В зависимости от предполагаемых результатов реализации предлагаемых мер можно сформулировать два возможных варианта дальнейшей деятельности завода:
1. После реструктуризации (согласование отсрочки и конкретного графика возврата) накопленной задолженности предприятие сможет нормально функционировать без серьезных изменений в его политике и действиях.
2. Переход на принципиально новую продукцию (перепрофилирование), которая проводится в самой жесткой форме: полная замена оборудования, замена или переподготовка персонала, пересмотр и смена рынков сбыта и снабжения и т.п., либо закрытие нерентабельных производств, концентрация усилий на производство прибыльной продукции и внедрение в производство новых видов продукции.
При разработке (выборе) стратегии и технико-экономическом обосновании проекта финансового оздоровления предприятия следует использовать методы стратегического планирования и современную методологию управления проектами.
Успех проекта во многом зависит от полноты и корректности разработки бизнес-плана финансового оздоровления предприятия. Обоснование полноты и достоверности разработки бизнес-плана определяется объемом и глубиной проведения необходимых исследований по рассматриваемому проекту, в том числе анализу устойчивости проекта в условиях неопределенности и рисков его осуществления и получения ожидаемого (прогнозируемого) результата.
Проведение работ по оздоровлению предприятия и увеличению его платежеспособности целесообразно начинать с разработки краткосрочных мероприятий. В качестве краткосрочных (чрезвычайных) мер по опыту других стран могут быть:
- замена руководителей отдельных подразделений, если установлены признаки их некомпетентности;
- изменение организационной структуры предприятия в направлении сокращения аппарата управления, централизации контрольно-плановых функций;
- установление жесткого контроля затрат, в том числе сокращение их отдельных видов;
- психологическая ориентация персонала на решение проблем оздоровления;
- закрытие убыточных производств и сокращение номенклатуры продукции (услуг);
- усиление маркетинговой деятельности в направлении выявления новых источников поступления средств от реализации продукции, неиспользуемых ресурсов и части активов предприятия.
Одновременно организуется работа по разработке проекта финансового оздоровления предприятия, связанного с его реабилитацией, включая реструктуризацию (активов, пассивов, производства и организации работ и т.д.) и перепрофилирование (частичное или полное) с целью адаптации к новым условиям хозяйствования и изменениям внешней среды для обеспечения успеха в длительной перспективе. Разработка проекта должна предусматривать рассмотрение альтернатив, их оценку, выбор лучшего варианта проекта и его технико-экономическое обоснование.
Таким образом, подведя итог, следует отметить, что рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов предварительной диагностики и возможной защиты предприятия от банкротства, которая получила название "системы антикризисного финансового управления". Суть этой системы управления состоит в том, что угроза банкротства диагностируется еще на ранних стадиях ее возникновения, что позволяет своевременно привести в действие специальные финансовые механизмы защиты или обосновать необходимость определенных реорганизационных процедур.
Основной целью антикризисного финансового управления является быстрое возобновление платежеспособности и восстановление достаточного уровня финансовой устойчивости предприятия для избежания его банкротства. С учетом этой цели на ОАО «ГАЗ» было предложено применить ряд мер антикризисного финансового управления. Так, финансовую стабилизацию в условиях кризисной ситуации предложено осуществлять последовательно по основным этапам: устранение неплатежеспособности, восстановление финансовой устойчивости и изменение финансовой стратегии с целью ускорения экономического роста.
Каждому этапу финансовой стабилизации предприятия соответствуют определенные ее механизмы, которые в практике финансового менеджмента принято подразделять на оперативный, тактический и стратегический.
Предложен ряд мер по оздоровлению финансового положения предприятия, преодолению кризиса и предотвращению банкротства:
1. проведение факторного анализа убытков предприятия, цель - оценить возможные причины убытков, приведшие к неплатежеспособности и неудовлетворительной структуре баланса предприятия, в том числе: факторы, приводящие к снижению объема производства, относительно высоким производственным затратам, обоснованность общехозяйственных и коммерческих расходов. Обязательно проводится раздельный анализ внутренних и внешних причин.
Задачей внутреннего анализа является выявление недостатков в действующей на предприятии системе принятия решений.
Задача внешнего анализа заключается в получении необходимой информации для руководства предприятия при формулировании своих предложений к местным и республиканским властям, отраслевым органам управления по оказанию помощи в финансовом оздоровлении предприятия (в создании условий для оздоровления).
2. прогноз финансового состояния предприятия и путей его оздоровления, главной задачей является формулирование обоснованных выводов о возможности или невозможности положительного результата при проведении оздоровления с использованием только внутренних ресурсов без серьезной перестройки работы предприятия, в том числе без частичного или полного его перепрофилирования.
3. разработка проекта (программы) финансового оздоровления предприятия с четким определением целей и стратегии финансового оздоровления конкретных мероприятий по их реализации.
При разработке (выборе) стратегии и технико-экономическом обосновании проекта финансового оздоровления завода необходимо учитывать методы стратегического планирования и современную методология управления проектами.
Неэффективность производства является также результатом неэффективного использования производственных мощностей. Для повышения эффективности использования капитала и других ресурсов следует провести ряд мер по оздоровлению предприятия. Однако все существующие методы будут неэффективны без реконструкции или иного инвестиционного проекта. Следует четко оценить внедрение новой техники и технологии производства.
Хотя сбыт – завершающая стадия оборота товара, с него начинается изучение эффективности производства того или иного товара. Поэтому исследование авто рынка – начальная стадия изучения проекта. Для исследуемого объекта следует изучить не только российский рынок, но и рынок соседних стран, в частности широкий мировой рынок.
Важным моментом, который часто не учитывают русские производители – это не спрос на товар, а цена товара конкурентов. Для завоевания рынка очень важно рассмотреть его с точки зрения потребителя. А потребителя всегда интересует соотношение «цена-качество».
После проведения анализа рынка, спроса, цен и т.д. следует изучить поставщиков оборудования. В сети Интернет многие предприятия выкидывают достаточно широкую информацию об оборудовании. Некоторые предлагают оборудование в лизинг, что выгодно и для покупателя и для поставщика. Для ОАО «ГАЗ» лизинг является наиболее приемлемым решением приобретения оборудования. Лизинг иногда не требует привлечения кредитов и иных заемных средств. В нашем случае кредит будет носить минимальный размер. Однако срок окупаемости инвестиций предполагает немалый период (ориентировочно 3-4 лет). Амортизация по объекту лизинга включается в себестоимость продукции, таким образом, не требуя дополнительных затрат.
После определенных выше действий можно различными методами и мероприятиями оздоровлять предприятие через различные меры повышения финансовых результатов, так как финансовые результаты в состоянии повысить многие финансовые показатели предприятия:
1. Разработать план мероприятий по экономии материальных ресурсов. Расчет возможной экономии материальных ресурсов в процессе производства должен отражается на заработной плате работников, при этом, к примеру 25% экономии ресурсов начисляется на заработную плату работника.
2. Увеличить расходы на контроль качества продукции. Довольно часто предприятие расходует немало средств на предотвращение результатов несоответствия качества. При этом расходы на контроль качества должны быть ниже расходов на предотвращение результатов несоответствия качества.
3. Увеличение расходов на рекламу. Широкая рекламная компания позволит значительно повысить возможность реализации продукции. В нашей ситуации нет возможности затратить большую массу средств на рекламу. Однако некоторые меры принять можно. Самым эффективным и относительно недорогим является рекламно-информационный сайт. По словам компаний-разработчиков сайтов проект повышает продажи на 8-12%.
4. Повышение объемов производства. План реализации продукции не может формироваться отдельно от плана производства. Предприятие должно четко представлять, сколько оно может произвести продукции для продажи. Объемы производства можно повысить ростом производительности труда и сокращением трудоемкости работ. Производительность труда повышается введением сдельно-премиальных систем оплаты труда. В результате превышения установленных плановых норм труда работник получает не только сдельную расценку, но и премиальные. На западе существует понятие «участие в прибылях». Такая система оплаты труда стимулирует работников к участию в повышении благосостояния предприятия. В результате растет не только объемы производства, но и качество продукции, и прочие результаты.
Заключение
Прогнозировать вероятность банкротства необходимо для выявления как можно раньше различных сбоев и упущений в деятельности предприятия, потенциально опасных с точки зрения вероятности наступления банкротства. Предприятие, на котором серьезно поставлена аналитическая работа, способно заранее распознать надвигающийся кризис, оперативно отреагировать на него и с большей вероятностью избежать «неприятностей» или уменьшить степень риска.
В практической части я решил дать оценку деятельности компании, которая сейчас находится в сложном положении. Таким образом, мой выбор пал на ОАО «ГАЗ», чья прибыль с каждым годом падает. В результате проведённых расчетов могу сделать следующие выводы:
- на основании данных согласно второй таблице, невозможно полностью говорить о том, что баланс ОАО «ГАЗ» является абсолютно ликвидным, т.е. сумма кредиторской задолженности предприятия превышает сумму располагаемых денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, предприятие не является кредитоспособным.
- коэффициент текущей ликвидности предприятия ОАО «ГАЗ» значительно ниже допустимой нормы, что свидетельствует о занижении оборотных активов перед краткосрочными обязательствами, поэтому не обеспечивается резервный запас для компенсации при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. Таким образом, кредиторы не могут быть уверены в том, что кредиты могут отвечать по платности и возвратности. Что касается коэффициента абсолютной ликвидности, если организация способна в текущий момент на 20 – 25 % погасить свои долги, то ее платежеспособность считается нормальной. В нашем случае показатель невероятно низок, что свидетельствует об отсутствии свободных денежных средств после уплаты своих долгов.
- рентабельность активов невероятно низка, а это говорит о том, что предприятие почти не использует эффективно свое имущество, и уровень менеджмента на предприятии низок.
В целом я могу добавить, что хотя ОАО «ГАЗ» находится в удручающем состоянии, но если в течение последующих лет будет ощущаться поддержка государства по повышению репутации предприятия, а, следовательно, впоследствии и приток инвестиционных средств, то фирма выйдет из опасного положения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9