Рефераты. Практика применения системно-ситуационного подхода в управлении (на примере ГОУ СПО Кемеровский педагогический колледж)

Социально-экономическая система – это любое социально-экономическое образование, обладающее определенной свободой выбора форм деятельности и представляющее собой единую организационную структуру, элементы которой взаимосвязаны и совместно функционируют для достижения общих целей. Это искусственные системы, созданные и управляемые людьми.

Из общей теории систем наиболее важны следующие положения:

-        целое не является простой суммой составных частей, поскольку систему можно рассматривать как единство;

-        системы рассматриваются как закрытые, или как открытые в зависимости от возможности обмена и взаимодействия с внешней средой;

-        системы имеют границы (жесткие и нежесткие), благодаря которым систему и выделяют как единство и целостность;

-        закрытые системы подвержены энтропии (вырождению), открытые, как правило, не подвержены, поскольку имеются входы из внешней среды (вход = выход + внутреннее потребление);

- система стремится к равновесию (покою). Устойчивое состояние (динамический гомеостаз) всегда предусматривает движение;

- обязательное условие существования системы – наличие обратной связи, т.е. поступление информации о выходе и внутреннем состоянии системы. Обратная связь – инструмент управленческого контроля;

-любая система является подсистемой более крупных систем и имеет свои подсистемы. Причем процесс иерархической структуризации бесконечен;

- все открытые системы стремятся к нарастанию усложненности и дифференциации;

- открытым системам присуще свойство эквифинальности, т.е. возможность системы приходить в некоторое состояние, определяемое лишь ее структурой, независимо от начального состояния и изменения среды. Изменения внутри системы обеспечиваются изменением входов, соответствующих структуре системы.

Кроме того, с практической точки зрения важно знание и понимание следующих основных свойств СЭС:

1)      Целостность системы порождает при членении элементы системы. Целостность проявляется в результате взаимодействия отдельных элементов системы. Характеристикой целостной системы являются: относительная независимость от окружающей среды, т.е. способность сохранять качественную определенность и свойства; структура как совокупность элементов и связей, определяющих внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы. Причем структура образуется в результате декомпозиции системы, определяемой свойствами системы, а не волей исследователя.

2)      Бесконечность – невозможность полного познания и всестороннего представления конечным числом качественных и количественных характеристик. СЭС может быть представлена бесконечным множеством структурных и функциональных инвариантов, отражающих политические, социальные, экономические, культурные, научно-технические, экологические, демографические, психологические и др. стороны жизни.

3)      Непрерывность функционирования. Система существует до тех пор, пока функционирует.

4)      Способность к саморазвитию (эволюция). Внутренним источником саморазвития являются противоречия.

Развитие связано с усложнением системы, т.е. с увеличением ее внутреннего многообразия. Искусственное ограничение многообразия ведет к застою в развитии и в конечном итоге к деградации системы.

5)      Целенаправленность. С помощью целенаправленного управления разрешаются возникающие противоречия и несоответствия во внутренней среде и в отношениях с внешней средой системы.

6)      Устойчивость – способность сохранения качественной определенности при изменении структуры системы и функций ее элементов. Устойчивость обеспечивается применением двух форм механизма адаптации: дифференциации (стремление системы к структурному и функциональному разнообразию элементов, которое обеспечивает условия возникновения и разрешения противоречий и способность системы к адаптации, т.е. больше разнообразия – выше устойчивость) и лабильности (подвижности функций элементов при сохранении устойчивости структуры системы в целом).

7)      Принципиальная неопределенность развития СЭС, заложенная в ее природе.

8)      Неполная наблюдаемость процессов функционирования СЭС, т.к. многие явления неизмеримы количественно, а только косвенно и качественными категориями, а также имеет место запаздывание информации об интересующих процессах.

Управление также рассматривается как система, но система знаний, доктрин, методов и функций, теорий и т.д. взаимосвязанных между собой.

Честер И. Барнард впервые стал рассматривать управление как систему: «Управление – это кооперированная система, включающая физические, биологические, социальные и психологические элементы».

Управление имеет характер открытой системы, поскольку очевидно влияние важных элементов и сил других систем.

Системный подход означает, что нельзя подходить ни к одному элементу, явлению или проблеме без учета его последующих взаимодействий с другими элементами и явлениями.

Система управления в общем случае состоит из трех элементов:

- объект управления – предмет, процесс, явление, относительно которого осуществляется управление;

- субъект управления – человек, который оказывает управленческое воздействие на объект управления;

- обратная связь.

Производство – это система, которая включает подсистемы:

- техника – совокупность средств человеческой деятельности, направленная для обслуживания производственных и непроизводственных потребностей;

- технология – учение о мастерстве – совокупность методов получения, изменения, изготовления сырья, материалов или полуфабрикатов в процессе производства;

- рабочая сила – способность человека к труду – совокупность физических и духовных сил, применяемых им в процессе производства.

В качестве объекта управления в организации может выступать (и как правило, выступает) производство. Схематично производство как объект управления представлено на рисунке 1.










Рисунок 1 – Система производства как объект управления (управляемая подсистема) 1


Управление как процесс представляет собой совокупность функций управления – систему, состоящую из управляющих воздействий. Функции управления могут быть как общие (планирование, организация, мотивация, контроль и координация), так и частные, касающиеся деятельности в конкретных областях на предприятии (технической, технологической, трудовой, финансовой, социальной), т.е. в соответствии со структурой объекта управления.

Исходя из этого можно представить функциональное строение системы управления производством (по трудам канд. экон. наук, профессора В.Г. Чуркина).

Подводя итоги, следует отметить очевидные основные преимущества системного подхода, а именно:

1) возможность интегрировать различные школы и направления в теории и практике управления на основе теории систем;

2) возможность определения факторов и последствий взаимодействия

элементов системы друг с другом.

Системный подход также имеет ряд недостатков, а именно он не дает возможности руководителю:

1) конкретно выявить основные элементы системы, влияющие на функции управления;

2) определить, что во внешней среде влияет на управление, и как внешняя среда влияет на результаты деятельности организации.

В настоящее время одной из основных проблем управления является придание системности всем социально-экономическим процессам, протекающим в организациях и, по возможности, вне ее.

Проблемы применения системного подхода успешно разрешаются посредством использования ситуационного подхода, который концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций и позволяет расширить применение теории систем путем подбора наиболее подходящих методов управления в данной ситуации.

Ситуационный подход это логическое продолжение системного подхода и также представляет собой не набор предписаний и руководств, а особый способ мышления руководителей об организационных проблемах и их решениях. Ситуационный подход надо отличать от метода ситуаций (case-метод).

В основе ситуационного подхода лежит понятие ситуации.

Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которые влияют на организацию в данное конкретное время.

Мери Паркер Фоллет сформулировала “закон ситуации”: “Различные ситуации требуют различных типов знаний”, а Ральф Стогдилл в 1948 г., развивая методологию ситуационного подхода, писал: “ситуация по большей части определяет, какие черты необходимы лидеру”.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Методология ситуационного подхода может быть представлена как четырехшаговый процесс:

1)                знание средств управления, которые доказали свою эффективность в прошлом;

2)                Предвидение вероятных последствий (как положительных, так и отрицательных) от применения какой-либо методики или концепции;

3)                Правильная интерпретация ситуации, т.е. определение наиболее важных в данной ситуации факторов и наиболее вероятного эффекта от изменения какого-либо фактора;

4)                Достижение целей организации наиболее эффективным путем за счет увязывания конкретных приемов, которые вызывали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы минимум недостатков, с конкретными ситуациями.

Таким образом, «лучшего способа управления не существует».

Различают четыре модели ситуационного подхода к стилю управления: 1) модель Фидлера; 2) модель «Путь – Цель» Митчела и Хауса; 3) теория жизненного цикла (Херси и Бланшар); 4) модель принятия решений руководителем Врума – Йеттона.

Модель Фидлера, в которой рассматриваются различные ситуации в организации взаимоотношений между руководителем и подчиненными в зависимости от изменения факторов, влияющих на поведение руководителя, таких как: отношения между руководителем и членами коллектива (лояльность, доверительность, симпатия и т.д.), структура задачи (структуризация, четкость постановки, привычность и т.д.), должностные полномочия (объем законной власти, уровень поддержки формальной организацией и т.д.).

Модель «Путь – Цель» Митчела и Хауса имеет в своей основе элементы модели Фидлера и теории ожидания В. Врума. Рассматривается зависимость «усилие – производительность - результаты - вознаграждение - ощущаемая ценность вознаграждения для подчиненного». В модели представлены результаты исследования роли руководителя в достижении целей организации через достижение цели подчиненных.

В этой модели выделяют два ситуационных фактора: а) личные качества подчиненных, включающие структуры активных потребностей; степень уверенности в способности влиять на внешнюю среду.

Чем ниже степень уверенности, тем выше склонность к авторитарному или инструментальному стилю руководства; б) требования внешней среды, определяющие характер задачи. От этих факторов зависит выбор стиля руководства группой.

Теория жизненного цикла (Херси и Бланшар), суть которой состоит в том, что стиль руководства зависит от зрелости исполнителей, т.е. от способности нести ответственность за свое поведение, от желания достичь поставленные цели, от образования, опыта в отношений конкретной задачи.

Зрелость изменяется в зависимости от содержания и характера задачи. Следовательно, изменяется и стиль руководства на основе субъективной оценки руководителем зрелости подчиненных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.