможенных органов является вовлечение всех должностных лиц в разработку программ преобразований и их реализацию.

На основе приведенного краткого анализа принципов Э. Деминга с позиций таможенного дела становится понятным, что применение указанных принципов в СУТП – необходимость. Особенности таможенной системы, во всем своем многообразии, требуют совершенствования управления этой системой. С этой точки зрения целесообразно адаптировать методы управления качеством на основе ИСО серии 9001 к таможенной системе России, таким образом обеспечив ее соответствие требованиям XXI века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема совершенствования управления организациями являлась предметом исследований многих зарубежных и российских ученых. Теории контроллинга на предприятии посвящены работы зарубежных и отечественных экономистов Э.Майэра, Р.Манна, Х.Фольмута, Е.А..Ананькиной, С.В.Данилочкина, Н.Г.Данилочкиной, В.М.Носова, С.Г.Фалько, А.М.Карминского, А.М.Оленева, А.Г.Примак и других. Появление контроллинга как функционально обособленного направления экономической работы в организации, связанного с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте, открыло также новые перспективы повышения эффективности управления в государственной службе. В последние годы контроллинг внедряется таможенными службами за рубежом, особенно в Германии и Австрии. В нашей стране контроллинг применяется в основном в коммерческом секторе, поэтому практически все научные исследования в области контроллинга посвящены контроллингу предприятия. В России вопросы контроллинга в государственной службе разработаны недостаточно полно. Отдельные теоретические и практические аспекты формирования системы контроллинга в таможенных органах прорабатывались в научных исследованиях ученых Российской таможенной академии — В.В.Макрусева, В.Н.Иванова, В.Б.Кухаренко. Однако пока не разработана концепция контроллинга как системы информационно-аналитической и методической поддержки управленческой деятельности, которая позволяет систематически совершенствовать процедуры управления таможенными подразделениями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Баландин Е.С. Международные стандарты ИСО серии 9000-2000: метод. рекомендации по применению. - Ульяновск: УлГТУ, 2003.

2. Барамзин С.В. Система управления таможенными процессами на основе международных стандартов ИСО серии 9000. - М.: РИО РТА, 2004.

3. Барамзин С.В. Теория и методология систем управления таможенными процессами. - М.: РИО РТА, 2009.

4. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

5. Конарева Л. Теория доктора Деминга. http://quality.eup.ru/

6. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: учеб. пособие. - М.: Дело и Сервис, 2009.

7. Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. №2225-р.

8. Управление качеством: уч. / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, С.Ю. Ягудин [и др.]; под ред. докт. экон. наук, профессора Ильенковой С.Д. – М.: ЮНИТИ, 2007.

9. Статья по материалам книги Лапидуса В.А. "Всеобщее качество в российских компаниях". www.six-sigma.ru

10. ISO 9000:2000 – Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

11. ISO 9001:2008 – Системы менеджмента качества. Требования. (ГОСТ Р ИСО 9001-2008).

 http://www..ru/


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.